ИСТОРИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ УТАМЫШСКОГО СРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ БИТВУ ПРИ СИРОЯМЕ

Каспийский поход Петра I становился предметом научных изысканий как республиканских, так и российских историков. Но отдельные стороны похода практически мало освещены авторами и только недавно начали изучаться исследователями разного уровня. В первую очередь это сражение под Утамышем, стоивший жизни тысячам кумыков и солдат российской армии. Ее итогом явился последующий разгром Утамышского султаната (одного из кумыкских княжеств, выделившихся в результате территориальной раздробленности Шамхальства). Мы в данной статье попробуем провести исторические параллели Утамышского сражения с Сацумским восстанием, логическим завершением которого стало победа японской армии в битве при Сирояме.

сирояма
В отличие от Утамышского сражения, битва при Сирояме является более известным историческим событием (во многом благодаря фильму «Последний самурай» с Томом Крузом в главной роли). Однако, у главных участников этих событий, происходивших с разницей в полтора века и на разных частях нашей планеты, есть свои исторические прототипы:
1) Японский Император Мэйдзи (Мацухито) и Русский Император Петр I.
При Мацухито, японская реформаторская политика, получившая название Реставрация Мэйдзи (яп. 明治維新 Мэйдзи Исин), превратила отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира. Являлась переходом от самурайской системы управления в лице сёгуната к прямому императорскому правлению в лице императора Мацухито и его правительства. Политика реставрации существенно повлияла на государственный строй, законодательство, Императорский двор, провинциальную администрацию, финансы, промышленность, дипломатию, образование, религию и другие сферы жизни японцев. С реставрацией Мэйдзи связывается формирование японского национального государства нового времени и японской национальной идентичности. Годы Мэйдзи характеризовались ломкой японского традиционного образа жизни и ускоренным внедрением в стране достижений западной цивилизации.
Таким же реформатором и западником был русский Император Петр I. Реформы Петра 1 ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле, образовании, превратил Россию в одну из сильнейших держав мира. Отрубание же бород боярам было сродни запрету на ношение «тёнмагэ» японцам.
2) Генерал Ямагата Аритомо и генерал-адмирал Федор Апраксин.
Оба генерала верные сподвижники своих Императоров, сопровождавшие их с первых дней восшествия на престол. Участники значительнейших для своей страны сражений.
Аритомо: Гражданская война в Японии, Битва при Сирояме, Русско-японская война и др.
Апраксин: Азовский поход, Керченский поход, взятие Выборга, морское сражение у мыса Гангут, Персидский поход и др.
3) Самурай Сайго Такамори и Султан Махмуд Утамышский.
Оба консервативны, являются сторонниками старого образа жизни, верны традициям.
Сайго Такамори: не был согласен с политикой модернизации Японии и свободной торговлей с западными странами, настаивал на том, что Япония должна аннексировать Корею до того, как западные страны осознают потенциал этой страны. Из-за того, что другие лидеры Реставрации Мэйдзи не поддерживали его планов, в октябре 1873 года Сайго вышел из правительства и вернулся в свой родной город Кагосима, лидер Самцумского восстания, руководил битвой при Сирояме.
Султан Махмуд Утамышский: один из самых ярких сторонников независимости Кумыкии и Утамышского султаната в частности. Противник российского владычества на Каспии. В отличие от тарковского шамхала отказался от конференции с Петром.
Из дневника Генриха Брюса:
«18-го августа прошли 25 верст и разбили лагерь на берегах реки Инчхе, куда пришел посол и принес ответ от султана Утамыша, сказав, что три казака в его присутствии были умерщвлены... Султан приказал ему передать государю, что с каждым из его людей, которые попадут в руки султана, будет сделано то же самое. Что касается же конференции (встречи), то они готовы ее иметь с саблями в руках».
«…Когда об этом спросили священника, он ответил решительно, что он поступил бы точно также со всяким из наших людей, которого он бы получил в свою власть, чтобы отомстить нам за наши действия при Андрееве (Эндирее) с его друзьями и союзниками. Главное и превыше всего остального они (кумыки) считаются свободной нацией, и никогда не будут поклоняться чужому князю. Адмирал (Апраксин) спросил у него, как смели они (чуть более 10 000) атаковать правильно обученную и многочисленную армию (более 100 000), которая превосходила все силы, которые они могли выставить и всю возможную помощь которую они могли бы ожидать от всех своих соседей. Священник ответил, что они совершено, не боятся нашей пехоты, не особенно высоко ценят способности казаков и лишь драгуны смутили их своей доселе не виданными в здешних краях дисциплиной и военным талантом. После этих слов священник отказался о чем-либо еще отвечать. Священника за его нечеловеческое варварство четвертовали».
Помимо исторических персонажей, интересны и другие сходства:
1). Государственное значение битв.
Кавказ в эпоху правления Петра I превращается в арену острой борьбы не только Ирана, Турции и России, но и западноевропейских держав, становится частью восточного вопроса, связанного с черноморской проблемой и Дарданеллами. Обладание Кавказом в значительной степени облегчало завоевание Каспийского и Черного морей. Интересы российского дворянства и купечества требовали укрепления на берегах Каспия, через которые шли торговые пути на Восток и в Среднюю Азию.
Сацумское же княжество являлось последним оплотом сёгуната и самураев, как военного сословия. Без разрешения противоречий проводившихся реформ Мэйдзи с этой консервативно настроенной частью общества невозможно было объединение страны под знаменами нового режима и новой японской идеологии.
2). Тактика ведения боя.
Японская императорская армия, как и армия Петра вела бой на европейский манер, войска шли колоннами, применялось огнестрельное и другое новейшее оружие своего времени.
Сумураи и кумыки шли врассыпную, бились больше клинками, отчаянно, осознанно идя на верную смерть.
Из дневника Генриха Брюса:
«Партия драгун в погоне загнала 20 татар (кумыков) в такое узкое место, из которого они не могли выйти. Видя себя запертыми, они бросились на колени и со смиренным видом предложили свое огнестрельное оружие вперед направленными дулами. 20-ти драгунам было приказано спешиться и принять их оружие. При их приближении эти отчаянные татары (кумыки) вскочили, бросили метательные копья (дротики), умертвили всех драгун и потом своими саблями сделали такое неожиданное нападение и поранили еще многих, что с большим трудом нам удалось изрубить их на куски».
«…пленник, когда был подведен к шатру (адмирала Апраксина), не хотел отвечать ни на один вопрос, которые ему предложили, тогда отдали приказ его раздеть и бить плетьми. Он, получив первый удар, вырвал шпагу у стоящего рядом офицера побежал к шатру адмирала и, наверное, убил бы его, если бы два часовых, стоявших у палатки, не вонзили ему свои штыки в живот. Падая, он вырвал зубами из руки одного часового кусок мяса, после чего его убили. Когда император вошел в палатку, Адмирал Апраксин сказал, что он для того пришел в эту страну, чтоб его пожрали бешеные собаки, во всю жизнь еще ни разу так не испугался. Император, улыбаясь, ответил: «Если б этот народ (кумыки) имел понятие о военном искусстве (организации), тогда бы ни одна нация не могла бы взяться за оружие с ними (то есть воевать с ними)».
3). Разница в численности армии противоборствующих сторон.
В битве при Сирояме численность самураев была равна 400, когда как численность солдат императорской армии Японии превышала 30 000 человек.
В Утамышском сражении численность кумыков равнялось примерно 10 000 человек, когда как русских было чуть более 100 000 человек.
4). Итоги сражений.
Поражение самураев в битве при Сирояме лишило всех сил повстанцев княжества Сацума, что в итоге положило конец Сацумскому восстанию. Самураи как класс практически прекратили своё существование. Сацумское княжество вместе со всеми японскими княжествами были ликвидированы.
Поражение утамышских кумыков в Утамышском сражении также лишило Утамышский султанат всей армии. Сам султанат прекратил свое существование, а его территория передана Тарковскому княжеству.

Даниял Бамматов (Россия, РД),
Дариоко Мацумото (Ирландия)

Related posts:

comments powered by HyperComments