НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЮБИЛЕЙ

СадрфотоСогласно восточной поговорке, воду начинают ценить после того как пересохнет колодец, а человека после того как он покинет наше общество. Увы, в этой пословице очень много правды. Это не значит, что мы окружавшие Садрутдина Адилова люди не знали ему цены. Мы знали и ценили его человеческие качества и ум, но мы не знали о его незаменимости. Мы об этом вообще не задумывались. Нам казалось, что если он и не вечный, то, во всяком случае, точно ещё многое успеет сделать. И мы успеем вместе с ним. Даже когда он лёг в больницу, я думал, что он скоро вернётся в строй, и будет продолжать нашу совместную борьбу с невежеством. 

Если мне не изменяет память, то наше знакомство с Садрутдином произошло в 2005 году, поздней осенью. Но с тех пор вплоть до 2008 года, мы с ним практически не виделись. Я пересылал ему через электронную почту свои и не только свои материалы для сайта «Кумыкский мир». При каких обстоятельствах мы встретились, второй раз точно не помню. Кажется на каком-то масштабном мероприятии. Потом было ещё несколько очень редких встреч. По настоящему тесно мы стали с ним общаться только в 2011 году, за два с половиной года до его кончины. 

В 2012 году мы, с Садрутдином, Рашидом, Исмаилом и Хайбуллой посетили тяжелобольного Исахана Гаджиева. Садрутдин близко к сердцу принял его болезненное состояние. Кто знал тогда, что они умрут с разницей меньше чем в один месяц? Впечатления от того нашего путешествия легли в основу моего очерка «Осенние странствия в кумыкском междуречье» и потому нет смысла их все здесь повторять. Приведу лишь опущенный в том очерке факт: Садрутдин после посещения кладбища в Аксае отвёз меня на машине домой. В дороге он несколько раз включал на магнитофоне песню Тимура Шаова «Крысолов». Было видно, что она ему очень нравится, и потому считаю необходимым процитировать из неё несколько строф:

Я знаю, что скоро из мрака веков
Появится в нашей стране крысолов.
И, в дудочку дуя, пойдет пилигрим
И вся наша сволочь попрется за ним.

И выйдут в ряд за гадом гад под колдовские звуки,
Пойдет ворьё, жульё, хамьё, дубьё и прочие подлюки.
И, пальцы веером сложив, пойдет братва покорно.
Вот это кайф! Чтоб я так жил! Долой волков позорных!

А звук у дудочки таков:
В нем шепот снов и звон веков,
И песни Кельтских колдунов,
И зов седых преданий.
Под гипнотический мотив
Пойдут бандит и рэкетир,
Надеть свои трусы забыв,
Уйдет министр из бани.


Из разворованной страны, покинув свои дачи,
Уйдут бугры и паханы, ко всем чертям собачим.

В 2013 году вместе с Рашидом Гаруновым и Садрутдином мы искали остатки Старого Аксая и добрались в их поисках до Тухчара. На обратном пути мы сначала зашли в гости к Рашиду на «перекус», а затем поехали с Садром в Эндирей. Не доезжая до Эндирея мы повернули в сторону Андрей-аульского городища. По пути Садр показал мне дом на вершине кургана. Посетовал на пренебрежение людей своим прошлым. Он разместил на сайте кумыкский мир статью об этом. В Эндирее мы посетили несколько старых мечетей и сделали их фотографии. Затем мы заехали на квартиру к Садрутдину и немного перекусили. Он хотел отвезти меня домой, но я настоял, что могу доехать и сам. Не хотел его отягощать. 

Что я помню о его взглядах и идеях?

Он с большим пиететом относился к Джелал эд-Дину Коркмасову и Тотурбию Тотурбиеву. Смерть последнего для него по его признанию была сильным ударом.

С большим уважением он говорил о своей жене, которая приняла его дочь от первого брака как свою собственную. Действительно такие примеры в редкость. 

В качестве родного своего селения Садрутдин называл Хамаматюрт – малую родину своего отчима, который заменил ему отца. Он тепло отзывался о хамаматюртовцах, среди которых он провёл немало лучших дней своего детства.

На мой взгляд, основные качества Садрутдина как личности: честность и трудолюбие. И в других личностях, прежде всего он ценил именно эти качества. 

Мало встречаясь мне в жизни, он, однако, постоянно в ней присутствовал, сам того вероятно не зная, да и я в ту пору этого не понимал. Как же это получалось? Дело в том, что каждый день, просыпаясь, я если не первым, то уж точно третьим делом заходил в интернет и тут же искал обновлений на сайте «Кумыкский мир». Он сделал едва ли не лучший сайт по истории культуре на Северном Кавказе. Свидетельство этому великолепное содержание сайта и прекрасная навигация. Необходимо также прибавить: тексты на кумыкском, а на сайте их немало, он набирал вручную. Не будет преувеличением сказать, что именно «Кумыкскому миру» он отдал лучшие силы своего ума и сердца.

Летом 2013 года мы затеяли с Садрутдином проект издания книги «Очерки истории северных кумыков». Он активно помогал мне в её оформлении, а незадолго до скоропостижной смерти выделил на её издание 40 тысяч рублей. Уже после его смерти я узнал, что эти деньги он взял из остатка той суммы, которую собрали его близкие ему на операцию... Без него этой книги бы не было, и потому я посвятил её памяти Садрутдина.

В минувшем 2015 году ему должно было бы исполниться шестьдесят лет. Мы не отпраздновали этот юбилей вместе с ним. Но мы не забыли о нём. И не забудем. Его имя и его дела накрепко вписаны в историю кумыкского просветительства. 

Юсуп Идрисов

Related posts:

comments powered by HyperComments