ВЕЛИКИЙ КАЛМАГАЛ» В ХАСАВ-ЮРТОВСКОМ ОКРУГЕ в 1918 ГОДУ

Как кумыки спасали русские семьи от гибели в огне гражданской войны

Недавно через посредство талантливого и активного публициста, внука Джелал эд-Дина Коркмасова, Анатолия, которому, пользуясь случаем выражаю свою искреннюю благодарность, мне удалось познакомиться с интереснейшим ранее не публиковавшимся документом, под названием «Великий калмагал в Хасав-Юртовском округе в 1918 Году» (Государственный архиф Российской Федерации, ф. 9431, оп. 7, ед. хр. 35, лл. 1-37 (с об.)). Это своеобразная хроника трагических событий весны 1918 года, когда на Хасав-Юрт обрушились банды грабителей. От их произвола пострадали, прежде всего, русские горожане, одним из них был автор хроники. Он не называет своего имени, что не удивительно, ведь он даёт довольно критичную оценку и большевикам, под властью которых он жил в годы написания своей работы. Как лучик солнца в тёмном царстве выглядит в этом мрачном описании слова о бескорыстной помощи кумыков пострадавшим русским семьям, тысячам из которых они спасли жизни. Но дадим же слово самому автору хроники: «Являясь, как бы представителями культуры на Кавказе, кумыки всегда имели облагораживающее влияние на своих соседей, смягчали их грубые нравы и обычаи и служили проводниками более рациональных устоев жизни.

Несмотря, однако ж на тяжелую боевую обстановку в которой приходилось жить, благодаря соседству Чечни, кумыки не переставали заниматься и обычным мирным трудом. Имея от природы влечение преимущественно к земледельческому труду и, инстинктивно поняв благоприятные условия, которыми пользуется их Родина, кумыки правильно стали ориентироваться и приступили к улучшению и поднятию сельско -хозяйственной культуры. Еще задолго до появления русской власти на Кавказе, на орошение земель было обращено особенное внимание, как на главный и могучий фактор народного благосостояния. ДЛЯ КУМЫКА УЧИТЕЛЕМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ЯВЛЯЛАСЬ САМА ПРИРОДА. НЕ ИМЕЯ НАУЧНЫХ ПОЗНАНИЙ И, НЕ ПОНИМАЯ НИКАКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИРРИГАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРОСИТЕЛЬНЫХ КАНАВ, НАСЕЛЕНИЕ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ДОВОЛЬНО УДАЧНО И ТАЛАНТЛИВО РАЗРУШИЛО ТРУДНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДИ СЕЛЬЧАН ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ НАШЕЛСЯ НЕОБХОДИМЫЙ КОНТИНГЕНТ ЛЮДЕЙ ОПЫТА И ПРАКТИКИ, КОТОРЫМ УДАЛОСЬ ПРОРЫТЬ ИЗ УПОМЯНУТЫХ ВЫШЕ ГОРНЫХ РЕЧЕК БЕСЧИСЛЕННОЕ МНОЖЕСТВО КАНАВ».

Автор хроники даёт длинное описание хозяйственной деятельности военно-народного управления в дореволюционный период, переселения в Хасав-Юртовский округ русских, немецких и украинских колонистов. Мы приведём здесь его сведения об их судьбе в послереволюционный период:

«Среди разбросанных по округу многочисленных хуторов и колоний после Хасав-Юрта, для культурного развития Края имели значение немецкие — Романовка, Шенфельд, Евгеньевка, Николаевка, русские — Чигирин, Еленовка, Острековка и др...

К сожалению, благосостояние переселенцев на Кумыкской плоскости продолжалось не долго. К первым слухам о Государственном перевороте в России туземное население сперва отнеслось с полным недоверием. Впрочем, это вполне естественно. Могущество царской власти, в течении многих веков так сильно запечатлелось в сердцах малокультурных, полудиких и простодушных туземцев (здесь как следует из смысла текста под словом «туземцы» подразумеваются все кавказцы — Х.И.), что они были далеки от мысли, что власть эта в один прекрасный день исчезнет совсем. Как они могли примириться с мыслью, что самая могущественная Мировая Держава, какой они представляли себе Россию, может сразу распасться и очутиться в полнейшей анархии?

Доступны ли уму туземца жизненные идеалы Европейских народов, стоящих в культурном отношении выше его? В каком виде он мог представить себе священные лозунги прогресса « братство и равенство» и те сложные социальные реформы, которые требуются для их осуществления?

То, что европейских наций сделалось доступным после неимоверно тяжелых жертв и многовекового упорного физического и умственного труда, не может же он сразу понять и провести в сложный механизм жизни, без предварительной тому подготовки. Кроме сильной монархической власти он не видел ничего.

Власть эту он критиковал постольку, поскольку она имела отношение к улучшению его жизненных материальных интересов.

Такова была почва, с которой столкнулась Великая Российская Революция на Кумыкской плоскости.

Не понимая, как и в России, что значит социальный земельный строй, мужики совершенно без сознательно выступали на аульных митингах, не замечая, что выступлением этим они вооружают противников против самих себя. В этом направлении стал работать и организованный в Хасав — Юрте Совет крестьянских депутатов».

Далее автор описывает результаты пропоганды русских крестьян-большевиков, призывавших к экспроприации экспрориированного или прощё к ограблению «награбленного». Они надеялись обратить этот лозунг против крупных землевладельцев, но обернулся тем, что на русский посёлок Владимировка под Хасав-Юртом обрушился отряд чеченцев, живших в этом посёлке, когда тот назывался Баммат-Бек-Юрт и в конце XIX выселенных в Чечню в наказание за поддержцу абречества. Они потребовали от колонистов вернуть их дома и землю. Жители колонии согласились, но потребовали плату за свою работу (ремонты, урожай, строения и тд), чеченцы в ответ заявили, что эти условия неприемлимы. Произошёл бой. Колонисты отбились, но Владимировка всё же была взята хитростью во время переговоров. По свидетельству автора: «большинство жителей успело выбраться и разбежалось в паническом страхе, оставшиеся были перебиты, а жилища и имущество разграблены». Демобилизованные с кавказского фронта Первой мировой войны войска, расположенные в Хасав-Юртедаже не попытались помочь колонистам. Солдаты были совершенно разложеы большевисткой пропогадой и забыв о долге и дисциплине стремились только к одному – вернуться домой. Видя это бандитские элементы почувствовали свою безнаказанность и обрушились на остальные русские и немецкие колонии, которых ждала та же участь, что Владимировку. Спасшиеся жители находили приют у своих соседей кумыков. По всему округу пылали дома. Однако на этом ужасы не закончились, разбойники начали готовиться к штурму столицы Хасав-Юртовского округа. Вот что пишет о тех событиях автор «Великого Калмагала»: «Каково же было положение Окружного Исполнительного Комитета при виде этой потрясающей картины разорения и опустошения и при полном сознании, что он не в силах предотвратить страдание невинных жертв зверства. Со всех концов кумыкской плоскости потянулись по направлению к Хасав-Юрту вереницы подвод ограбленных и обездоленных. Не всем, однако, удалось добраться до желанного пункта спасения. По дороге одних обобрали до последней нитки, другие распрощались с жизнью, третьи уведены в плен в дебри Чечни.

Все эти голые, оборванные, общипанные несчастные считали своим долгом прежде всего явиться к власти и излить перед нею душевные страдания в надежде на помощь и покровительство. Наконец, получилось известие об ограблении и убийстве члена Окружного Комитета от немецкого населения Ульмера.

Исчерпав все средства борьбы, Комитет тщетно продолжал делать распоряжения от которых, разумеется, на практике, не было существенной пользы.

Все беженцы из разоренных хуторов стали скопляться в Хасавюрту, на улицах, в казармах, постоялых дворах и в частных домах, вызывая своим появлением сильную тревогу среди местного населения.

В этой атмосфере человеческих слез и страданий, некоторые из оставшихся в Хасав-Юрте войсковых частей вели себя самым позорнейшим образом: воины по ночам веселились и в порыве опьянения винными парами открывали ружейную стрельбу с целью сильнее нервировать обывателя и вызвать общее замешательство.

Другие старались по добру по здорову убраться вон. Если не ошибаюсь, первым выступил пограничный конный полк, передав казенное имущество кумыкской учебной команде ( запасный полк Кавказской кавалер.дивизии).

За такое преступление виновный должен нести самое строгое наказание. В виду создавшегося положения, какие — либо речи партийного характера не следовало бы допускать и все ораторы должны были стремиться к одной общей цели — к спасению Хасав-Юрта. Только при соблюдении этого условия Окружный Съезд мог оправдать возложенные на него задачи и дать те благотворные результаты на которые имело нравственное право рассчитывать несчастное русско-немецкое население.

Тем не менее, на Съезде было высказано очень много хороших пожеланий. Прекрасные речи были произнесены представителями мусульманского духовенства о сострадании и любви к ближнему и о той страшной ответственности, которая ожидает на том свете виновников совершаемых преступлений.

В общем речи кадиев и мулл сводились к тому, что крайне необходимо злодеев придать шариатскому суду и подвергать их самому суровому наказанию...

После того, как все воинские части ушли из Хасав-Юрта вместе с ними исчезла и военная сила, державшая в благоразумии местных джигитов.

Раз нет военной силы, служащей опорой власти, разумеется, нет и власти. Организованный при таких условиях Окружный Исполнительный Комитет не заслуживает особенного внимания. Самой лучшей оценкой ему будет, если я вопрос этот обойду полным молчанием.

Нельзя не заметить, что дагестанский конный полк и кумыкская учебная команда некоторое время поддерживали порядок, но эти попытки имели лишь оборонительный характер и скорее оказывали на массы совершенно обратное действие, служа симптомом бессилия власти.

Многие торговцы и купцы делали попытки вывезти ценное имущество в более безопасные соседние города на подводах, но попытка эта, почему то встретила препятствие со стороны власти. Вывоз имущества и товаров Окружной Комитет совсем воспретил.

Лишившись войсковых частей и, находя Кумыкскую Учебную команду не способной защитить Слободу, Комитет по Обороне, тем не менее, продолжал свою деятельность и изыскивал меры для усиления средств обороны.

По его распоряжению все жители Слободы, способные носить оружие, без различия возраста и национальности, были призваны для несения патрульной службы и занятия окопов и баррикад, устроенных на скорую руку поперек главных улиц, ведущих в центральную часть Слободы.

С приходом людей Узун-Хаджиi резко изменилось общее положение. До утра 9 апреля была спокойно, а с этого времени начались форменные грабежи.

На улицах появились шайки от 20 до 50 человек и стали преспокойно обходить дома, запугивая жителей ружейными залпами.

разор

В то время когда они были заняты стрельбой, другие врывались в дома и грабили все, что могли, не исключая и носильного платья и совершенно не считаясь с возрастом и полом своих жертв.

Нахальство хищников дошло до невероятного предела, перешло всякие границы возможного и не поддается описанию.

Со многих слобожан, как мужчин, так и женщин и детей было снято все до нижнего белья включительно. Кругом царила полная вакханалия зверства, жестокости, жадности, хищных страстей и разнузданности.

Все, что происходило в эти дни в Хасав-Юрте, как нельзя лучше подтверждает мнение, что самый худший зверь это — человек. Разгромы и грабежи продолжались в течении целого дня и следующей ночи. После некоторого перерыва, они возобновились с удвоенной силой...

Со слобожанами расправа была коротка. Беднота лишилась своего имущества путем насилия, а люди более или менее зажиточные, кроме того, что они теряли движимое имущество и носильное платье, под угрозой смерти и побоев вынуждены были выдать грабителям денежные свои сбережения и драгоценные вещи.

Людей богатых брали в неволю, с целью получить за них выкуп.

Многие спасались от плена, скрывшись в домах соседних туземцев (в данном случае кумыков — Х.И.). Характерно то, что среди этого моря человеческих слез и страданий озлобление грабителей все более и более усиливалось и перешло в чересчур уродливые формы: например такие ценные и дорогие вещи, которых злодеи не могли вывезти или унести с собой, топором или каким — либо другим тяжелым орудием разбивались и уничтожались на местах.

В одном доме, после того, как погром несколько стих, мне пришлось быть свидетелем следующей картины: кое-где лежат куски разбитых зеркал, а от больших буфетных шкафов, находящихся в столовой, остались лишь нижние части, перерубленные второпях топором, а верхние были увезены.

Таким образом, ужасные следы в щепках и обломках дорогих вещей! Чем же объяснить такое зверское отношение к чужой собственности? При виде этой душу раздирающей картины бессмысленного, жестокого разрушения, невольно вспоминаешь овчарню, в которую забрались голодные волки, или птичник, куда пробрались шакалы: хищники, обыкновенно, кроме жертв, которых они уносят с собой, оставляют и на местах массу попередушенных животных, от которых нет пользы ни для них, ни для хозяина.

Кругом мания к разрушению и опустошению, которую, конечно, ничем нельзя оправдать!

Очевидно, только бешеная злоба и месть могут толкнуть человека на подобное преступление. Надо быть помешанным, чтобы позволить себе подобную дикую выходку!

Проходившие в Слободе грабежи, разумеется, не обошлись и без человеческих жертв. Защищая домашний свой очаг, были зверски убиты: окружной ветеринарный врач Жебровский В., фельдшер Сроштанов и др.

Улицы были перепружены подводами, которые стали преспокойно и цинично нагружать разною движимостью и вывозить в аулы в то время, когда дома и квартиры не были еще очищены их жильцами.

На кануне погрома в Хасав-Юрте числилось приблизительно около 15 000 жителей обоего пола, не считая войск; во время же катастрофы оно уменьшилось на половину.

Андреевцы (то есть эндиреевские кумыки -Х.И...) прислали множество подвод для спасения ограбленных, но едва живых и беспомощных людей! На этих подводах и в сопровождении конвоя в 100 всадников, значительная часть населения была подобрана на улицах и благополучно доставлена в Андреево.

Обстановка, в которой пришлось оказать помощь этим несчастным, обобранным до последней нитки, была по истине ужасна и Андреевцам с величайшим трудом удалось вырвать их рук разъяренных и озверелых чеченцев. Хасав- Юртовский коммерческий мир очутился так же в Андреево. Большинство местных торговцев и купцов, каким то чудом спасшихся от неволи и «прогулки» по Чечне, прибыло сюда, благодаря человеколюбию, любезности и заботливости Андреевского Общества.

У большинства беженцев растерянный, убитый и удрученный вид, а у некоторых слабонервных слезы на глазах. Очутившись в безопасном месте и несколько опомнившись после пережитых недавно душевных волнений, эта толпа мужчин, женщин, стариков, детей, между которых много было больных, изнуренных и слабых стала более ясно сознавать весь ужас трагического своего положения и ту страшную перспективу нищеты и разорения, которые развернулись перед нею. У нее же абсолютно не оставалось ничего, кроме платья и белья, бывших на ней при прибытии в Андреево! Не уцелело даже носильное платье! Редко кому удалось выехать из Хасав-Юрта в том одеянии. В каком он был перед погромом. Многие, как я уже говорил, были раздеты до гола, у других отняты верхние вещи и обувь, не исключая и носков. У третьих грабители, отняв самое лучшее, отнятое заменили тем, что было на них самих.

Огнем уничтожены так же аптека и церкви. Варвары не пощадили и частных зданий. От самых лучших построек, как, например Дом Месяцева, Зипалова, Фельдмана. Центральная гостиница Аджаматова, электрическая станция и др., остались только обгорелые стены.

В настоящее время весь Хасав-Юрт представляет из себя груду развалин и производит на приезжего тягостное впечатление. Трудно словами описать эту ужасную картину разрушения и дикого озлобления!

Недели через три после погрома я посетил проездом из Аксая в Андреево Хасав-Юрт. Я проехал только по двум улицам и первое мое впечатление было таково, что при виде открывшейся передо мной панорамы я остолбенел и не верил моим глазам.

В воздухе царила какая-то зловещая торжественная тишина. Кругом почерневшие и полуобвалившиеся обгорелые дома и остатки обуглившегося строительного материала из дерева, железа, чугуна и черепицы.

Не мощенные улицы и палисадники домов заросли высокой травой, признаком запустения и отсутствия живых существ!

Там и сям лежат разложившиеся трупы павших животных, распространяющийся по воздуху удушливый, невыносимый запах мертвечины. Только стаи хищных птиц, перелетающих с трупа на труп в поисках более лакомых кусков, криками и хлопаньем крыльев нарушают иногда эту ужасную тишину смерти и разрушения.

Как в калейдоскопе прошло перед моими глазами все пережитое населением Слободы. Тревожное состояние за целость жизни и имущества, слезы жен и матерей, плач и отчаяние детей страдания больных и немощных, безжалостные и озверелые физиономии грабителей чеченцев, все это живо предстало передо мною во всей своей ужасающей действительности.

Тяжело перенести совокупность подобных впечатлений и для этого нужно иметь железные нервы!!..

У меня не хватает слов и красок для точного выражения того, что я испытал! Ни одной уцелевшей железной или черепичной крыши, за исключением двух, трех! В каком то безсознательном нервном отупении, я стал машинально обходить дома знакомых мне лиц, где меня встретил жалобный вой тощих, едва, едва передвигавшихся голодных собак и протяжное мяуканье кошек.

разор2

Во многих домах выдолблены стены и выкопаны глубокие ямы под сгоревшими домами с целью найти замурованные в стенах и зарытые в землю драгоценности и деньги. В одном отхожем месте чеченцами найдены были случайно брошенные второпях беженцами несколько ружей. Обстоятельство это послужило поводом к тому, что вся помойная яма и отхожие места Слободы были обшарены и перерыты самым тщательным образом!

Озверелые разбойники нагло глумились не только над людьми и Божьими Храмами, ограбив в них ковры, свечи, канделябры, иконы, хоругви, церковную утварь и священнические облачения, их святотатственная рука коснулась и жилищ умерших. Несколько христианских и еврейских могил были разрыты с целью воспользоваться тем, что было на покойниках.

Достойно внимания и их отношение к мусульманской святыне. Когда партия громил бросилась на мечеть, чтобы ограбить имевшиеся там ковры, часы и подсвечники, мулла вышел им на встречу, держа в руках Коран и обратился с увещанием не осквернять дом Божий; бандит вырвал Коран и ударил им по лицу муллы, проговаривая в диком исступлении: Теперь нет Аллаха!»

Несмотря на желание уничтожить дотла огнем весь Хасав- Юрт, однако, злодеям не удалось привести в исполнение первоначальный план. Многие грабители были заинтересованы тем, что бы вывести по больше строительного материала. На этой почве завязалась борьба между разными группами туземного населения.

С содроганием сердца вспоминал я счастливые дни моего детства, проведенные в родном Хасав-Юрте и по мере того, как неумолимая всепожирающая огненная стихия принимала различные причудливые формы и очертания я обдумывал какие именно знакомые здания, объятые в этот момент пламенем могут представлять собой видимые мною в ночном мраке фигуры из огня, согласно с архитектурными очертаниями каждого из них. Хасав-Юртовский пожар продолжался около недели, освещая по ночам, в виде факелов, зловещим заревом всю Кумыкскую плоскость и, вызывая у одних чувства глубочайшей горечи и негодования, у других исполненного долга и нравственного удовлетворения!

Вывоз материала уцелевшего от пожара зданий в соседние аулы продолжался около 3-х месяцев. Все это время не было власти, которая могла бы его приостановить.

Туземцы вывезли листовое и оцинкованное железо от крыш, рейки, стропила, деревянные и чугунные балки, черепицу, оконные ставни, рамы, косяки, доски от полов и потолков, деревянные и железные палисадники перед домами, деревянные и металлические ворота, кладбищенские и могильные ограды, разные архитектурные украшения зданий, всевозможные машины, орудия и приборы.

Богатейшую добычу дали: Центральная электрическая станция, склады лесные, хлебные, кожевенные, бакалейных, мануфактурных и других товаров, принадлежащих частным лицам и учреждениям.

Сильно пострадала и гордость Хасав-Юрта — фруктово — виноградные сады. По ним бродили в без порядке пешие, конные арбы, телеги беспощадно топча и уничтожая то, что попадалось на пути. Виноград расхищался, деревья вырубались.

Были возмутительные случаи издевательства над упорным, долголетним человеческим трудом: вместо того, чтобы собрать фрукты с деревьев обычным способом, чеченцы обрубали или обламывали ветки с фруктами и в таком виде нагружали на арбы и вывозили в аулы.

Наглость грабителей не имела границ: Жители селений Акташ-аула, Ярык-Су-Аух и Кешен-Аух, населенные чеченцами, захватив слободские сады, огороды, пахотные и пастбищные земли и сенокосные луга, вехами определяли границу и категорически требовали от кумыков, чтобы последние не смели ее переходить, так как законными наследниками Слободы являются они.

Основанием к такому домогательству Ауховцы приводили то, что Хасав-Юрт носит имя чеченца Хасава, на земле которого он основан. Претензия эта наглая ложь. Слобода построена на земле Костековского князя Хасав Хамзаева, от которого она перешла к русскому Правительству.

Кроме того чеченцы уверяют, что Кумыкская плоскость так же бывшая чеченская территория. И это домогательство не имеет под собой ни какой почвы. Наоборот, чеченские селения Энгель-Юрт, Осман-Юрт и др., находящиеся на Кумыкской Плоскости, были основаны с разрешения Аксайских князей, которым они платили дань вплоть до освобождения крестьян. (1861 г.)

Интересно теперь проследить за нашими беженцами, которых мы оставили в Андрееве Некоторые из них приютились у своих кунаков, другие были временно размещены Обществом в частных домах.

В пользу русских гостей, очутившихся по воле Судьбы, в таком тяжелом положении, была устроена частная подписка, не давшая, к сожалению, особенно хорошего сбора. Впрочем, едва ли это можно ставить в вину Андреевцам, так как Андреево-селение, не особенно богатое деньгами. ЗАТО СЕЛЬЧАНЕ СТАРАЛИСЬ ПОМОЧЬ БЕЖЕНЦАМ ХЛЕБОМ И РАЗНЫМИ ДРУГИМИ ПРОДУКТАМИ ХОЗЯЙСТВА. Оставаться здесь долго слобожанам было немыслимо. Многие прибыли сюда без копейки, а у остальных имелись гроши, которые постепенно приходили к концу.

Для рассмотрения и решения вопроса о том, куда и когда нужно будет выехать, была образованна Комиссия. Которая не медленно приступила к делу. Работа ее продолжалась несколько дней, наконец, она вынесла свое Постановление: — Обратиться к Андреевскому Обществу с просьбой отпустить для беженцев необходимое количество подвод и выехать в ближайшие дни в Кизляр, избрав для этого маршрут на Костек, Хамза-Юрт и Тамаза-Тюбе, через Кази-Юрт.

Дело в том, что кроме беженцев, приютившихся в Андрееве в количестве около 700 человек, другая партия, ушедшая из Хасав-Юрта во время погрома, попала на Костек.

Особенно тяжело было положение больных, слабых, пожилых людей и детей. К счастью, препятствие это удалось преодолеть. ДОБРЫЕ АНДРЕЕВЦЫ СНАБДИЛИ БЕЖЕНЦЕВ КОЕ — КАКИМИ ТЕПЛЫМИ ВЕЩАМИ И БЕЛЬЕМ, А ОБЩЕСТВО СОГЛАСИЛОСЬ ДАТЬ 100 ЧЕЛОВЕК ВСАДНИКОВ ДЛЯ ОХРАНЫ В ПУТИ (большую помощь русским и немецким беженцам оказывала семья состоятельная кумыкская семья Аджаматовых).

ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОТНОШЕНИЯ КОСТЕКОВСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К СВОИМ БЕЖЕНЦАМ, ТО ОНО, ПО ПОЛУЧЕННЫМ МНОЮ ДОСТАТОЧНЫМ СВЕДЕНИЯМ, БЫЛО В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПОХВАЛЬНО.

ПРОДЕРЖАВ ИХ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ, И, ОКАЗАВ ИМ ПОМОЩЬ ПРИЮТОМ, ДЕНЬГАМИ И ТЕПЛЫМИ ВЕЩАМИ, КОСТЕКОВЦЫ БЛАГОПОЛУЧНО ДОСТАВИЛИ ИХ НА СВОИХ ПОДВОДАХ В КИЗЛЯР.

Вернувшиеся же в Андреево беженцы, отдохнув тут некоторое время, решили отправиться на станцию Щелкозаводскую через Аксай. Путь этот представлял еще большую опасность, чем дорога на Костек. Нужно было проехать через Хасав-Юрт, у трупа, которого еще бродили толпы не насытившихся алчных шакалов.

Вообще дорога из Слободы в Аксай, даже в нормальное время, считалась излюбленным местом прогулки любителей чужой собственности. Здесь, около чеченского селения Осман-Юрт, довольно часто происходили разбои и грабежи.

Беженцы предпочли поездку в ночное время, чем днем. Около 10 часов вечера на нескольких подводах они пустились в путь. Первоначальный их план найти защиту под покровом ночной темноты, был поставлен довольно удачно. Подводы шли в рассыпную и часть из них благополучно добралась до Аксая, другие подверглись ограблению случайно наткнувшейся шайки. Мне только известно, что у полковника Е. были отняты деньги, чемоданчик с фамильными вещами, как то чудом уцелевшими во время погрома Слободы.

Относительно же других пострадавших, к сожалению, у меня нет сведений. Аксаевцы приняли беженцев очень любезно и препроводили их дальше на Терек, где они на каюках (небольшая лодка с плоским дном.) переправились на левый берег реки в станицу Щелкозаводскую

Таким образом, две главные группы беженцев, Костековская и Андреевская, в которых насчитывалось более 2000 человек, перебрались по ту сторону Терека на Казачью территорию. Одни из них временно устроились в Кизляре, другие в Моздоке, Пятигорске и др. городах Северного Кавказа.

По полученным известиям, положение их чрезвычайно тяжелое. Многие погибли от тифа и недоедания, остальные влачат жалкое существование! Не попавшие в эти группы нашли убежище в разных Кумыкский селениях, откуда они, после погромов, выехали в ближайшие города и станицы.

Ознакомившись с вышеизложенным читатель, я думаю, может сделать себе более или менее ясное представление о богатейшей когда-то Кумыкской Плоскости, житнице Северного Кавказа. Почти половина земель ее превратилась в пустыню!

Нет уже более рассадников образцовых хозяйств, культуры и цивилизации! Точно по мановению волшебного жезла, за весьма короткое время, разорено и разогнано с Плоскости более 30 000 мирного, трудолюбивого населения!

Исчезновение же Хасав- Юрта, этого главного жизненного центра страны и ее сердца, при помощи которого питался и существовал весь организм, несомненно, искалечит благодатный Край и отодвинет надолго культурно — просветительное его развитие в будущем! Рассчитывать на восстановление Слободы и многочисленных сел, хуторов и колоний, в ближайшем будущем, конечно, не возможно; для этого нужно слишком много времени.

Следы глубоких ран нанесенных богатой и гордой Слободе накануне переименования ее в городii, безжалостной рукой изувера хищника еще на долго останутся на ее измученном и исстрадавшемся теле!» На этом хроника «Великий Калмагал 1918 года» обрывается.

Источник: Книга Х.А. Исмаилова «От загадочной Барсилии до…». Махачкала, 2012

i Узун-Хаджи Салтинский — шейх, религиозный и политический деятель Дагестана и Чечни времён гражданской войны, известный крайним фанатизмом. В 1919—1920 года именовал себя северо-кавказским эмиром. 

ii Это переименование произошло в 1931 году, этой же датой видимо следует датировать написание этого документа.

Related posts:

comments powered by HyperComments