Спасти и сохранить

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. День установлен в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия

Нашим людям свойственно вечно кого-то обвинять и валить вину и заботы на других, лишь бы самим ничего не делать. А потом вопим, что: «Кумыкскую историю не изучают!» и удивлённо вопрошаем «Туристы едут в горы, а наши районы,  что белые пятна?!» Но, если мы сами так к своему прошлому относимся, что поделать?

На территории исторического проживания кумыков, зачастую вопреки самим кумыкам и представителям других на Кумыкской равнине обитающих народов, сохранилось немало исторических памятников.

В «Перечень исторических городов и поселений России» включены 3 дагестанских города и Дербент, Махачкала, Кизляр и 1 поселок — Тарки. Наличие Тарков со всеми его памятниками в столь авторитетном справочнике чрезвычайно престижно, но насколько серьёзно к этому вопросу относятся в самом посёлке? В селе лишь недавно подняли вопрос об открытии здесь музея, а ведь такие музеи уже давно есть во множестве сёл куда более молодых и менее славных. Что это? Скромность? Презрение к своим корням? Безответственность? Не берусь отвечать. Сложно всё это.

Конечно, одними Тарками наши исторические памятники не исчерпываются. Достаточно назвать Андрей-аульское городище, и по сей день поражающее своими масштабами, а также прекрасные памятники кумыкской архитектуры на улице Таш-Орам в Аксае.

Состояние многих исторических наших памятников крайне печально. Недавно при попытке «выровнять» минарет в Аксае мы потеряли памятник архитектуры XIX в. В селении Гели было разрушено здание школы, построенное  в 1912 году. Что, впрочем, не мешает современной школе вести отсчёт своего существования с того самого здания. В селении Камбулат Бабаюртовского района сохранились могильные плиты героев кумыкского эпоса Абия и Абдулатипа Джамбулатовых. Находятся они в крайне унылом состоянии. Видимо, ненужные никому. Пасётся по могилам разная скотина. В плачевном состоянии находится здание железнодорожного здания более чем столетней давности в Кумторкалинском районе. В Капчугае по кладбищу воинов, павших в боях с Тамерланом проходит грунтовая дорога, по которой разъезжают машины. Про памятники собственно кумыкского зодчества я и не говорю – они гибнут в ядовитом море всеобщего равнодушия.

Попытки привлечь выходцев из вышеперечисленых селений, в том числе и потомков владельцев старинных домов, героев похороненных в тех могилах и любых других людей к подобным проблемам пока желаемых результатов не дали. На все мои призывы раздавалось неизменное безразличное: «Битди-гетди, кому интересно, то чего уже нет? Лишняя трата денег и времени…». Да еще смеялись как над юродивым.  Ну, я не первый и не последний, который всё это слушал. Потому пережил. Но за историко-культурные памятники, за наше наследие, составляющие основу нашего сакрального пространства всё равно горько и обидно. Одними разговорами и статьями ничего с места не сдвинешь. Надо ходить, убеждать, писать бумаги, требовать, действовать, но кому? Один в поле не воин.

Стремясь, хотя бы как-нибудь разобраться в вопросах организации охраны памятников,  тем, кто захочет спасти, что-то в будущем, я решил проконсультироваться с нашими соплеменниками, так или иначе связанными с данной проблемой.

В ответ на мой вопрос о том, как тем или иным памятникам присваивается особый статус, заведующий отделом археологии Института истории,  археологии и этнографии ДФИЦ РАН Артур Таймазов пояснил, что статус особо охраняемых объектов присваивает только ЮНЕСКО, а согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» существуют памятники федерального значения, а также регионального и муниципального значения. Охрана объектов подразумевает максимальное обеспечение физической сохранности памятников, а также их целевое использование и популяризацию. Говоря о том, какие именно объектив подпадают под определение историко-культурных памятников, обратимся к статье 3 вышеназванного закона: «К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры».

Краевед из Ленинградской области Абдулзагир Пашаев на мои вопросы ответил так: «Юсуп! Увы, человеки-кумыки не занимаются проблемами охраны памятников истории и культуры Кумыкской равнины через официальные структуры ВООПиК (Всероссийского Общества охраны памятников и культуры). В рамках частных инициатив интересуются памятниками на кумыкской равнине члены общества «Анжи-Кала» и "Атакумук. Нет людей, которые взялись бы организовать отделения ВООПиК по кумыкским районам. Здесь, в Гатчине, есть Гатчинское отделение ВООПиК и в её работе участвую и состою. Сейчас работу по спасению старых деревянных домов в городе проводим. В Контакте есть и группа нашего, Гатчинского отделения».

«Умирающая история» (сел. Капчугай), фото Идрисова Ю.М.

«Умирающая история» (сел. Капчугай), фото Идрисова Ю.М.

 

Древнее кладбище в Капчугае. Фото Атагиши Муртузалиева

Древнее кладбище в Капчугае. Фото Атагиши Муртузалиева

 

Могильные плиты героев кумыкского эпоса Абия и Абдулатипа Джамбулатовых в Камбулате

Могильные плиты героев кумыкского эпоса Абия и Абдулатипа Джамбулатовых в Камбулате

Думаю, давно назрело время всем нашим краеведам, музейным работникам и просто неравнодушным деятелям соединиться в ассоциацию, в от в те же районные отделения ВООПиК и взаимодействовать. Один в поле не воин, а взвод – это уже боевая единица. Для начала составить бы справочник всего, что у нас есть и что мы еще можем спасти и сохранить. Это был бы уже шаг вперёд.

Приведу в конце слова-предупреждение Чингиза Айтматова: “Народ, у которого нет истории, подобен ребенку без отца и матери, всему учится с самого начала. Мало того, народ, потерявший свою историческую память, словно гибкая лоза: куда его согнешь, туда и пойдет”. Не впустим же вирус манкуртизма в себя.

Юсуп Идрисов

Related posts:

comments powered by HyperComments