Принцип территориального единства России как фактор единства и политического равноправия российских мусульман в речи Гайдара Бамматова на I-м Всероссийском мусульманском съезде (1-11 мая 1917 года)

С 1-го по 11-го мая 1917 г. в Москве под девизом объединения всех российских мусульман прошел I-й Всероссийский мусульманский съезд, который образовал Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро) под председательством лидера национал-культурных автономистов А. Цаликова. Открывая съезд, председатель высказался против принципа конфедерации и федерации на основе территориальных автономий и выразил уверенность в том, что мусульмане не захотят отделяться от России. Согласно А. Цаликову: «1) Россия должна представлять децентрализованную, демократическую парламентскую республику; 2) Культурно — национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны как публично-правовой институт». Сопредседатель съезда и единомышленник осетинского социал-демократа Г. Исхаки поддержал его предложение дополнив тезисами гласившими: «1) мусульмане России политический организм, способный и обладающий правом развивать единую культуру и строить свою жизнь на основе единой культуры; 2) в своих действиях мусульмане должны руководствоваться единым мнением и идти под единым руководством»i.

Дагестан на съезде представляли Гайдар Бамматов и Захид Шамиль, от Баку был делегирован дагестанский областной комиссар Ибрагим Гайдаров, состоявший на тот момент в азербайджанской пробольшевисткой группе «Гуммет». В связи с отходом историографии от принципов партийной диктатуры, существенный интерес представляет анализ программы Г. Бамматова решения национального вопроса на основе концепции национально-культурной автономии предложенный им в речи на съезде 6 мая. Г. Бамматов поддержав программу национально-персональной автономии О. Бауэра и Шпрингера, заявил: «В ряду различных попыток разрешения национальных проблем мне представляется наиболее блестящей выдвинутая австрийской социал-демократией теория национально-культурной автономии»ii. Позицию федералистов по национальному вопросу он охарактеризовал в своей речи, как фактическое предательство интересов малых народов Поволжья, Крыма, Сибири и Кавказа. Свой тезис он со свойственной ему эмоциональностью аргументирует следующими словами: «Мы (мусульмане России — Ю.И.) не можем допустить, чтобы интересы малых мусульманских народов живущих на территории заселённой преимущественно представителями иной национальности подавлялись в угоду большинству, мы не можем допустить ассимиляции поволжан, крымчанов, касимовских татар с великороссами, мы не можем допустить дальнейшего обезличивания литовских татар, мы не можем допустить подавления духовных потребностей горских племен Северного Кавказа». «Организация защиты наших духовных и культурных интересов, — писал Бамматов,-должна быть построена не по признаку территориальному, а признаку духовному». Разъясняя преимущество собственных взглядов на национальный вопрос он заявлял: «Нация, есть культурное и духовное единство людей, связанных одной вышей общей идеей и стремящихся к единой духовной цели. А раз это так, то нет и не может быть иного критерия для определения принадлежности к той или иной духовной общности, кроме сознания этой принадлежности». Далее он сублимирует вышеприведенные аргументы в формулу «сейчас в России для мусульман понятия нации и Ислама совпадают» . В советской историографии унитаристкую позицию Г. Бамматова на съезде объясняли его пантюркистскими симпатиями и стремлением к объединению с единомышленниками в других регионах России, но в своей речи Бамматов особо подчеркивает, что представляет на съезде интересы всех северокавказских народов, многие из которых ничего общего с татарами и азербайджанцами кроме религии не имеют.iii Свою речь он резюмировал следующим положением: «Всякие попытки обособления и разграничения поведут к распылению нашей силы к умалению нашего веса и значения» iv. Московский съезд имел большое значение для российских мусульман. Большинство участников съезда представляли интересы многочисленных окраинных наций: казахов, башкир, узбеков и азербайджанцев, выступавших за территориальную автономию для каждого мусульманского этноса, а в дальнейшем возможно еще большую децентрализацию России. Во главе федералистов стояли делегат от Баку председатель тюркской федералистской партии Мусават М.Э. Расул-Заде и лидер башкирских автономистов А.-З. Валидиv. В своей речи М.Э. Расул-Заде отверг саму идею о существовании единой мусульманской нации: «В российском доме, каждый народ должен иметь свою комнату. Как не существует христианской нации, так же нет нации мусульманской»vi. Благодаря численному превосходству своих сторонников федералисты преодолели сопротивление унитаристов Ахмеда Цаликова, Гайдара Бамматова, Гаяза Исхаки и Садри Максуди и проголосовали за государственно-политическую автономию окраин, которые входили бы в Российскую Федерацию как равноправные национально-территориальные единицы. Ими была принята резолюция гласившая: «…признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика, построенная на национально-территориальных федеративных началах, национальности не имеющие определённой территории пользуются культурной автономией»vii.

Почти единственное, чего удалось добиться Г. Бамматову и другим унитаристам — это пункт резолюции о создании единого общемусульманского органа для всей России с законодательными функциями для решения духовно-культурных проблем. 

Несмотря на неудачу инициативу Гайдара Бамматова сама его речь интересная как свидетельство влияния идеологии австро-марксизма на российских мусульман-социалистов, а также пример взаимодействия северо-кавказских, казанскотатарских и крымскотатарских политических деятелей весной 1917 года.

  1. Политические деятели России: 1917. – Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 1993. С.336, 348, 128
  2.  Гаджиев А. С. Помощь русского народа в установлении советской власти в Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат. 1963. С. 157-158
  3. ЦГАРД Ф.8-п. Оп.3. Д.279. Л. 34 (об)
  4. Там же
  5. Давлетшин Т. Советский Татарстан. Казань: Издательство«Жиен», 2005. С. 91-93
  6. Там же С.90
  7. Там же С.95

Ю. Идрисов

Related posts:

comments powered by HyperComments