Türk ve terek kumukların oyunları (Игры терских и турецких кумыков)

Özet
Bu çalışmamızda biz Türkiye’de ve Kuzey Osetya’da (Rusya) yaşayan kumukların oyunlarını kaleme aldık ve kısaca onları anlattık. Kumukların birçok çeşit oyunları bulunmakla birlikte. Biz ozellikle çocukların takım oyunlarına dikkat ettik. Kuzey Osetya’da Terek nehre yakın bölgelerde yaşayan kumuklar terek kumukları olarak bilinmektedir. Onlarda yaygın olan oyunlar «Gurguç» ve « Haray Molla’dır». Tokat ilçesindeki Ataköy'de Kumuk çocukların eskiden «Mollahar» denilen oyunu oynuyorlardı. unlar sayılacak kadar değişmişlerdir. «Mollahar» ile "Haray Molla” oyunların adı benzer olsa da kuralları çok farklıdır. Bu oyunların kökü belki de aynı fakat bulundukları ortamlardan etkilendiklerinden dolayı farklı oy Türkiye’deki seyahatimde ilginç görüntüler rastladım. Bizin araştırma boyle sonuca yol açtı: takim oyunlardaki yenilenlerin yenenleri ustlerinde tasimalarin maanasi oyunculari dayanikliga ve takimlik hissi gelistirmeye ogretmekti.

Среди проживающих в Северной Осетии терских кумыков прежде были популярны игры « Гургугуч», «Хан» и «Гьарай молла». 

В игре «Гургуч» количество игроков было не ограничено. Допустим, играют 5 человек. В круге диаметром 5-6 метров на равных расстояниях делаются в земле 4 лунки. У игроков в руках изогнутые на конце длинные палки, типа клюшек. По жребию выбирается центровой игрок, задача которого не дать выбить из центра круга шайбу. Другие четыре игрока должны были держать концы клюшек в лунках и, отвлекая центрового делать молниеносные удары по шайбе и сразу же занимать свою лунку. Задача центрового была не только защита шайбы, но и наказание зазевавшего при ударе игрока, раньше его, занимая его же лунку. Не защитивший свою лунку игрок менялся с центровым игроком1

В Игре «Хан» количество игроков, как и в предыдущей игре было не ограниченно. У каждого игрока 2-5 коротких с полуметра острых колышка, диаметром 4-6 сантиметров. По жребию выбирают очередность игры. Первый игрок во всю силу загоняет колышек в землю, следующий должен постараться вбит свой таким образом, чтобы свалить первый кол. Если свалил чужой кол, а свой остался, то второй забирает свалившийся кол себе. Если оба кола устояли, то в игру вступает третий и бьет своим колом, стараясь свалить чужие колья. Таким образом, по очереди в игру вступают и другие игроки. Бывало самый ловкий и сильный собирает целую охапку кольев, что во времена, когда топили дровами, было хорошим подарком матерям.

В игре «Гьарай молла» участвовало две команды (состав почти всегда постоянный и обычно с одного аула-квартала) в возрасте от 10 до 15-16лет. Игра начиналась вечером на пустыре. Игроки должны были иметь старую одежду типа куртки или тулупа. По жребию одна команда тесно ложится на траву, постелив под собой куртки, и укрываются сверху заранее взятыми старыми тулупами. Из этой команды выбирается самый ловкий который остается в карауле. Вторая команда прячется на расстоянии 200 метров. Обязанность караульного отыскать спрятавшихся и одновременно охранять укрывшихся. Задача спрятавшихся наблюдая за караульным, убедившись, что он ищет в другой стороне, быстро подбежать к укрывшимся и лупить их куртками, пока на их шум и крик «гьарай молла» не прибежит караульный и не начнет их отгонять. Как только караульный дотронется до одного из нападающих, команды меняются местами.

Любопытно, что в селении Атакёй, провинции Токат, основанном приехавшими сюда в XIX веке кумыкскими беженцами — мухаджирами, дети раньше играли в игру «Моллахар», названием похожую на «Гьарай-Молла». В «Моллахар» также играли вечером и двумя командами. Одна команда бросала в назначенном месте спичечный коробок, затем возвращалась к другой. Затем, ждавшие их дети, бегут к монете или коробку с криком «Моллахар!» Бросившие коробок также бегут к нему. Та группа, которая пришла второй и проиграла, возит победителей – «всадников». Если всадник скажет: «Иди в дом!», то проигравший обязан отвезти победителя. Всадник спрашивает у хозяина дома: "Пеший или всадник? " Если хозяин скажет «всадник», то его опять несут на спине. Если скажут «Пеший», игроки возвращаются пешком. 

Кстати весьма похожая на «Моллагьар» игра под названием «Уьйден уьй» бытовала среди дагестанских кумыков, в частности в селении Кяхулай. Согласно правилам этой игры, ребята делились на две группы, и каждая из групп выбирала для себя какое-то заветное слово. К примеру, если одни назывались «Акъ» (Белые), то другие называли себя «Къара» («Чёрные»). И всей гурьбой направлялись к крайнему дому села. Стучались в дверь и вышедшему хозяину называли эти два слова. Если он сказал «Къара», то «къаралар» садились на спину «акъларов» и их несли до очара (площади в центра села). Потом выбирали другое слово и опять шли к крайним домам села.2 Некоторое сходство с играми « Моллагьар» и названием «Уьйден уьй» имела крымско-татарская игра "Эшек-мешек, сени сурур насыл, эшек? "3

Следует обратить внимание на то, что главными задачами таких игр, при которых проигравшие дети носили на себе победителей, были воспитание выносливости и чувства сплочённости.

Дети турецких кумыков играли также в «Калантар» и «Выз-выз». Согласно игре «Калантар» дети берут какую-нибудь птицу и прячут её за спину и заходят в чей-нибудь двор и спрашивают у хозяев: «Что у меня за птица?» Если хозяева угадывают, то птицу оставляют у них. Если нет, то у них забирают курицу4.

При игре «Выз-выз» игроки становятся в круг, на середину выходит один человек. Ребята, находящиеся в кругу завязывают конец полотенца узлом и проводят по кругу ниже колен. Находящийся посередине не должен допускать ближе (а значит подпрыгивать) поймать полотенце, а если он не поймает, то его бьют сзади.

При анализе вышеперечисленных игр турецких и терских кумыковы, мы можем отметить, что между играми «Моллахар» и «Гьарай-Молла» заметны серьёзные различия, но есть и совпадения, а сходство названий прямо свидетельствует об общих корнях. Различия могли возникнуть под влиянием соседей (турков, ногайцев и черкесов на турецких кумыков и кабардинцев и осетин на терских кумыков в России).

1 Записано со слов уроженца кумыкского селения Кизляр в Северной Осетии Саида Хамурзаева (1958 года рождения).

2 Записано со слов уроженца селения Кяхулай Дагестан) Алава Салаватовича Алиева (1959 года рождения).

3 Филоненко В.И. Детские игры крымских татар// Известия Таврической учёной архивной комиссии. Симферополь, 1919. С. 263

4 Халипаева Империят. Мифологическая проза кумыков. Махачкала, 1994. С. 223-224

Юсуп Идрисов (Yusup Idrisov)

Related posts:

comments powered by HyperComments