Факты против фентези
В последнее время интернет наполнился шовинистическими публикациями, посвященными кумыкам и нашей истории. Одной из них является заметка Хасана Бакаева про «депортацию чеченцев 1817 года». Главными виновниками трагедии выставляются наши предки. Кроме того, коренное население Кумыкской плоскости (кстати, слово «кумыкская» берется автором в кавычки) объявляется пришлым на исконно чеченских землях. Разобьем наше опровержение на несколько частей — сначала будет текст из шовинистической публикации, а потом наш комментарий.
1) «По историческим данным, зафиксированным в XIX веке, первые чеченские поселенцы на землях, позже получивших название «Кумыкской плоскости», застали безлюдный край»
С первых же слов становится понятно, что автор абсолютно не знает историю Кумыкской плоскости. Ведь еще в 16 веке на территории Кумыкской плоскости существовало осколок Золотой Орды — Тюменское владение, населенное родственными кумыкам тюменами. Тюменский владетель Салтаней вместе с шаухалом вел отчаянную борьбу против московских войск в течение 28 лет.
На территории Кумыкской плоскости существовало большое количество хазарских городов, подтверждается археологическими данными (Магомедов М.Г. «Крепостные сооружения Хазарии» // Древние и средневековые памятники Дагестана (Материалы по археологии Дагестана, вып. 9). 1980.). Самым крупным городищем было Андреаульское — Эндиреевское.
Название «Эндирей» выдающимся хазароведом М.И.Артамоновым считается передачей названия столицы Хазарского Каганата Семендера ( название аула Эндери «можно принять за единственный пока реальный остаток древней хазарской столицы Семендера» — Артамонов М. И. Очерки древней истории хазар. Л., 1937 — с.97 ), а известный хазаровед и археолог М.Г.Магомедов отождествляет Эндирей с древнехазарским городом Вабандаром. В XV веке Эндирей являлся одним из крупнейших центров производства высокохудожественной керамики на Северном Кавказе. Ещё в домонгольский период были известны «индирские блюда» (Магомедов А. М. Керамическое производство в средневековом Дагестане // Древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала, 1984.- С. 146). Интересно, какими «историческими данными» пользовался автор публикации?
2) "«Каким образом на этих землях оказались кумыки и как появилось название «Кумыкская плоскость»? На эти вопросы отвечает выдающийся кавказовед Адольф Берже. Отметив, что для решения внутренних разногласий, связанных с землепользованием и другими вопросами, качкалыковским чеченцам понадобились независимый третейский судья, А. Берже пишет, что чеченцы с этой проблемой обратились к шамхалу Тарковскому и тот прислал им князя, которого звали то ли Султа-Мотти, то ли Али-Бек. Чеченцы поручились шамхалу за безопасность приглашенного князя и обязались взять его на продовольственное содержание». «
Удивительная способность выбирать источники, выгодные лишь для себя! А Берже лишь собрал чеченские предания со слов чеченцев.
Обратимся же к действительно нейтральному историку — И.Ф.Бларамбергу, который писал о населении плоскости следующее:
«Территория кумыков расположена между реками Терек, Аксай, Койсу и Каспийским морем, являющимся её восточной границей. К северу она отделяется от района Кизляр болотами в нижнем течении Терека; на западе она расположена на обоих берегах нижнего течения Аксая до крепости Амир-Аджи-юрт, расположенной на правом берегу Терека; на юге она граничит с Дагестаном и районами, занятыми салатавцами, ауховцами и качкалыкцами. Южный рукав реки Сулак, называемый „Куру-Койсу“ (Сухая Койсу), отделяет кумыков от территории таркийских шамхалов. Наибольшая протяженность территории кумыков с запада на восток, от крепости Амир-Аджи-юрт до мыса Аграхан, составляет 120 верст; с севера на юг, от древнего Терека (имеется в виду старое русло) до Сулака, — 60 верст, что составляет общую площадь в 7200 квадратных верст. Когда-то Гудермес был западной границей территории кумыков, он впадает в Сунжу пятнадцатью верстами
выше места её впадения в Терек. Но когда чеченцы спустились со своих гор, кумыкские ханы поселили часть из них на своей территории у подножия отрогов Кавказа, между Сунжей и Аксаем. Чеченцы, обосновавшиеся гам на определённых условиях, стали называться качкалыками (шесть деревень). Затем, с приходом новых соплеменников, их численность увеличилась, и, хотя кумыкские ханы до сих пор считают их своими вассалами, на самом деле качкалыки, воспользовавшись позже ослаблением кумыкских ханов, вернули себе независимость. Таким образом, вся территория между Гудермесом и крепостью Амир-Аджи-юрт может рассматриваться как составная часть территории, занятой племенами чеченцев.»
(Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999. )
Кроме того, сам Берже пишет, что чеченцы переселились на плоскость в 1530 году. (З.Ибрагимова Царское прошлое чеченцев. Политика и экономика. ) И все бы ничего, но только вот эти земли еще в 1395 году называлась областью кумуков/областью Мумукту (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941). Таким образом, самыми ранними обитателями этих земель являются кумыки и их предки — хазары.
3) „Кумыкские князья и позже не чувствовали себя хозяевами «кумыкской» плоскости. Как пишет российский военный историк XIX века А.В. Потто, «Ермолов застал кумыков в таком стесненном положении от этих выходцев (т.е. чеченцев. – Авт.), что бедные кумыки даже на своей земле не могли считать себя безопасными иначе, как поддерживая связи и входя в родство с качкалыковскими чеченцами. Ни один из князей кумыкских, по словам Ермолова, не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем»“
Хм, а с каких пор слова Ермолова — палача кавказских народов, в том числе, и чеченцев, стали авторитетными для патриотично настроенного человека кавказской национальности?
4) Как признавал чеченский автор И.А. Арсаханов, гидронимия и топонимия среднего течения междуречья Аксая, Ярык-су и Акташа, где поселились аккинцы, «свидетельствует о том, что до появления на этой территории аккинцев или ауховцев там жили кумыки» (Арсаханов, 1969. С. 243).
Кроме того, еще в 14 веке эти земли назывались областью кумуков (Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941)
5) Античные писатели Плиний Старший и Дионисий Периегет ( Плиний. Естественная история Вестник древней истории. 1949, № 2, с. 302. ; Дионисий Периегет. Описание населенной земли. // ВДИ, § 1,1948) упоминали на рассматриваемых территориях народы «камак», «камар», «камарит», которые в отечественном и и зарубежной историко-этнологической литературе нередко признаются предками современных кумыков.
Аббас-Кули-ага Бакиханов писал по этому поводу следующее:Кумук, по показанию Птолемея, есть остаток народа Кам, или Камак, от имени которого получили название и принадлежащие ему земли ( Бакиханов А.-К. Гюлистан-и Ирам. Баку.1991.)
6) Майор Властов в статье „Война в Большой Чечне“ от 1856 года, напечатанной Военной Типографией Российской Империи, анализируя этнографические данные Терско-Сулакского междуречья, религиозную периодизацию, предания чеченцев и исторические данные, заключил, что легенды о „передаче чеченцами земель по ту сторону Аксая кумыкам, пришедшим судьями по приглашению“ есть „рассказ, выдуманный народной гордостью“ Также он привёл выводы, что „кумыки были древнейшими обитателями большой плоскости между Сулаком и Тереком, а чеченцы поселились на землях им принадлежавших в виде арендаторов.
(Война в Большой Чечне“, майор Властов, 1856, Военная Типография, стр. 15,18)
7)»Сии качкалыки, размножились приходом многих новых чеченцев, хотя и ныне аксаевцами почитаемы за их подвластных, но, пользуясь послаблением сих владельцев, вышли из всякого послушания, овладев всем участком между реками Гуйдюрмезом и левым берегом Аксая, так что оной ныне уже к области Чеченской причислить должно"
(История Чечни с с древнейших времен до наших дней. т.3, 2013, стр.13)
По сообщениям А. М. Буцковского: «Аухи, так называются поселившиеся на землях кумыцких около вершин рек Агташа и Ярухсу карабулакские и частию чеченские выходцы, кои кумыкам дань платят баранами и в обязанности давать вспомогательных воинов»
(История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т.I. История Дагестана с древнейших времен до ХХ века / отв. ред. А. И. Османов. М., 2004. 627 с.)
8) Интересной является этнографическая история земель к западу от нынешней границы Республики Дагестан. Согласно огромному количеству источников, коренным населением этих территорий также являются кумыки. Приведем лишь малую часть из них.
Тормасов в предписании Н.Ф.Ртищеву от 9 августа 1811 года предписывал «склонить чеченцев удалиться из гор на плоскость, так, чтобы по правую сторону Терека, начиная от Наура, до самых Аксаевских деревень протянута была цепь жилищ их»
(Статья Бирюкова А.В. // Вопросы истории, номер 3, 1998 год)
Якоб Рейнеггс "Несколько далее на север встречаются 4 татарские орды: Чев, Хатчаул, Шали и Сагунти — с 220лачугами, по соседству с деревней гребенских казаков, которая лежит на правом берегу Терека. « (Ш. Б. Ахмадов. Чечня и Ингушетия В XVIII. — начале XIX века.)
Я. Рейнеггс в 1790-е гг., отмечал, что жители Ойсунгура, составляя 800 семей, „говорят на кумыкско-татарском“. Также кумыкским у него является аул Истису (в переводе с кумыкского» горячая вода"). ( A General, Historical, and Topographical Description of Mount Caucasus, Reineggs, стр 54)
Безусловно кумыкскими являются и многие другие топонимы, например, Кошкельды и Гудермес.
И. Бларамберг, написанной в 1834 году указывает, что в определённое время население Качкалыка, в том числе Ойсунгура (у него Уссунгур) составляли кумыки, впоследствии ассимилированные чеченцами.
(Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999. )
9) В плоскостной Чечне нет ни одного собственно нахского названия географического или иного природного объекта (топонима) , выходящего за хронологические рамки тюркской эпохи. Это свидетельствует в пользу того, что в процессе формирования сегодняшнего этноса — чеченцев принимали участие ассимилированные ими в разное время тюрки (кумыки и нагаи)., множество других дагестанских племен. Бесспорный факт; на территории плоскостной Чечни до XVII-XVIII века не проживали собственно нахи не проживали, что свидетельствует в пользу первой гипотезы — нахи пришли на Северный Кавказ через Закавказье после распада государства Урарту и после военных столкновений с грузинскими эриставами ... "
(С-Х. Нунуев. «Ноев Завет» — научно-популярное, публицистическое произведение, — г. Элиста, 2008 год.)
10) Е.Максимов в 1893 пишет:
«Народные сказания, восходящие до времен Чингизхана и Мамая, ни единым словом не упоминают о нохчо, а потому поселение их в Чечне, вероятно, должно было совершится после XIV века. А так как первые выселения на плоскость относятся вероятно к XVI веку, и произошли по видимому, от земельной тесноты…» ( Е. Максимов, Чеченцы//Терский сборник. Владикавказ, 1893, вып. 3, кн. 2. стр. 24)
11) Кроме того, терские равнины до нашествия Тамерлана были населены племенем бораганы. Еще придворные историки Тамерлана Шереф Ад-Дин Йезди и Низам Ад-Дин Шами упоминают о борьбе с правителем асов Бураканом. В Ингушетии сохранился мавзолей «Борга-каш», связываемый Л.И.Лавровым с бороганами-кумыками. Нашествие Тамерлана, эпидемии чумы, а также разгром Московией Тюменского владения привели к тому, что от бораганов остались лишь несколько кумыкских сел в Грозненском и Гудермесском районах Чечни и Моздокском районе республики РСО-Алания.
12) Известный российский этнолог и антрополог В.А.Шнирельман отмечает, что концепция раннего пребывания вайнахов на Кумыкской плоскости начала складываться во 2-й половине 1980-х годов, когда некоторые чеченские историки начали пересматривать историю заселения чеченцами-аккинцами дагестанских земель. С этого времени у чеченских историков наблюдалось стремление удревнить дату начала переселения на равнину (официально признанная — вторая половина XVI века) и преувеличить роль своих предков в местной средневековой истории. Первым на этот путь встал Х. А. Хизриев, утверждавший, что вайнахи проживали на данной территории ещё в раннем средневековье. Ссылался он при этом на археолога А. В. Гадло и его работу по раскопкам городища «Хазар-Кала». Но при рассмотрении этой работы выяснилось, что Гадло в своей работе о вайнахах даже не упоминал, а речь в ней идет о позднесарматском ираноязычном населении, которое в 500-е годы н. э. сменилось тюркскими кочевниками. Затем историк Я. З. Ахмадов принялся преувеличивать политическую роль чеченцев на северо-западе Дагестана, при этом его взгляды со временем менялись от умеренных, когда он признавал Эндиреевское княжество кумыкским владением с оговоркой, что в войске князя Султан-Мута были вайнахи, и что чеченцы составляли часть подвластного ему населения, но позже он уже заявлял, что до появления Султан-Мута вся земля от «Дарьяла до Дербента» принадлежала вайнахскому князю Ших-Мурзе Окоцкому. В начале 1990-х годов А.Адилсултанов обнародовал некую «хронику-рукопись Ибрагимова-Магомедова», якобы хранившуюся у местного аккинского населения. Некритически используя данные археологии и весьма неопределенные сообщения античных авторов, он пытался доказать, что предки вайнахов обитали на плоскости с глубочайшей древности. Иные подходы он отметал как искажающие историческую действительность по идеологическим причинам. Ссылаясь на «хронику-рукопись» он доказывал, что в XVI—XVIII вв. чеченцы занимали всю северную часть Дагестана вплоть до Каспийского моря, где использовали рыболовецкие угодья о. Чечень. И если Ахмадов ещё допускал двухкомпонентный кумыкско-чеченский состав населения Окоцкой земли, то Адилсултанов кумыков не упоминал вовсе и «рисовал» сообщество чеченцев одним из могущественных политических образований в позднесредневековом Дагестане. Эта версия «истории» принята в качестве достоверно установленного факта в официальных изданиях и обобщающих трудах чеченских историков. Под эту версию истории переиздаются книги, так дважды уже после смерти автора, был переиздан труд чеченского краеведа А.Сулейманова «Топонимия Чечено-Ингушетии» — под названием «Топонимия Чечни» который был «дополнен территорией Терско-Сулакского междуречья» отсутствующей в первом авторском издании.
(Шнирельман В. А. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. — М.:Новое литературное обозрение, 2006 с. 199—200).
Так называемые «Аккинские хроники-рукописи» Адильсултанова на которые любят ссылаться чеченские «историки» такой же вымысел как фентезийные «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса.
Илитвер Аксаев