Татарский опыт для кумыков или кумыкский прецедент?
В последнее время все чаще ловлю себя на мысли о том, что я размышляю о судьбе моего уже далеко не малочисленного народа. Общаясь на днях со своим хорошим другом и председателем МКО QUMUQLAR Арсланом Хасанлы, который как раз в эти дни принимает участие во Всемирном форуме татарской молодёжи, меня посетили некоторые мысли касательно нашего будущего как народа.
Из Татарстана Арслан каждый день делится впечатлениями о происходящем. Так, он рассказал мне о том, как татарская молодежь, вопреки устоявшимся стереотипам на Кавказе о татарах как о «чересчур европеизированном народе», умеет чтить свои традиции, свою культуру, знает свою историю и старается развиваться день ото дня. При этом, она постоянно проводит мероприятия, которые направлены на объединение нации. Нынешний Всемирный форум татарской молодёжи тому яркий пример. Ребята со всех континентов съезжаются в Казань для того, чтобы не терять связи со своим историческим центром, познать вживую своё культурное наследие, познакомиться друг с другом и наметить множество новых проектов, направленных на созидание и строительство светлого будущего.
Во многом формат такого форума возможен благодаря тому, что руководство республики Татарстан активно поддерживает молодёжные инициативы и осознаёт значимость таких мероприятий. Ведь тут, помимо прочего, ведётся работа с зарубежными диаспорами татар, соотечественниками, которые проживают вдалеке от России. А это очень важно в условиях глобализации. Диаспоры тут выступают в качестве объекта, а субъектом является Всемирный конгресс татар, базирующийся в Татарстане.
Параллели
На самом деле, стыдно признаться, но для себя я не так давно открыл, что кумыки проживают не только в Дагестане, но и в Чечне, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. А самым большим для меня открытием стало то, что кумыки большими компактными группами проживают в Турции, Иордании, Сирии и даже Египте. Я уже не говорю про страны Европы и Америки. То есть почти на всех континентах имеются наши соотечественники.
Печально осознавать, но активных стабильных связей с этими нашими соотечественниками еще не сформировалось. Есть лишь точечные контакты, которых конечно недостаточно.
В процессе установления контактов немаловажным фактором являются символы, с которыми себя ассоциирует этнос. Это флаг, гимн, герб… Через эти символы они могут ощущать свою сопричастность к той или иной группе. Татарам в этом плане повезло. У них есть республика, в которой эти символы установлены на региональном уровне. У кумыков несколько сложная ситуация ввиду того, что они автохтонно проживают на территории нескольких административно-территориальных образований Российской Федерации.
Флаг как символ единства всех кумыков
Да, мы разделены границами. Но это не повод терять историческую связь, которая складывалась веками. Поэтому очень важно иметь общий символ, который бы нас всех объединял и служил бы неким маркёром нашей этнической идентичности. Я говорю сейчас про флаг. На данный момент существуют несколько вариантов кумыкского флага, которые были разработаны в разное время. Исторически так складывалось, что у каждого кумыкского правителя на том или ином этапе был собственный флаг, своя тамга, своя геральдика. До наших дней не дошли все виды флагов, которые использовались правителями, но что однозначно сохранилось, так это тамги разных родов.
Московская кумыкская организация QUMUQLAR, осознавая историческое и культурное наследие кумыкского народа, решила создать современную версию кумыкского флага, который бы удовлетворил большую часть кумыкского народа, что в принципе уже находит отражение в современной действительности.
Почему именно эта версия кумыкского флага больше всего подходит нашему народу? На этот вопрос я нашёл сразу несколько аргументов, которыми хочу поделиться с вами.
Во-первых, цвет флага. Голубой – цвет чистого неба, мирного неба над головой. Цвет воды, который несёт только позитивные ассоциации, ведь это символ спокойствия и благополучия. На него приятно смотреть. В кумыкском сознании Каспий играет огромную роль, в кумыкском языке это озеро называют именем предков кумыков – хазар. В этом смысле ассоциирование с цветом Хазарского моря национального символа имеет важное значение. А еще это исторический цвет, который практически все тюркские народы считают символом своей культуры. Очень часто этот цвет используют при украшении мечетей. Яркие примеры: мечети в Казани, Мазари-Шарифе (Афганистан), Самарканде (Узбекистан), Стамбуле (Турция). И это лишь малая часть таких примеров.
Во-вторых, тамга. Taraq tamğa, которая была придумана активистами МКО QUMUQLAR совместно с профессиональным дизайнером Магомедом Моллакаевым, является той связью с нашим прошлым, которая отражает традиции кумыкского (тюркского) символизма, при этом не являясь тамгой какого-то одного из кумыкских тухумов. Почему активисты не стали выбирать тамгу одного из родов, например, родов шамхалов или крым-шамхалов? Потому как выбрав какую-то одну тамгу мы бы рисковали отсечь какую-то группу кумыков, к примеру таркинскую, башлынскую, кайтагскую или брагунскую и т.д. Ведь это тоже кумыкские исторические центры, у которых тоже были свои символы.
Вместе с тем, наши ближайшие братья крымские татары, ногайцы, реже аланы (карачаево-балкарцы) тоже используют подобные символы на своих флагах. А на флагах крымских татар и ногайцев вообще тоже есть taraq tamğa, стилизованная под свои национальные особенности. При этом, следует отметить, что taraq tamğa на кумыкском флаге настолько проста к восприятию и понятна, что её может изобразить даже маленький ребенок, который только-только учится рисовать. И это, на мой взгляд, тоже важно для того, чтобы он стал ближе к народу.
Мы живем в довольно консервативном обществе, где роль религии очень сильна, поэтому при создании флага необходимо было учесть этот момент. Это было сделано – на флаге нет символов, которые бы противоречили канонам ислама – религии, приверженцами которой является большинство кумыков.
Не могли обойти стороной и ту сторону вопроса, которую часто игнорируют. Флаг МКО QUMUQLAR смотрится цельно и лаконично, отражая дух современности, где приветствуется минимализм в деталях. С точки зрения маркетинга и распространения информации о нашем этносе это идеальный инструмент, чтобы заинтересовать человека, который впервые увидит этот флаг. Мы сами это наблюдали, когда в этом году шли на шествии «Бессмертный полк» по Красной Площади и центральным улицам Москвы. Люди сами подходили и спрашивали, а что этот знак означает, а что значит надпись QUMUQLAR.
Кроме того, по результатам опросов в наших группах в социальных сетях, кумыкский флаг, разработанный МКО QUMUQLAR, стал бесспорным лидером среди других вариантов. Это и есть своеобразное отражение воли народа, который участвовал в голосовании и рационально подходил к вопросу того, что для него лучше.
Данный флаг уже признан большинством этнокультурных организаций Москвы. Причём, по моим личным наблюдениям, люди не против с ним фотографироваться. Даже, наоборот, очень часто вижу, что люди сами просят фотографировать их с ним вне зависимости от их этнической принадлежности.
Наш флаг признан и зарубежными кумыкскими диаспорами. Во время акции «Bayraq bulan surat al», нам присылали огромное количество фотографий с кумыкским флагом с разных концов земного шара. Люди с радостью его рисовали, распечатывали, выводили на экран мобильных устройств, чтобы сфотографировать и отметить свою сопричастность к кумыкскому движению. Поэтому данный флаг должен быть одним из инструментов поддержания кумыкской идентичности наших соотечественников.
Кумыкский флаг уже не раз используется во время всевозможных международных форумов и конференций. Молодые делегаты от МКО QUMUQLAR уже несколько лет являются активными участниками в мероприятиях международных организаций, на которых этот флаг был неоднократно презентован. Причём география презентации довольно широкая – это страны Европы и Азии. И везде после презентации люди легко узнают именно голубой кумыкский флаг, ассоциируют наш народ именно с нашей тамгой.
Флаг уже используется другими региональными кумыкскими организациями. К примеру, первая кумыкская НКА TÖRE уже давно использует этот флаг в качестве символа организации. Сейчас готовятся к открытию кумыкские организации в Санкт-Петербурге и Казани и они тоже уже выразили желание использовать именно этот символ. Активисты в этих городах уже выходили на торжественные мероприятия, подняв над собой именно флаг небесного цвета.
Кумыкский флаг уже начали использовать на праздничных торжествах. К примеру, на свадьбах уже активно применяют этот атрибут.
Более того, во всех крупных кумыкских сёлах этот флаг уже появлялся и люди его всегда встречают с позитивом. Когда председатель МКО QUMUQLAR вместе с другими активистами побывал на горе Тарки-Тау у памятника великому кумыкскому полководцу Султан-Муту, к нему подошли местные жители и попросили сфотографироваться с флагом. Это, безусловно, говорит о многом. Люди готовы принимать этот флаг и принимают.
Самое главное, что за флагом организации QUMUQLAR стоят реальные дела. Именно из-за этого флаг организации стал очень популярным. Мы не так давно зарегистрировали аккаунт организации в Инстаграме и буквально за 5 месяцев на него подписалось около 8,5 тыс. человек. Количество подписчиков в других социальных сетях постоянно растёт. А значит людям небезразлично своё этнокультурное развитие. А это нужно делать в единстве, которое может быть обеспечено именно единым кумыкским флагом.
Таким образом, мы осознаем, что наш путь будет более сложным, чем татарский, но наш подход может стать новым для тех народов, у которых нет значимого фактора в виде национальной республики. Кумыкская молодежь будет трудиться с целью сохранения нашей культуры и происходить это будет в строгом соответствии с законом и повсеместно.
Азамат Акишев