Двадцать пять фактов из истории кумыкско-казахских взаимоотношений
-
По данным филологов Салава Алиева и Абдулакима Аджиева кумыки в армянских источниках обозначались как «казахи».
-
В равнинном Дагестане – этнической родине кумыков также можно встретить микротопонимы связанные с этнонимами казах и кыргыз. Так, например, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Аксак Тимура (Тамерлана). С этнонимом казах связаны названия местности Тав-казах и области Чудур-казак, разграбленной тем же Тимуром.
-
С именем другого кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий, так называли правителей Карагаского бийлика в Северной Кумыкии.
-
О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермесского районов Чечни.
-
Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак, живущих в ближайшем соседстве с кумыками, принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. По мнению казахского учёного-этнографа Ч.Ч. Валиханова, что ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно с ними казахов.
-
Тысячу лет назад на территории Южного Казахстана проживал народ ясы (сравните с летописными и венгерскими ясами) из которых происходил известный мусульманский шейх Ахмет Ясави. Большинство учёных считают, что ясы это тоже самое что и асы. Асы же сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. В частности карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, среди ногайцев существуют рода дер-гулу-ас и костамгалы-ас, у кумыков первый известный мусульманский деятель носил характерное имя Асэльдер (умер в 1404 году) (дословно: «асский предводитель»), популярно также имя Астемир – «асское железо». Гору Эльбрус кумыкские и ногайские сказители называли Асхар-Тау – асской горой (сравните с Асгардом в скандинавской мифологии). Балкарский фольклорист Махти Джуртубаев указывает, что эпическими родоначальниками карачаево-балкарцевявлялись братья Ауар и Астар. Русский кавказовед XIX века Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX века имел общего предка с ногайским родом уйсун, которого звали Майкы-Бий. Последний хорошо известен и по казахским шежире (родословиям). С этнонимом уйсун (ядро казахского старшего жуза) можно также связать упоминаемый Якобом Рейнегсом и Иоганном Бларамбергом населённый пункт Оксунгур (Усунгур), на месте которого ныне находится посёлок Ойсхара (Гудермесский район Чеченской республики). По данным этих авторов на рубеже XVIII— XIX Оксунгур населяли «кумык-татары».
-
Кайтагские даргинцы называют кумыков словом «джандарти». Сами кумыки значение этого слова не знают, но род джандар (жандар) представлен среди тюрков-карапахов Грузии и казахов, в частности подразделение жандар ру конгурат. В карте Кавказа начала XX века отмечены развалины укрепления Кунгурат на территории современного Бабаюртовском района, несомненно, связанного с пребыванием здесь известного тюркского рода кунграт (другие варианты названия рода – конграт, кумрат, кунгхират). Из этого рода происходила жена Чингисхана Бортэ, мать Джучи (отца основателя Золотой орды Бату). Род кунграт существует у ногайцев, каракалпаков, узбеков и казахов.
-
Как известно значительная часть территории Казахстана входила в состав Огузского раннефеодального государства с центром в городе Янгикент. Огузы также оказали значительное влияние на кумыкский язык и фольклор. В Южной Кумыкии есть селение Янгикент.
-
С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе Дагестана. Канглы известный в китайских летописях ещё до нашей эры под именем кангюй.
-
Согласно такому дагестанскому арабоязычному источнику, как «История Ирхана» город Гельбак (существовал на месте современного города Кизил-Юрт) в древности носил имя Каскар, в связи с чем интересно, что татарская исследовательница Х.Ч. Алишина упоминает в связи с этногенезом сибирских татар речку Каскарка и две деревни с тем же названием и связывает их с этнонимом «каскар», который она относит к структуре казахских жузов
-
Тогуз-Огуз – название участка земли близ сел. Аксай в кумыкском Хасав-Юртовском районе Дагестана. Согласно историку Рашид-ад-Дину (XIV в.) тогуз-огузы являлись одним из родов он-уйгуров. Любопытно, что историк упоминает среди десяти родов он-уйгуров и род кумук-атыкуз, сообщая о нём следующее: «Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз». Отюкен – это священная для всех древних тюрок местность. Топоним (протока) Тогуз-Огуз известна в Северной Кумыкии. Род токуз широко представлен и в структуре кыпчакских племён. Наиболее яркий пример – род токуз-оба (токсобичи русских летописей), долгое время доминировавшие среди западно-кыпчакских (куманских племён). К этому роду принадлежал венгерский тюрколог Иштван Конгур Мандоки, захороненный в Казахстане.
-
На связи кыпчакской эпохи указывают и иные топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар.
-
большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык».
-
Кёсе – хитроумный герой кумыкских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса.
-
Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Къанна къазакъ йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Кумыкии, но и в пространстве между реками Дон и Волга, то есть в Кипчакской степи.
-
Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР.
-
В XVII веке кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу против калмыкско-джунгарского вторжения.
-
Показательно, что казахи и кумыки практически одновременно вошли в состав Российской империи.
-
Судьба и фабула произведений крупнейших поэтов XIX века кумыкского и казахского народов Йырчы Казака и Махамбета Утемисулы также весьма сходны. Борьба за свободу являлась общим для них лейтмотивом. Оба они начинали свой путь как придворные поэты, но потом примкнули к антиколониальной борьбе и погибли от рук убийц. Общими были и их враги. Врагом Махамбета был хан Букеевской Орды Джангир, приятелем которого был идеолог и певца колониализма Ростислава Фадеева вызванный на дуэль воспетым Казаком политическим диссидентом («народным заступником») кумыкским князем Хасай-Ханом Уцмиевым.
-
Омская губерния, занимавшая территорию проживания казахов, в период Российской империи была местом ссылки многих кумыков. Затем в период коллективизации имело место выселение в Казахстан огромной массы наиболее трудоспособных крестьян. Звание Героя Социалистического Труда в Казахстане удостоились за свои трудовые подвиги, раскулаченные у себя на родине кумыки Тажутдин Аджиев, Ихлас Токаев и Зариф Гаджиева. В ссылке в Джамбульской области (кумыков компактно селили близ посёлка Мерке) выросли полковник и общественный деятель Паша Телекавов, архитектор и публицист Даниял Тулпаров, описавший свои невзгоды детских лет в автобиографической повести «Так было» и многие другие.
-
В 1930-е гг. в ссылке оказался также цвет кумыкской интеллигенции. В Карагандинском лагере для инвалидов нашёл своё последнее пристанище идеолог кумыкского национально-культурного возрождения, создатель Кумыкского музыкально-драматического театра, поэт, композитор и драматург Темир-Булат Бейбулатов. Долгие годы здесь в ссылке провели поэты Багаутдин Астемиров и Адиль-Герей Измаилов, драматург Амир Курбанов.
-
Главой одной из военных бригад республики Казахстан является кумык полковник Султан-Ахмед Моллаев (данные 2009 года).
-
Говоря о кумыкско-казахских связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа, она по его настоянию, дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографической науки.
-
Главным тренером казахстанской сборной по дзюдо продолжительное время являлся кумык Алексей Атаев.
-
Немало наград принёс Казахстану вольный борец бронзовый призёр Пекинской Олимпиады – выходец из знаменитого кумыкского селения Тарки Марид Муталимов.
Эрболат Казаков