За столом поют не просто песни

Иногда я невольно задаюсь вопросом почему мой народ утратил искусство застольного пения… То ли жизнь у нас стала тяжелее (хотя наши предки жили в условиях похуже, но не расставались с народным творчеством), то ли мы стали более сухими и чёрствыми... Смотришь на соседнюю Грузию и восторгаешься их богатым музыкальным наследием. У каждого грузинского субэтноса есть своя неповторимая ритмика и мелодика: аджарские мотивы не спутать с тушинскими, сванские с хевсурскими... А главное каждый субэтнос сумел пронести через историю своё творческое наследие и воспроизводит его при каждой встрече родных и близких.

Почти в каждой семье есть аналог ağaç-qomuzа — пандури. Для нашего народа застольное пение настолько сегодня редкое явление, что душа сжимается сильнее, когда видишь редкие кадры кумыкских застолий.

YouTube Трейлер

Пение — это фактор сохранения родного языка. Не секрет, что очень часто в старинных песнях используется лексика, которая не используется в современной речи, но является частью литературного языка. Как минимум заучиванием песен можно пополнить словарный запас.

Пение вырабатывает эстетическое чувство понимания окружающей действительности и исторического наследия. У кумыков есть свой особый характер изложения песен — yır (йыр) — песни дидактического содержания, которые носят назидательный, наставнический, нравоучительный характер. В них воспевается мужество batır'ов (батыр — герой, рыцарь, богатырь), человеческие честь и достоинство, порицаются отрицательные свойства личности и низменные пороки. А лирические четверостишные песни sarın'ы (сарын) служат наиболее доступным средством восприятия синкретического пласта народной культуры, через которые можно прочувствовать народный дух.

Удивительно, но пение помогает вырабатывать аналитические и синтетические навыки. Возьмём, например, sarın'ы , которые связаны друг с другом тематически единым монологом или диалогом (соревнования). Они называются taqmaqlar (от глагола taqmaq- нанизывать, сцеплять). Это своеобразная форма кумыкских частушек, в которых задача у исполнителей стоит непростая: нужно на ходу придумывать историю, да так, чтобы она соответствовала окружающим реалиям и была применима к действующим cобытиям и людям. Это своеобразный народный «баттл» (состязание), где победителем становится тот, кто мог умело может пользоваться родным языком и тонко чувствует реакцию аудитории.

Не менее интересным представляется и другая форма игровых sarın'ов. «Süydüm-tayaq» — это своего рода поэтическое состязание между юношей и девушкой, в котором каждая сторона старается обогнать другую в красноречии. В этой форме изложения песен, как и в taqmaqlar, вырабатывается еще один важный для современного человека навык — эристика (искусство побеждать в спорах). Действительно, ведь надо уметь держать удар в словесной баталии и очень тонко парировать все песенные аргументы девушки или парня. Я уже не говорю о навыке публичных выступлений, который некоторыми бизнес-тренерами иногда отрабатывается при помощи музыкальных упражнений.

Но пожалуй одним из самых значимых факторов застольного пения я могу назвать тот факт, что совместное пение укрепляет родственно-дружеские отношения. Я бы даже сказал,что совместное пение это один из способов объединения народа. С учётом современного темпа жизни мы всё реже и реже собираемся вместе, проводим время вместе. Это печально, ведь для того, чтобы не растерять своё родное мы должны им делиться друг с другом. Иначе глобализация окончательно сделает нас единой однородной массой с псевдонародной идентичностью.

Азамат Акишев

Related posts:

comments powered by HyperComments