Символика кумыкской аристократии
В последние годы немало пишут о символике народов, спорят о ней, корректируют или попросту их изобретают. В данной статье речь пойдёт об ином. Не об общенародном или современном употреблении символов. Мы попытается разобраться в происхождении символики кумыкских аристократов, постараемся «услышать» её «голос», ведь как писал философ-эзотерик первой трети 20 века В. Шмаков: «Язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов».
В нашей статье мы проанализируем несколько видов символики: тамга, печать, герб, символы власти.
В переводе с тюркских языков слово «тамга» имеет значения: «тавро, знак собственности, которым клеймится скот» (Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. 3. СПб., 1905). Тамги нередко воспринимают как тюркский аналог гербов, но в действительности это совсем разные символы. Тамга, в отличие от герба, изначально была не социальным маркером, а знаком собственности. Изначально тамги выжигались на спинах лошадей, верблюдов, овец, дабы при перегоне они не затерялись в чужих табунах и стадах, отарах. Вместе с тем, подобно гербам они, передавались по наследству в одном роде. Их употребляли не только при клеймении скота, но также использовали в печатях и изображали на сынташах – надмогильных плитах. Так, на надмогильном памятнике шамхала Махти Ширданчи в селении Уллубий-аул в верхней его части присутствует тамга в форме двузубца с отростком посредине. Помещена тамга в конусовидном треугольнике.
Отчасти её напоминает тамга на сынташе Хадижат дочери Арсланбека в Капчугае, также представляющая собой вариант двузубца с закруглением у основания. Двузубцы напоминают символику князя Святослава, позаимствованную им у хазар.
Печать кадарского чанки Уцму-Хаджи, род которого восходит к Амирхану сыну Умалат-шамхала Тарковского, жившему в первой половине 18 века, напоминает один из вариантов тамги дома Бату (Батыя) (Дамир Исхаков. Исторические очерки. Казань, 2009. С. 21). В нижней части печати просматривается обращённый вниз трезубец, напоминающий тарак-тамгу крымско-татарских ханов. Интересно отметить, что родовая тамга карачаевских князей Карабашевых и Урусбиевых также представляла собой трезубец (Биджиев Х.Х. Раннесредневековые поселения Карачаево-Черкессии и Центрального Предкавказья. Диссертация доктора исторических наук. Карачаевск, 1993. С. 205). Родство тут совершенно необязательно. Как отмечал этнограф Л.И. Лавров — имели место факты заимствования одной и той же тамги разными родами. Тем не менее, на протяжении веков трезубцы у разных степных народов символизировали принадлежность "к аристократическому кругу державы, его нахождением на государственной службе соответствующего уровня" (И.Л. Кызласов). Трезубцы известные под названием тарак-тамга и активно использовались золотоордынскими ханами при чеканке монет (Е.Ю. Горчаров Медные джучидские монеты XV в.// http://russianchange.narod.ru/num/num4.html).
По мнению ряда исследователей двуногие и трёхногие тамги обозначали птицы-тотемы (онгоны) аристократических родов (Алексеев И.Е. Загадки «тамги Мамая»... («Золотоордынское наследие», 2019 г.). При том трезубцы (тарак-тамга Гиреев) восходят к стилизованному изображению ворона, а двузубцы к изображению белого сокола. Известно, что белый сокол также был символом (тамгой и онгоном) огузских родов кайы, баят, акэвли и караэвли.
У поздних шамхалов печати в основном имели квадратную форму.
Квадратам и четырехугольникам приписывали магическое свойство, например, способность оберегать владельца такого талисмана или символа (тамги, печати) от чумы (Хатуев Р.Т. Карачаево-балкарская символика. Черкесск, 2012. С. 23).
Сходны с печатями последних шамхалов и печати потомков кайтагских уцмиев.
Печать эндиреевских князей Айдемировых имеет каплевидную форму. В центре печати присутствует надпись «Хаджи-шамхала» или «Шамхал-хаджи» (Перевод Исмаила Ханмурзаева).
В полотнищах татарских знамён, дошедших до нас наблюдается преобладание красных знамён. Часто использовали знамя с шёлковыми квадратами красного и оливкового цветов и орнаментальным мотивом бадам, то есть миндаль (Серкина Г.А. Магическое воздействие композиции коврового орнамента// Кунсткамера: этнографические тетради. СПб, 1996.Вып. 10. С. 234).
Есть мнение, что каплевидная печать (мухур) и кувшинообразные символы в эпиграфике кумыкских аристократов представляют собой орнаментальную стилизацию двуглавого орла огузо-сельджуков (Фазиль Тонай). В свою очередь казанский историк Дамир Исхаков приводит нумизматические данные об использовании двуглавого орла как символа дома Бату (Батыя).
В 19 веке получили распространения и печати в форме полумесяца. Например, такой печатью пользовалась вдова последнего шамхала Шамсутдина Бакуш-бийке Казаналипова.
Печать последнего шамхала Шамсутдина повторяет герб князей Тарковских, утверждённый императорским двором в 1853 году. Изображение герба Тарковских было выявлено Ю.Идрисовым в 2005 году и впоследствии опубликовано и введено в оборот К.М. Алиевым (Смотрите: Герб князей Тарковских (Шамхалов): из книги "История родов русского дворянства." /http://kumukia.ru/?id=536/2006 г.).
Одним из символов власти шамхалов являлось золотое яблоко, использовавшееся согласно Адаму Олеарию при их коронации. У тюркских народов золотое (красное) яблоко является символом власти и могущества, также страны обетованной. Любопытно, что азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шамхалов «страной золотого яблока» (Алиев К.М. История шамхалов Тарковских//https://yoldash.ru). Таким образом, метание в кандидата на трон золотого яблока символизировало его избрание народом, признание его власти над определённой территорией.
Символы функционируют как механизмы памяти культуры, передавая из поколения в поколение некое послание, «культурный код», как составную часть идентичности. Необходимо не только помнить их, но и понимать их. Это позволяет нам лучше понять наших предков, а значит и нас самих.
Ю. Джанатлиев
Опубликовано: Ёлдаш/Спутник, 30.04.2021 г.