Военное дело у кумыков

В XVIII в. Кумыкия была раздроблена на ряд более или менее крупных феодальных владений – княжеств: шамхальство Тарковское, Буйнакское, Эндиреевское, Аксаевское, Костековское, Эрпелинское, Карабудахкентское и Казанищенское, а также Мехтулинское ханство. Раздробленность, междоусобицы в Кумыкии всячески использовали в интересах колонизации великие сопредельные державы — Иран, Турция и Россия. И, чтобы успешно противостоять экспансии великих держав, необходимо было наличие боеспособной армии, развитие военного искусства. О военной организации кумыков в XVIII в. ниже и пойдет речь.

Тот факт, что с 1560 по 1605 года кумыки смогли отразить 10 завоевательных походов Московской Руси, заставляет серьёзно задуматься. Победы XVI-XVII вв. над военными силами грузин, калмыков и персидских шахов были также невозможны без целенаправленной подготовки воинов правителей. Факты свидетельствуют, что у кумыков в XVIII в. была своя достаточно эффективная военная организация, включавшая различные системы подготовки, о чем не раз сообщали царские офицеры в своих рапортах. Издревле, самое храброе племя Кавказа — кумыки славились своим оружием, тактикой и искусством войны. На протяжении нескольких веков кумыкские феодальные владетели и подвластный ему народ вели различные войны, отстаивая независимость родного края. Ещё Пётр I, восхищаясь героизмом утемышских воинов говорил: «Если бы этот народ (кумыки – М.-П.А.) имел бы понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие с ними». Это была самая высокая оценка императора России в отношении мужества и стойкости кумыкского

Портрет князя Александра Бековича Черкасского

Портрет князя Александра Бековича Черкасского

народа. В своём донесении Петру I в 1714 г. кабардинский князь А. Бекович-Черкасский сообщал о необходимости привлечения кумыкских владетелей на сторону России, поясняя это следующим образом: «… ежели народ сей, за помощью божиею вашим мудрым промыслом при вашей стороне, тогда сила ваша в том краю наилутше разширится может, от того и другим страх будет; понеже сего пригорного народа в тех сторонах безмерно боятся, а паче в страхе персияне, которые для опасенья своего кумыцким князьям и шевкалам будто жалованье дают и ежели разсуждать их дела, то подобно дани, и расход великий от шаха персидского владельцам кумыцким повсягодно бывает». Что касается самих персов, то они считали «шефкальцев великими воинами». Не будет лишним отметить, что в личной гвардии Надир-шаха присуствовали и кумыкские воины, которые участвовали в походе шаха в Среднюю Азию и в Индию. Кумыкские воины пользовались славой грозных воителей и в самом Иране. Кумыкская гвардия находилась на службе и у шаха Тахмаспа I. Любопытно, что представители кумыкской ветви рода Боташевых на протяжении всего XVIII в. являлись личными телохранителями персидских шахов. Побывавший среди кумыков известный гольштинский посол и ученый Адам Олеарий пишет: «Ни персы, ни русские между владениями которых они расположены, не могут укротить их военной силой…». Турецкий путешественник и богослов Эвлия Челеби, характеризуя мужество кумыков, писал: «…...Вечно воюют с Аджамами (т. е. с иранцами). Великие мужи!». На протяжении долгого времени шамхалы Тарковские «при дворе шаховом были всегда в великом почтении», — писал И.-Г. Гербер. 

Карта реконструирована на основе информации из исторических источников (работ Э. Челеби, А.-К. Бакиханова, Мухаммед-Рафи, Мухаммед Аваби Акташи и ряда других авторов).

Карта реконструирована на основе информации из исторических источников (работ Э. Челеби, А.-К. Бакиханова, Мухаммед-Рафи, Мухаммед Аваби Акташи и ряда других авторов).

В рассматриваемый период шамхальство Тарковское продолжало оставаться одним из крупных и сильных феодальных владений, с которым и в XVIII в. считались многие соседние государства. От него зависели некоторые общества нагорного Дагестана. Сюда, прежде всего, следует включить Акушинский и Цудахарский союзы. Об этом свидетельствует Д. И. Тихонов, который писал, что «акушинцы и цудахарцы считаются под протекцией шамхала. …Ежели случится, что нужно будет ему вооруженное войско, то просит их по доброй воле…». Шамхальство Тарковское располагало большими людскими ресурсами. При необходимости, «шамхал Тарковский от принадлежащих ему владений и более акушинского народа 26000 человек мог выставить», — писал П.Г. Бутков. Однако по некоторым другим источникам шамхалы в XVIII в. могли собрать до 30 и более тысяч воинов. К примеру, в своем рапорте русскому командованию генерал Г. Кропотов с опасением отмечал, что «…у него (Адиль-Гирей шамхала – М.-П. А.) везде есть караулы и разъезды и, ежели хотя малые покажутца наши люди, то от них зажигают маяки во всех местах и многие их народы збираютца в одно место, которых может одним часом до десяти тысеч и более собратца, к тому ж нынче имеется известие, что их горских народов лезгинов, тавлинцов, кумык и протчих есть в собрании восемдесят тысеч и оное от него, шамхала… никоими делами поимать ево на дороге не возможно…» .

На территории между реками Терек и Сулак имелось три феодальных владения: Эндиреевское, Аксаевское и Костековское. В рассматриваемый период, «в Эндери считают до 3 т. дворов»,- писал П. Г. Бутков, вооруженных людей мог выставить «со всей волости до 6000». По данным А.И. Ахвердова, «Деревни Аксаевской… в ней семей до пяти сот, а мужеска полу собраться могут до тысячи пятисот человек вооруженных, со всеми же окружными и принадлежащими к оной чеченскими шестью деревнями Качкалык называемыми, соберутся до трех тысяч». А. И. Ахвердов в своем «Описании Дагестана» сообщает: «Деревня Костековская… В ней семей до трехсот, а душ мужска пола собраться могут оружейных до шестисот». 

Нет точных сведений о количестве войска правителя Утемышского султанства, которое существовало время от времени как удельное владение шамхальства Тарковского. По сообщениям П. Г. Буткова, «этот «уезд (Утемышское султанство — М.-П.А.) включал в себя семь деревень: Утемыш, где содержалось до 500 дворов, и другие шесть деревень там же по сторонам лежащих». Известно, что он в разное время утемышский султан мог собрать до 10 тыс. воинов. Это подтверждают русские авторы во время военного выступления Султан-Махмуда Утемышского против войск Петра I. Так, например, «Войска Султана сего, состоящего из 10 тыс. человек своих и из 6 тыс. Усмеева было, по мнению его, довольно для побеждения Российского…»,- писал И.И. Голиков. Необходимо также указать и то, что ногайцы, жившие на территории Тарковского шамхальства и Засулакской Кумыкии, также составляли военную силу кумыкских владетелей в случае войны. Также кумыкские князья при общей мобилизации могли собрать значительное войско — ополчение из подвластных им народов, жителей своих владений. 

Вооружение у кумыков технологически отставало от русских арсеналов, активно заимствовавших европейские новинки. В рассматриваемый период кумыки активно применяли лук (жая) со стрелами (окълар). В бою также применяли меч (къылыч), щит (къалкъан), большое копье (сунгу), маленькое метательное копье — сюльче, дротики (джириды), секира (айбалта), меч с закривленным на манер ятагана клинком (къынгъыр-къылыч), различного рода оборонительные сооружения. В рукопашной схватке отдавали предпочтение короткому мечу на манер римского «гладиуса», известному у кумыков как «хынжал». В кавалерийском бою, активнее всего применялась легкая сабля «шешке» (отсюда русская шашка). Огнестрельное оружие было представлено единичными образцами «тюфенгов» — турецких мушкетов, которые стоили очень дорого. Еще в конце XVII в. при дворе шамхалов Тарковских появилась собственная элитная мушкетерская гвардия.

Боевая мощь кумыков — конница считалось лучшей на всём Кавказе, и стояла в одном ряду с конницей крымских татар и ногайцев. На протяжении веков в Кумыкии выработалось чрезвычайно изощрённое искусство конной войны: тактические приёмы предусматривали едва ли не все возможные условия ведения боя. Кумыки сумели приспособить свою конницу к сражению с массовым использованием огнестрельного и холодного оружия в XVIII в. Коней приучали не бояться пушечных выстрелов, на поле боя всадник и его конь сливались в одно целое и животное слушалось седока без принуждения. Одна из главных причин успехов кумыкской конницы — это тактика ведения боя, которая является традиционной для всех тюрков: ложные отступления, охваты, окружения, заманивание противника длительным обстрелом, умение ускользать от ударов, дисциплина, высокая подвижность, умение внезапно обрушиваться на противника и т. д. О хорошей коннице кумыков, а также об их воинственности говорит и то, что казаки — главная военная сила Московской Руси во многих военных столкновениях в XVI-XVIII вв. с кумыкскими батырами нередко терпели поражение за поражением. Это известный факт! К примеру астраханский губернатор В. Н. Татищев писал об эндиреевских кумыках следующее: «… в воинском поступке они превосходят всех казаков». В своём известном романе «Разин Степан» Алексей Чапыгин характеризует следующим образом кумыков, прибывших по просьбе правителя Гиляна для отражения нападения казаков-разбойников во главе со Степаном Разиным на персидские города: «Благородный хан, нам вольным кумычанам, знакомы козаки с далёких рек Танаида, где живут они! Мы в горах много раз побивали их на Куре и Тереке, отсюда проходят они в Кюльзюм. Без числа в горах гниют козацкие головы!..». 

Изготовление оружия издавна была одним из важнейших промыслов . Изготовление и распространение оружия тесно связано с историей и военным бытом этого края. Воинственным князьям часто приходилось вести войны и они нуждались в хорошем вооружении. «Оружие на весь Кавказ изготавливает почти исключительно Дагестан», писал профессор Московского Университета О. В. Маргграф. Оружейными центрами в Дагестане в XVIII в. были: Казанище, Кубачи, Амузги, Харбук, Эндирей, Кази-Кумух, Согратль и другие. Издревле все без исключения воинственные тюркские племена занимались изготовлением оружия. Весьма в этом плане преуспели и кумыки, что подтверждают ряд найденных на Кумыкской равнине остатки плавильных печей, железистого шлака, фрагментов холодного оружия и кузнечных принадлежностей. Исследования учёных дали возможность установить, что ещё в раннем средневековье металлодобыча и металлообработка получила широкое развитие у жителей Кумыкской равнины. Древние мастера умели плавить металл, получать железо, сталь и выковывать различные изделия необходимой упругости и твёрдости. В дальнейшем они достигли в своём искусстве такого совершенства, что могли выплавлять булатную сталь и из неё ковать холодное оружие. Слово «булат» в русском языке имеет исконно тюркское происхождение и означает «сталь», что подтверждает то, что булат для славян открыли тюркские племена. Большим достижением тюрков — предков кумыков является то, что они владели секретом производства стали. Например, стальные сабли, выявленные на могильниках Беленджера (первой столицы Хазарии) являются наиболее ранними образцами подобного оружия на Кавказе и в Юго-Восточной Европе. По мнению ученых, возникновение хазарских сабель стало следствием поисков повышения эффективности клинкового оружия в условиях верхового боя. Достоверно известно, что сабля хазарского производства была также и у императора Запада Карла Великого.

caucass_knifeСреди кумыкских оружейных центров в XVIII в. можно выделить Казанище (Верхнее Казанище и Нижнее Казанище), Эндирей, Таргу, Аркас, Башлы, Капкайкент и другие населённые пункты. В этот период в Кумыкии изготовлялось лучшее оружие, что указывает на то, что и в последующий XIX в. кумыкские оружейники славились своими изделиями. Например, имам Шамиль говорил: «Мастера Базалая (отца), искусству которого мы приписываем самое лучшее оружие в горах, давно нет в живых, но есть целое селение базалаев, много их и в других обществах. Все они выставляют на своих изделиях одно имя Базалая-отца». Здесь не будет лишним привести в пример и старинную казачью песню которая гласит: «Дам кинжал базалай, дам я шашку гурда, а за это за все ты отдай мне жену». Исследователь Н. Попко писал, что «в Кумыках (в Кумыкии — М.-П.А.) и Кабардах были лучшие оружейники, седельники, серебряники; казаки водили знакомство с такими людьми, потому что нуждались в их изделиях ». 

Evliya_CelebiЭвлия Челеби отмечал, что кумыки были полностью вооружены по татарскому образцу и то, что кумыкские воины были легко вооружены. Адам Олеарий, побывавший в шамхальстве Тарковском и Эндиреевском владении в XVII в. отмечал: «Они ездят верхом или ходят обыкновенно защищённые бронею, щитом и шлемом, нося стрелы, лук и дротики». В XVIII в. кумыкские воины также носили кольчугу, стальной шлем, щит, дротик, саблю и кинжал. Известно, что с XVI в. кумыки уже использовали огнестрельное оружие. Наряду с огнестрельным оружием местного производства, имели распространение и импортные турецкие, английские, персидские и русские ружья. Ценные сведения о широком распространении огнестрельного оружия среди кумыков сообщает И.-Г. Гербер в 20-х годах XVIII в. Он отмечал, что засулакские кумыки используют «оружие огненное и луков, и у всех добрые сабли», что дагестанцы «люди храбрые и поспешны на конях, все вооружены оружием огненным, добрыми саблями и многие в панцирях: луков и стрел мало употребляют». Д. И. Тихонов, описывая шаухальское владение сообщает, что «….Ружья, пистолеты, сабли и кинжалы и другие вещи делаются довольно хорошие в деревне Кадар при речке Малом Манасе и покупают у уцмия во владении в местечке Кубечах. Порох делают сами ж». 

Что касается артиллерии, кумыкские правители не имели её в большом количестве, пушки насчитывались единицами, стоили дорого и считались грозным оружием того времени. Однако порой кумыки использовали деревянные пушки, окованные железными обручами, о которых ещё упоминали русские источники во время антироссийского выступления шамхала Адиль-Гирея Тарковского в 1725 г. 

Основная масса дошедшего до нас дагестанского оружия — ружья, пистолеты, шашки и кинжалы относятся к XIX-XX вв., что несомненно говорит о том, что оружие стоило дорого, изнашивалось, перековывалось и не каждый человек мог позволить себе приобрести его. Хороший клинок, огнестрельное оружие, кольчуга, конь — всё стоило недёшево и это могли позволить себе лишь князья и зажиточные люди. Оружие становится доступным простому человеку только в XIX в., в период Кавказкой войны, что подтверждается историей и искусствоведами. Известно, что испокон веков вести войну было привилегией феодалов, ханов и князей. Профессиональный воин мог легко противостоять нескольким необученным военному делу людям. Чтобы противостоять прекрасно вооружённым регулярным войскам иранских шахов, турецких султанов и русского самодержавия нужно было иметь боевой опыт. И оспаривать это бессмысленно. Отсюда вывод, что общины и простые люди в случае войны в основном объединялись вокруг своих князей, составляя ополчения.

Shevkal

Тарковский шамхал не имел постоянной армии. Но у него было большое число нукеров-дружинников, которых русские называли шамхальской «милицией». Нукеры выполняли административно-финансовые и карательные функции. В их обязанность также входила охрана жизни шамхала и его семьи, претворение в жизнь указов правителя. Во время войны они составляли гвардию. Войско пополнялось также за счет союзников, которых у шамхалов было немало — это, в основном, акушинцы, цудахарцы, койсубулинцы и некоторые другие общества, в чьи обязанности, по договору с шамхалами, входило и условие присылать военные отряды на случай войны. Основная часть военной силы шамхалов, несомненно, состояла из ополчения, собираемого в помощь шамхальской дружине. Несомненный интерес вызывает и характер воинской повинности. «Ежели случится надобность ему в войске, то они (его подданные) должны идти без всякого отлагательства; кто же ослушается, того разоряют весь дом и грабят имение». Вассальную службу шамхалу несли не только нукеры, но и бии(беки), управлявшие своими уделами. В нужных случаях по требованию своего сеньора последние должны были явиться со своими военными отрядами, состоявшими из нукеров и ополченцев, и во время войны или похода предводительствовать ими. «Ежели же надобность возымеет шамхал в войске,- писал Д.И. Тихонов об отношениях тарковского шамхала с подвластными беками,- то в то время посылает к ним своего чиновника с требованием ему от них помощи вооруженного войска, в чем они ему в это время послушны бывают». 

Таким образом, в рассматриваемый период военная организация у кумыков была достаточно развитой. В бою кумыки использовали от простого меча («хынжала») до огнестрельного оружия – тюфенгов и пушек. Армия кумыкских феодальных владетелей состояла из личной гвардии — нукеров, конной дружины и ополчения. Это позволяло кумыкам эффективно отстаивать свою независимость от посягательств сопредельных великих держав — Ирана, Турции и России. 

Абдусаламов М.-П. Б., кандидат исторических наук

Related posts:

comments powered by HyperComments