Символика кумыкской аристократии

В последние годы немало пишут о символике народов,  спорят о ней, корректируют  или попросту их изобретают.  В данной статье речь пойдёт об ином. Не об общенародном или современном употреблении символов. Мы попытается разобраться в происхождении символики кумыкских аристократов, постараемся «услышать» её «голос», ведь как  писал философ-эзотерик первой трети 20 века В. Шмаков: «Язык символов есть  истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен и народов».

В нашей статье мы проанализируем несколько видов символики: тамга, печать, герб, символы власти.

В переводе с тюркских языков слово «тамга» имеет значения: «тавро, знак собственности, которым клеймится скот» (Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. 3. СПб., 1905). Тамги нередко воспринимают как тюркский аналог гербов, но в действительности это совсем разные символы. Тамга, в отличие от герба,  изначально была не социальным маркером, а знаком собственности. Изначально тамги выжигались на спинах лошадей, верблюдов, овец, дабы при перегоне они не затерялись в чужих табунах и стадах, отарах. Вместе с тем, подобно гербам они, передавались по наследству в одном роде. Их употребляли не только при клеймении скота, но также использовали в печатях и изображали на сынташах – надмогильных плитах. Так, на надмогильном памятнике шамхала Махти Ширданчи в селении Уллубий-аул в верхней его части присутствует тамга в форме двузубца с отростком посредине. Помещена тамга в конусовидном треугольнике.

Верхняя часть сынташа Махти Ширданчи с тамгой

Верхняя часть сынташа Махти Ширданчи с тамгой

Отчасти её напоминает тамга на сынташе Хадижат дочери Арсланбека в Капчугае, также представляющая собой вариант двузубца с закруглением у основания. Двузубцы напоминают символику князя Святослава, позаимствованную им у хазар.

Сынташ Хадижат дочери Арсланбека, 1293 год Хиджры

Сынташ Хадижат дочери Арсланбека, 1293 год Хиджры


Печать Уцму-Хаджи

Печать Уцму-Хаджи

Печать кадарского чанки Уцму-Хаджи, род которого восходит к Амирхану сыну  Умалат-шамхала Тарковского, жившему в первой половине 18 века, напоминает один из вариантов тамги дома Бату (Батыя) (Дамир Исхаков. Исторические очерки. Казань, 2009. С. 21).  В нижней части печати просматривается обращённый вниз трезубец, напоминающий тарак-тамгу крымско-татарских ханов. Интересно отметить, что родовая тамга карачаевских князей Карабашевых и Урусбиевых также представляла собой трезубец  (Биджиев Х.Х. Раннесредневековые поселения Карачаево-Черкессии и Центрального Предкавказья. Диссертация доктора исторических наук. Карачаевск, 1993. С. 205). Родство тут совершенно необязательно. Как отмечал этнограф Л.И. Лавров — имели место факты  заимствования одной и той же тамги разными родами. Тем не менее, на протяжении веков трезубцы у разных степных народов символизировали принадлежность  "к аристо­кратическому кругу державы, его нахождением на государственной службе соответствующего уровня" (И.Л. Кызласов).  Трезубцы известные под названием тарак-тамга и активно использовались золотоордынскими ханами при чеканке монет (Е.Ю. Горчаров Медные джучидские монеты XV в.// http://russianchange.narod.ru/num/num4.html).

По мнению ряда исследователей двуногие и трёхногие тамги обозначали птицы-тотемы (онгоны) аристократических родов  (Алексеев И.Е. Загадки «тамги Мамая»... («Золотоордынское наследие», 2019 г.). При том трезубцы (тарак-тамга Гиреев) восходят к стилизованному изображению ворона, а двузубцы к изображению белого сокола. Известно, что белый сокол также был символом (тамгой и онгоном) огузских родов кайы, баят, акэвли и караэвли.

У поздних шамхалов печати в основном имели квадратную форму.

Печать Абумуслим-Хан-Шамхала

Печать Абумуслим-Хан-Шамхала

Квадратам и четырехугольникам приписывали магическое свойство, например, способность оберегать владельца такого талисмана или символа (тамги, печати) от чумы  (Хатуев Р.Т. Карачаево-балкарская символика. Черкесск, 2012. С.  23).

Печать Амир-Чопана Уцмиева

Печать Амир-Чопана Уцмиева

Сходны с печатями последних шамхалов и печати потомков кайтагских уцмиев.

Загадочный символ из Черкес-аула

Загадочный символ из Черкес-аула

7

Печать эндиреевских князей Айдемировых имеет каплевидную форму. В центре печати присутствует надпись «Хаджи-шамхала» или «Шамхал-хаджи» (Перевод Исмаила Ханмурзаева).

В полотнищах татарских знамён, дошедших до нас наблюдается преобладание красных знамён. Часто использовали знамя с шёлковыми квадратами красного  и оливкового цветов и орнаментальным мотивом бадам, то есть миндаль (Серкина Г.А.  Магическое воздействие композиции коврового орнамента// Кунсткамера: этнографические тетради. СПб, 1996.Вып. 10. С. 234).

Шамхальская эмблема на могиле Муртазали шамхала сына Махди (фото И.Ханмурзаева).

Шамхальская эмблема на могиле Муртазали шамхала сына Махди (фото И.Ханмурзаева).

Есть мнение, что каплевидная печать (мухур) и кувшинообразные символы в эпиграфике кумыкских аристократов представляют собой орнаментальную стилизацию двуглавого орла огузо-сельджуков  (Фазиль Тонай). В свою очередь казанский историк Дамир Исхаков  приводит нумизматические данные об использовании двуглавого орла как символа дома Бату (Батыя).

В 19 веке получили распространения и печати в форме полумесяца. Например, такой печатью пользовалась вдова последнего шамхала Шамсутдина Бакуш-бийке Казаналипова.

Печать Бакуш-бийке

Печать Бакуш-бийке


Печать Шамсутдин-Шамхала

Печать Шамсутдин-Шамхала

Печать последнего шамхала Шамсутдина повторяет герб князей Тарковских, утверждённый императорским двором в 1853 году. Изображение герба Тарковских было выявлено Ю.Идрисовым в 2005 году и впоследствии опубликовано и введено в оборот К.М. Алиевым (Смотрите: Герб князей Тарковских (Шамхалов): из книги "История родов русского дворянства." /http://kumukia.ru/?id=536/2006 г.).

Одним из символов власти шамхалов являлось золотое яблоко, использовавшееся согласно Адаму Олеарию при их коронации. У тюркских народов золотое (красное) яблоко является символом власти и могущества,  также страны обетованной. Любопытно, что азербайджанский народный поэт эпохи Надир-шаха Ашык Сафи Реванлы, воспевая «дагестанский поход» Надир-шаха, также называет Страну шамхалов «страной золотого яблока» (Алиев К.М. История шамхалов Тарковских//https://yoldash.ru). Таким образом, метание в кандидата на трон золотого яблока символизировало его избрание народом, признание его власти над определённой территорией.

Символы функционируют как механизмы памяти культуры, передавая из поколения в поколение некое послание, «культурный код», как составную часть идентичности. Необходимо не только помнить их, но и понимать их. Это позволяет нам лучше понять наших предков, а значит и нас самих.

 

Ю. Джанатлиев

Опубликовано: Ёлдаш/Спутник, 30.04.2021 г.

Related posts:

comments powered by HyperComments