Эхо кровавых столетий
Эхо кровавых столетий
Кумыкский народ пережил много войн и немало в его истории есть страниц, пропитанных кровью. Одной из самых трагических страниц является борьба с Тамерланом, известным у наших предков под именем Аксак-Темир. Этой давней, но славной оборонительной борьбе и посвящёна наша книга.
Эта история началась за полтора столетия до рождения Тамерлана в степях далёкой Монголии. Закалённые суровой природой, для которой характерны засушливое лето и холодная зима, монголы были выносливыми воинами. Управляли ими князья – нойоны. И в семье одного из них, Эсугей-Батыра, родился Темуджин — будущий Чингис-Хан. Ему предстояло объединить монголов и основать Монгольскую империю. Одним из важнейших его деяний было составление свода законов «Яса», представлявшего собой жёсткие правила поведения. К примеру, согласно «Ясе», в случае бегства одного воина убивали весь десяток, в котором он служил, а семью его обращали в рабство. Подобные законы устраняли вероятность дезертирства и делали монгольскую армию почти непобедимой. Этим победам способствовало и быстрое освоение технических новинок, в частности китайских осадных орудий.
Монголы до Чингис-Хана
Непопедимой армии Чингис-Хана удалось покорить Северный Китай, Уйгуристан, Казахстан и Среднюю Азию. Далее на пути монголов лежали Иран и Кавказ. И вот монголы подступили к стенам Дербента. Не сумев взять его штурмом, они обошли город и разгромили русско-половецкое войско на реке Калка, после чего вернулись ко двору Чингис-Хана. Казалось, они ушли обратно вглубь Азии. Исчезли как кошмарное видение. Долгое время о них никто не слышал, и половецкие ханы забыв об угрозе, опять увлеклись привычными для них междоусобицами. Однако, спустя 17 лет на Северный Кавказ нагрянули внуки Чингис-Хана — ханы Менгу и Букдай. Они столкнулись здесь с сопротивлением местных народов, и одна из самых ярких страниц в этой борьбе принадлежит нашим предкам.
Кипчакский батыр
Так, в 1240 году монгольский полководец Менгу после продолжительной войны взял в плен вождя кипчакского сопротивления удалого князя Бачмана Элбурли и, потребовав от него встать на колени, но услышал в ответ: «Я – князь своего народа, пристало ли мне молить о жизни столь недостойным образом? И ведь я не верблюд, чтобы опускаться перед тобой на колени!» Бачман был казнён, но память о его храбрости и свободолюбии живёт до сих пор. Вскоре после смерти Бачмана Элбурли, был схвачен и убит его сподвижник асский князь Качир-Оглу.
Букдай
В том же 1240 году монголы, покорив Русь и Половецкую степь, вновь появились в Кумыкии. Во главе их стоял Букдай. Неподалёку от селения Уллу-Бий-Аул, в местности Ябув-Урган-Тёбе произошла битва кумыков с монголами. Удача была на стороне более многочисленных и лучше обученных монголово. Курган Ябув-Урган-Тёбе стал братской могилой для павших в той битве батыров. Сражение произошло и чуть южнее, в местности Сага-Тёбе, близ Утамыша. Впоследствии карательные отряды монголов не раз посещали эти края, подавляя очаги восстаний.
Надо подчеркнуть, что монголам удалось создать самую большую державу в истории, но как единое целое она просуществовала сравнительно недолго. После смерти хана Менгу начался её распад. На территории России образовалось государство Золотая Орда во главе с потомками внука Чингис-Хана Бату-Хана (Батыя). Во второй половине 13 — первой трети 14-го веков Кумыкская земля стала ареной сражений между Золотой Ордой и другим монгольским государством – Хулагуидским Ильханством (включало Иран, Азербайджан и Ирак). Города и сёла периодически подвергались разрушениям и воскресали вновь. Это был серьёзный урок выживания. И наши предки не только выжили, но возвели целые города, образовали различные формы государственности. Ничто не появляется из ниоткуда, и если Тамерлан разрушил города и множество сёл в кумыкских предгорьях, значит они появились не за год и не за два до его прихода.
Карта Монгольской империи
После ста лет могущества, в 1360-х годах в Золотой Орде начались междоусобицы. Победителем в них вышел потомок внука Чингис-Хана Тукай-Тимура — хан Тохтамыш. Помощь при захвате власти ему оказал сын мелкого удельного бека Тарагая талантливый полководец Тамерлан. При этом на стороне Тохтамыша против узурпатора Мамая воевал и русский князь Дмитрий Донской. Вначале Тохтамыш и Тамерлан были союзниками. Тохтамыш правил в городе Сарай на Волге, а Тамерлан в Самарканде в Средней Азии. Но Евразия оказалась слишком малой для двух великих правителей. Тамерлан присоединил к своим владениям Хорезм, который считался частью владений Тохтамыша, а тот в ответ двинул свои войска в Южный Азербайджан – во владения сына Тамерлана. Столкновение двух империй оказалось неизбежным.
Реконструкция черепа Тамерлана,
осуществлённая М. М. Герасимовым
В ходе ведения войны Тамерлан практиковал ужасающие методы устрашения, уничтожая целые города, а излюбленным занятием завоевателя было создание башен из отрубленных голов. Отовсюду он привозил в Самарканд несметные богатства и лучших мастеров, стремясь за счёт уничтожения других городов возвысить свой город.
«Апофеоз войны», картина художника В. В. Верещагина
Как мы уже писали выше, предки кумыков знали Тамерлана под именем Темир-Аксак – Железный Хромец. Как и другие народы Золотой Орды, они поддержали своего законного правителя — хана Тохтамыша. Однако хан Золотой Орды сильно уступал Тамерлану в военном опыте и проиграл раз за разом несколько больших сражений.
Три раза побывало в Кумыкии войско Тамерлана. В первый раз, в 1386 году его вёл сын Железного Хромца Миран-Шах. По сообщению источников он захватил богатую добычу и много пленных, но других данных об этом походе нет. Сам Аксак-Темир в это время находился в Ширване (Северном Азербайджане), откуда осуществлял общее руководство своими войсками. Особенно ужасные последствия имел и потому лучше известен его второй поход – 1395-го года. О событиях этого года в основном и идёт речь в нашей книге.
Первыми под удар войск Тамералана попали южные кумыки-кайтаги. Хронисты, писавшие при дворе сына Тимура Щахруха историю его побед, назвали кайтагов «кафирами», то есть неверными. Однако это было неправдой, несмотря на наличие в Кайтаге немалого числа христиан – католиков, о которых будет сказано и ниже, большинство кайтагцев было мусульманами. Мусульманином был и враг Тамерлана Тохтамыш. Но ни Тамерлан, ни его пропагандисты не останавливались перед ложью, хотя, никакие религиозные предлоги не могут оправдать массовые истребления людей, разрушения городов и селений.
Разбив и миновав Кайтаг и преследуя полководца Тохтамыша Утурку, Тамерлан вышел в долину некогда полноводной реки Шура-Озень. Утурку скрылся в цитадели Айсу-Ахмат-Кала, возвышавшейся над процветающим кумыкским городом Капчугай. Раньше Капчугай был окружён лесами, почва здесь была очень плодородной, но приход Аксак-Темира с его войском повернул историю вспять. В то время городом правил мужественный эмир по имени Болат. В ответ на требование Аксак-Тимура о выдаче Утурку, Болат ответил: “Утурку искал у нас убежище. Пока моя душа будет в теле, я его не выдам, и, пока останется один вздох от моего духа, я буду защищать его”.
Болат Капчугайский
Состоялась битва, в которой пало много храбрых капчугайцев, не меньше погибло и захватчиков. По приказу Железного Хромца раненых капчугайцев сбросили с крепостной башни, возвышавшейся над отвесным обрывом горы Айсу-Ахмат-Кала. У подножия горы до сих пор сохранились остатки кладбища, на котором похоронены герои капчугайской обороны и обыкновенные жертвы воинов Тамерлана – женщины, старики и дети.
Восточный край кладбища на фоне цитадели Айсу-Ахмат-Кала
Затем наступила очередь кумыкского города Аркас на Гимринском хребте. Под его стенами тоже произошла кровопролитная битва с большим количеством жертв. Незадолго до падения крепости части оборонявших её бойцов удалось прорваться и укрепиться среди труднодоступных скал. Воинам Тамерлана пришлось спускаться к ним в ящиках на веревках. Немало врагов было убито аркасцами. Однако воины Железного Хромца не отступали, суровая дисциплина гнала их вперёд, они были подобны нескончаемой лавине. В итоге очаги сопротивления были всё же подавлены. Лишь небольшая часть аркасцев, в основном женщины и дети, спаслись в лесах и пещерах и в последующем переселились в Казанище, Дженгутай и другие сёла. Штурм Аркаса в очередной раз доказал лицемерие «религиозного рвения» Тамерлана, так как в этом городе уже за сто лет до его появления имелись мечети, о чём свидетельствуют, например, данные археологии. Завоевателя в первую очередь волновали вопросы власти и захвата богатой добычи.
Руины Аркаса
Помимо Аркаса были также разрушены крупные поселения Доргели и Махди-Шагьар. После битвы у Ушкуджа был окружён и убит стрелой известного тимуровского воина Мубашшира один из предводителей сопротивления эмир Шаухал. Потери несли не только местные жители, но и сами завоеватели. По кумыкской легенде у холма Караул-Тёбе (близ Буглена) состоялась кровопролитное сражение, в ходе которого погиб один из сыновей Тамерлана, похороненный в этой местности.
Сопротивление кумыков было по героически упорным, но ввиду того, что уже после первых битв стало очевидным, что они не могут противостоять натиску самой сильной армии мира, насчитывавшей 300 тысяч воинов, наши предки попытались выстоять, прибегая к партизанской войне и к тактике выжженной земли. Свидетельства об этом сохранились в кумыкских преданиях. Например, легенда о каменном мальчике, рассказывает о маленьком пастухе, который, несмотря на обещания денег и применённые пытки отказался показать воинам среднеазиатского деспота, где находится родник. Близ Старой Кумторкалы есть скала, прозванная в народе Таш-Улан – Каменный мальчик. Об исторической основе легенды свидетельствует, тот факт, что завоеватели действительно были вынуждены вырыть колодец, получивший название Темир-Къую (Темир-Гое) – Железный колодец, или Колодец Тимура.
По словам тимуридского историка Низам-эд-Дина Шами, «окропив кровью равнину кумыков», завоеватели поднялись в предгорья. Войско Тамерлана, взяв штурмом расположенные по хребту Сала-Тау города-крепости Алмак, Берк-Тау, Чопан-Тау, Алхас-Тау и Батлук, составлявшие округ Беш-Кенд (Пятиградье), разрушило их до основания. Память о прежнем населении Салатавии до сих пор хранят кумыкские названия гор и рек.
Разгрому подвергся и эмират Анди, возглавляемый сторонником Тохтамыша, выходцем из Кафыр-Кумука Йолуком. Он и его близкие были растоптаны конями. Выжила лишь его дочь Арушка (правильно — Арювша). Армия Тамерлана вторглась и в населённое родственными кумыкам тюркскими племенами княжество Сим-Сим на побережье Сунжи, название которой, кстати, происходит от кумыкских слов Суюнч-Сув – Радующая (приятная) вода. По свидетельству тимуридских источников, местные жители во главе со своим князем Кыр-Беком оказывали упорное сопротивление и бились, медленно отступая в горы.
Переправа, по которой Тамерлан с войском перешёл Сунжу и поныне называется Аксак-Темир-Кёпюр – Мост Железного Хромца.
Къыр-Бек
Следом наступил черёд сражаться кумыкскому роду бороган, обитавшему в области Боргустан, занимавшей юг Ставропольского края и равнины и предгорья современных Осетии, Чечни и Ингушетии вдоль Терека и его притоков. Бороганы сражались с тимуровскими войсками долго и отчаянно, пядь за пядью отстаивая свою Родину. Они отличились и в сражении на Тереке, которое последующие историки назвали «битвой народов». Источники называют среди эмиров, а по-современному — генералов Тохтамыша, прославленного Явлу-Бия Бораганского. Семейный мавзолей бороганских ханов Борга-Каш, воздвигнутый сразу после ухода Тамерлана, и спустя шестьсот лет остаётся свидетельством их былого могущества в Притеречье.
Явлу-Бий Бороганский
Генеральное сражение между Тамерланом и Тохтамышем произошло близ города Татар-Тупа. Тохтамыш был наголову разбит и бежал.
Одновременно Тамерлан обрушился и на ближайших сородичей и соседей бороганов — асов, предков современных карачаево-балкарцев и части кумыков и ногайцев. Во главе их тогда стояли эмиры Бёрю-Берди и Бороган. Почему асский предводитель носил имя Бороган? Возможно, его отец по древнему обычаю назвал сына в честь своего друга бороганского владетеля. Надо отметить, что живя по соседству с бороганами и являясь с ними, по сути, единым народом, асы населяли предгорья Центрального Кавказа и имели центр в городе Джулат (ныне город Майский в Кабардино-Балкарии). Под натиском тамерлановского войска они отступили в Приэльбрусье к руинам древнего аланского города Магас, в Карча-Калу, что в Архызском ущелье. Там, в долинах Темир-Тюз и Кула и у стен горной твердыни Тау-Ас, асы дали жестокий бой агрессорам. Огню и мечу подвергли завоеватели племя рыболовов балыкчы, обитавшее на островах в дельте Терека.
Всюду, куда бы ни ступали воины Тамерлана, они встречали ожесточённое сопротивление. Согласно легендам, сражались не только мужчины, но и женщины переодетые мужчинами, настолько велики были потери, так велика была ненависть к врагу. Имя одной из таких женщины воительниц автор этой книги неоднократно слышал от потомков древних аркасцев – казанищенцев; это Пир-Зазай. Известно, что она была жительницей кумыкского города Аркаса и происходила из его знати. Когда враги захватили Аркас, Пир-Зазай через дымоход проникла в дом, где остановился Тамерлан, убила троих телохранителей и расправилась бы и с Тамерланом, если бы ему на помощь не подоспели ещё несколько его охранников. Пир-Зазай погибла в отчаянной схватке, но в честь неё в Дагестане до сих пор нарекают своих дочерей именем Зазай.
Подтверждается факт участия женщин в войне с захватчиками и преданием, записанным учеными от 100-летнего нижнеказанищенца Яши Арсланбекова. Согласно поведанному им преданию выходило, что Тамерлан захватил и разорил Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли. А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. Показательные казни не возымели воздействия, и избежавшие наказания женщины достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана. Они сражались так храбро, что на их усмирение хромой полководец вынужден был потратить ещё два дня.
Важно заметить, что ставки Тамерлана во время пребывания в Дагестане находились в Тарки и в Эндирее, или точнее — в местности «Темир олтургъан». Расположившись там, завоеватель тем самым оказал должное их важному географическому положению. Эти города также не могли не пострадать от пребывания в них многочисленного вражеского войска.
Предки кумыков бились не за своего верховного правителя Тохтамыша, они сражались за свою Родину и за свою Свободу. И ни их вина, что враг имел более обученное войско, лучшего полководца и более способных исполнителей его воли, чем Тохтамыш. Тамерлан сокрушил и покорил Золотую Орду, Хорезм, Индию, Турцию, Грузию и могучие туркменские племена Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Его армия не ведала поражений, но это не остановило наших предков и они вслед за отважным Болатом раз за разом бросали вызов Тамерлану.
Как писал азербайджанский историк Абас-Кули-Бакиханов в своей книге «Гюлистан и Ирам», к Тамерлану в лагерь прибыл один из кумыкских эмиров по имени Губден Одноглазый (в кумыкских преданиях Габдан Доргелинский). Сидя верхом на быке, он сказал ему: «Я слепой, приехал спросить тебя, хромого, за кого нас принимаешь ты, такой могущественный государь? Для чего ведешь с нами войну и что у нас есть такого, чтобы ты мог взять?». Простота его понравилась Тамерлану, и он подарил ему всю землю, которую ныне занимает селение Губден, названное по его имени.
Существует и другой вариант этой легенды, в которой с Тамерланом встречался не Губден, а Слепой (Сокур) Кара-Будаг. Завоеватель упрекнул его тем, что он едет не на отборном скакуне, а на буйволе и потому не поспел в условленное время. Кара-Будаг на упрёк ответил так: «Зачем нам торопиться?! Народы и так скоро поймут, что нельзя терпеть, чтобы ими управляли хромые и слепые». В награду за смелость Тамерлан подарил слепцу землю, на которой он основал селение Кара-Бадаг-Кент. Какая из этих двух легенд правдивее, судить сложно, но само их наличие и сходство свидетельствует о том, что прообраз героя реально существовал.
Встреча Губдена с Тамерланом (вариант Магомеда Моллакаева)
Патриоты Кумыкии встречались не только среди кумыков мусульман, но и среди кумыков христиан. Были и такие, ведь христианство вплоть до конца четырнадцатого века было распространено почти среди всех народов Северного Кавказа.
Ватиканские хроники свидетельствуют о том, что выходец из «страны Кайтагской» наместник ордена францисканцев в Золотой Орде и в России Антуан Солпан прибыл в Рим и попросил помощи своей Родине против Тамерлана. Вначале его обнадёжили, назначили главнокомандующим армии и даже подготовили генуэзский флот для похода на Каспий, но потом ответили отказом, заявив, что разгромив турецкого султана Баязида, Тамерлан оказал неоценимую услугу христианской Европе. Действительно, эта его победа остановила продвижение турок в Европу на полстолетия, и спасла от завоевания Константинополь, Белград, Вену и, вполне вероятно, Париж.
В 1396 году Тамерлан окончательно покинул Кавказ, но итоги его кровавых нашествиях сказываются и сейчас. В руинах оказались богатые кумыкские города Акла, Тюмень, Аркас, Доргели-Кала, Алмак, Баш-Тюбе, Джулат и другие. Значительная часть с территории кумыкско-карачаево-балкарского народа оказалась занята другими народами, избежавшими нашествия Тамерлана.
Память о нашествии грозного завоевателя столетия хранил и Вал Тамерлана, по кумыкски он называется Аксак-Темир-Ори. Согласно наблюдениям азербайджанского учёного Абас-Кули Бакиханова, Аксак-Темир-Ори тянулся через весь Северный Кавказ по линии Теркеме-Утамыш-Буйнак-Таргу-Темиркъую-Сулак-Эндирей-Мичигиш-Назрань-Карачай — река Кубань и вдоль неё до Чёрного Моря. По одним преданиям, этот вал воздвиг сам Тамерлан, по другим, его воздвигли местные жители для обороны от надвигающихся вражеских орд. И хотя вал не спас его строителей – он стал свидетельством их упорства, организованности и трудолюбия. А ещё он свидетельствует о том, что на всей этой территории от Кубани до Теркеме жил один народ. Ведь если бы там обитали народы не связанные друг с другом одним языком и общими традициями они бы никогда не смогли бы так быстро и слажено соорудить этот вал. Не зря и в старинных кумыкских песнях, где Кумыкская (читай Куманская) степь простирается до самой реки Дон (Ана-Дол), а в балкарских преданиях говорится о великом городе Борогане – общей столице кумыков и карачаево-балкарцев. Обоснованность этих легенд подтверждают и современные учёные, в частности, основатель социо-естественной истории профессор Эдуард Сальманович Кульпин-Губайдулин, который указывает, что тюрко-татарское население Северного Кавказа в дотамерлановское время составляло более миллиона человек. И нет сомнений в том, что Тамерлан разграбил лишь один русский город Елец не в последнюю очередь потому, что его армия сильно пострадала в изнурительно борьбе, в том числе, и с нашими предками.
Послесловие
В конце 14-го века судьба нашего народа погрузилась во тьму, но за ней наступил рассвет и божьей милостью кумыкский народ воскрес из пепла. Сегодня мы вновь во мраке и как никогда для нас полезны уроки стойкости, оставленные нашими предками.
В последнее время появилось немало лжеисториков – людей больше известных своими статейками в жёлтой прессе, нежели научными трудами, которые вдруг открыли в себе «талант» сочинять «прошлое» и выдавать свою ложь за правду, утверждая, что если историк 13-го века пишет о кумыках, то это ничего не значит и что если тимуридский автор, записывающий свою хронику со слов очевидца, упоминает равнину кумыков, то и «это ничего не доказывает». Лжецам свойственно верить своей лжи. Делают это они из различных мотивов, но основными из них является зависть к богатой истории кумыков и стремление «укоренить» себя на чужой для них территории. Мы не склоны вступать в спор с лжецами и лицемерами – ибо невозможно доказывать истину, тому, кто её люто ненавидит. Нам в отличие от них не нужно ничего сочинять – достаточно просто хорошо знать свою историю, историю народа, который всегда был щитом и первым в открытом поле принимал удар внешних агрессоров.
Не ругайтесь, не спорьте с лжецами. Лучший ответ им – усмешка, человека знающего прошлое своего народа. Память о величии нашего народа и любовь к Кумыкии – это самое действенное противоядие от их злобы.
История столетиями испытывает нас на прочность. Как сказал один писатель, то, что нас не убивает – делает нас сильнее. Будем брать уроки у прошлого и уверенно идти вперёд. Амин.
Список использованной литературы
Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана с иноземными завоевателями. Махачкала. — 2002.
Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.- 1989.
Гумилёв Л. Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М. — 2003.
Идрисов Ю.М. Хазарские холмы. Махачкала, — 2010.
Ичалов Г. Х. Вглубь столетий. Махачкала — 1988.
Криштопа А. Е. Дагестан в XIII-XV вв. Очерк политической истории. М. — 2007.
Кульпин-Губайдулин Э. С. Золотая Орда. М. — 1998.
Мухаммед Аваби Акташи. Дербент-Наме. Махачкала. — 1993.
Челеби Эвлия. Книга путешествий. Т. 2 М. — 1979...
Кумыкское краеведческое общество «Анжи-Кала»
Хасаров Алан