Двадцать пять фактов из истории кумыкско-казахских взаимоотношений

Кангар

  1. По данным филологов Салава Алиева и Абдулакима Аджиева кумыки в армянских источниках обозначались как «казахи».

  2. В равнинном Дагестане – этнической родине кумыков также можно встретить микротопонимы связанные с этнонимами казах и кыргыз. Так, например, вблизи селения Старый Чиркей располагались курганы, называвшиеся кыргызскими могилами, их появление в местных преданиях увязывается с нашествием Аксак Тимура (Тамерлана). С этнонимом казах связаны названия местности Тав-казах и области Чудур-казак, разграбленной тем же Тимуром.

  3. С именем другого кыпчакского рода бурдж-оглы этимологичесики взаимосвязаны название казахского рода берш и кумыкский княжеский титул бурчи-бий, так называли правителей Карагаского бийлика в Северной Кумыкии. 

  4. О пребывании на Северно-Восточном Кавказе тюркского рода аргун свидетельствует река и город Аргун в предгорной Чечне, в непосредственной близи с кумыкскими поселениями Грозненского и Гудермесского районов Чечни.

  5. Исторические судьбы кумыков и казахов взаимосвязаны и через посредство ногайцев. В частности предки ногайцев Бабаюртовского района и посёлка Сулак, живущих в ближайшем соседстве с кумыками, принадлежали к родам (кубам) алаш, конгурат, уйгур, маджар, найман, уйсун, ас и кипчак, широко представленным среди казахов. Особо примечательным можно считать присутствие у ногайцев рода алаш – одного из самоназваний казахов, давших название казахской государственности периода гражданской войны Алаш-Орде. По мнению казахского учёного-этнографа Ч.Ч. Валиханова, что ногайцы в своём движении на запад могли увлечь за собой небольшую часть кочевавших совместно с ними казахов. 

  6. Ахмет Ясави

    Ахмет Ясави

    Тысячу лет назад на территории Южного Казахстана проживал народ ясы (сравните с летописными и венгерскими ясами) из которых происходил известный мусульманский шейх Ахмет Ясави. Большинство учёных считают, что ясы это тоже самое что и асы. Асы же сыграли самую значительную роль в этногенезе всех тюрков Северного Кавказа. В частности карачаево-балкарцы осетинам известны под именем ассиагов, среди ногайцев существуют рода дер-гулу-ас и костамгалы-ас, у кумыков первый известный мусульманский деятель носил характерное имя Асэльдер (умер в 1404 году) (дословно: «асский предводитель»), популярно также имя Астемир – «асское железо». Гору Эльбрус кумыкские и ногайские сказители называли Асхар-Тау – асской горой (сравните с Асгардом в скандинавской мифологии). Балкарский фольклорист Махти Джуртубаев указывает, что эпическими родоначальниками карачаево-балкарцевявлялись братья Ауар и Астар. Русский кавказовед XIX века Н. Ходнев считал асов прямыми предками кумыкского рода тюмен, который согласно ногайскому родословному преданию XIX века имел общего предка с ногайским родом уйсун, которого звали Майкы-Бий. Последний хорошо известен и по казахским шежире (родословиям). С этнонимом уйсун (ядро казахского старшего жуза) можно также связать упоминаемый Якобом Рейнегсом и Иоганном Бларамбергом населённый пункт Оксунгур (Усунгур), на месте которого ныне находится посёлок Ойсхара (Гудермесский район Чеченской республики). По данным этих авторов на рубеже XVIII XIX Оксунгур населяли «кумык-татары».

  7. Кайтагские даргинцы называют кумыков словом «джандарти». Сами кумыки значение этого слова не знают, но род джандар (жандар) представлен среди тюрков-карапахов Грузии и казахов, в частности подразделение жандар ру конгурат. В карте Кавказа начала XX века отмечены развалины укрепления Кунгурат на территории современного Бабаюртовском района, несомненно, связанного с пребыванием здесь известного тюркского рода кунграт (другие варианты названия рода – конграт, кумрат, кунгхират). Из этого рода происходила жена Чингисхана Бортэ, мать Джучи (отца основателя Золотой орды Бату). Род кунграт существует у ногайцев, каракалпаков, узбеков и казахов. 

  8. Как известно значительная часть территории Казахстана входила в состав Огузского раннефеодального государства с центром в городе Янгикент. Огузы также оказали значительное влияние на кумыкский язык и фольклор. В Южной Кумыкии есть селение Янгикент.

  9. С именем господствовавшего в Северном Приаралье кыпчакского племенного объединения Канглы можно сопоставить название двух хуторов Кангалы, существовавших до 1970-х гг. в Буйнакском районе Дагестана. Канглы известный в китайских летописях ещё до нашей эры под именем кангюй.

  10. Согласно такому дагестанскому арабоязычному источнику, как «История Ирхана» город Гельбак (существовал на месте современного города Кизил-Юрт) в древности носил имя Каскар, в связи с чем интересно, что татарская исследовательница Х.Ч. Алишина упоминает в связи с этногенезом сибирских татар речку Каскарка и две деревни с тем же названием и связывает их с этнонимом «каскар», который она относит к структуре казахских жузов 

  11. Тогуз-Огуз – название участка земли близ сел. Аксай в кумыкском Хасав-Юртовском районе Дагестана. Согласно историку Рашид-ад-Дину (XIV в.) тогуз-огузы являлись одним из родов он-уйгуров. Любопытно, что историк упоминает среди десяти родов он-уйгуров и род кумук-атыкуз, сообщая о нём следующее: «Тех же, которые по реке Утикан (Отюкен), десятой по счёту, называли народом кумук-атыкуз». Отюкен – это священная для всех древних тюрок местность. Топоним (протока) Тогуз-Огуз известна в Северной Кумыкии. Род токуз широко представлен и в структуре кыпчакских племён. Наиболее яркий пример – род токуз-оба (токсобичи русских летописей), долгое время доминировавшие среди западно-кыпчакских (куманских племён). К этому роду принадлежал венгерский тюрколог Иштван Конгур Мандоки, захороненный в Казахстане.

  12. На связи кыпчакской эпохи указывают и иные топонимические параллели. Как пример можем привести названия селения Манас, ручья Бекенез, хребта Каркар в Центральной Кумыкии. В Восточном Казахстане им соответствуют: зимовка Манас, река Баканас и гора Каркар.

  13. большой интерес вызывает упоминание в диссертации С.А. Аманжолова казахского предания о принадлежности ряда курганов в Уланском районе Восточно-Казахстанской области «народу кумык». 

  14. Кёсе – хитроумный герой кумыкских сказаний, соответствует казахскому Алдар-Коса.

  15. Крупнейший цикл эпических песен у кумыков называется «Къанна къазакъ йырлар» («Короткие песни казаков»), причём их герои действуют не только в Кумыкии, но и в пространстве между реками Дон и Волга, то есть в Кипчакской степи.

  16. Предки кумыков и казахов неоднократно входили в состав единых государств, сначала в Тюркский каганат, в Хазарский каганат, восточная граница которого достигала реки Эмба, затем в Золотую Орду и, в конце концов, в Российскую империю и СССР.

  17. В XVII веке кумыки совместно с казахами, ногайцами и крымскими татарами вели борьбу против калмыкско-джунгарского вторжения.

  18. Показательно, что казахи и кумыки практически одновременно вошли в состав Российской империи.

  19. Судьба и фабула произведений крупнейших поэтов XIX века кумыкского и казахского народов Йырчы Казака и Махамбета Утемисулы также весьма сходны. Борьба за свободу являлась общим для них лейтмотивом. Оба они начинали свой путь как придворные поэты, но потом примкнули к антиколониальной борьбе и погибли от рук убийц. Общими были и их враги. Врагом Махамбета был хан Букеевской Орды Джангир, приятелем которого был идеолог и певца колониализма Ростислава Фадеева вызванный на дуэль воспетым Казаком политическим диссидентом («народным заступником») кумыкским князем Хасай-Ханом Уцмиевым.

  20. Омская губерния, занимавшая территорию проживания казахов, в период Российской империи была местом ссылки многих кумыков. Затем в период коллективизации имело место выселение в Казахстан огромной массы наиболее трудоспособных крестьян. Звание Героя Социалистического Труда в Казахстане удостоились за свои трудовые подвиги, раскулаченные у себя на родине кумыки Тажутдин Аджиев, Ихлас Токаев и Зариф Гаджиева. В ссылке в Джамбульской области (кумыков компактно селили близ посёлка Мерке) выросли полковник и общественный деятель Паша Телекавов, архитектор и публицист Даниял Тулпаров, описавший свои невзгоды детских лет в автобиографической повести «Так было» и многие другие.

  21. В 1930-е гг. в ссылке оказался также цвет кумыкской интеллигенции. В Карагандинском лагере для инвалидов нашёл своё последнее пристанище идеолог кумыкского национально-культурного возрождения, создатель Кумыкского музыкально-драматического театра, поэт, композитор и драматург Темир-Булат Бейбулатов. Долгие годы здесь в ссылке провели поэты Багаутдин Астемиров и Адиль-Герей Измаилов, драматург Амир Курбанов. 

  22. Главой одной из военных бригад республики Казахстан является кумык полковник Султан-Ахмед Моллаев (данные 2009 года).

  23. Мухамметжан Тынышпаев

    Мухамеджан Тынышпаев

    Говоря о кумыкско-казахских связях, мы не можем обойти стороной судьбу одного из создателей казахской государственности, депутата II-й Государственной думы, премьер-министра Кокандской автономии, строителя Турксиба Мухамеджана Тынышпаева, третьей женой которого была дочь генерала Али Шейх-Али, Амина. После ареста мужа, она по его настоянию, дала их сыну свою девичью фамилию Шейх-Али. Потомки от этого брака ныне проживают и работают в Казахстане, это крупный учёный-нефтехимик Давлет Мухамеджанович Шейх-Али-Тынышпаев и его сын физик-металловед, профессор Казахстанско-Британского технического университета Аскар Шейх-Али. Стоит отметить, что предок Давлета Шейх-Али-Тынышпаева Девлет-Мурза Шейх-Али (Шихалиев) является одним из основоположников кумыкской этнографической науки.

  24. Главным тренером казахстанской сборной по дзюдо продолжительное время являлся кумык Алексей Атаев.

  25. Немало наград принёс Казахстану вольный борец бронзовый призёр Пекинской Олимпиады – выходец из знаменитого кумыкского селения Тарки Марид Муталимов.

Эрболат Казаков

Related posts:

Карачаево-балкаро-кумыкские исторические связи в средние века по данным фольклора и ономастики
Историческая география аланских городов в письменных источниках и карачаево-балкарские предания о Ка...
Краткий обзор материалов по истории ногайцев в XIX- начале XX вв., выявленных нами в дагестанских ар...
РЕЗИДЕНЦИИ ШАМХАЛОВ ТАРКОВСКИХ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
К истории Какашуринского удела Мехтулинского ханства в первой половине  XVIII века
comments powered by HyperComments