Международный день родного языка стал днём одних «почему»
Почему государство так пассивно в деле сохранения и развития родных языков?
21 февраля в Международный день родного языка карачаево-балкарцы (аланы), ногайцы, крымские татары и кумыки отметили этот несомненно важный праздник вместе. В этом году к празднованию указанные народы подошли с особым усердием. На площадке фонда развития карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» был организован концерт на родном языке, тем более, что у данных народов он один, имея только фонетические различия. Молодые парни и девушки собрались вместе, чтобы еще раз продемонстрировать решимость в деле сохранения и развития своего языка. Атмосфера царила дружеская. По традиции зал заполнили и представители других народов России и стран СНГ.
Чем мы занимаемся?
Московская община тюрков Северного Кавказа и Крыма — это люди, которые часто создают проекты на и о родном языке. Летом прошлого года вместе они провели в центре Москвы «Birlik toy», фестиваль единства, посвященный теме родного языка. Затем была фотовыставка, продемонстрировавшая москвичам и гостям столицы то, что мы в столице живем, учимся, работаем, как и все остальные люди, и если мы не становимся героями нашумевших негативных историй, не стоит думать, что нас нет.
Наша большая община набрала такие обороты в своем развитии, что в этнокультурным плане давно перестала зависеть от регионов происхождения. Скажем, в части выпуска этнокультурной продукции московская община уже давно стала не только потребителем, но и производителем. Многочисленные инициативы по переводу и озвучке различных проектов на родном языке стала уже доброй традицией для всех четырех народов.
В день родного языка всегда хочется родной теплоты, наслаждаться богатой речью, узнавать еще больше об истории и культуре. Московскую общину тюрков Северного Кавказа и Крыма вряд ли можно упрекнуть в бездействии и в отсутствии реальных шагов в деле сохранения и развития родного языка. Они как раз среди тех, кто активно работают в этом направлении.
Столько «почему»
Между тем, в условиях глобализации нам приходится бороться за свои языки не на жизнь, а насмерть. И нам не очень понятно, почему государство не помогает нам в этом. К государству есть вопросы. Как эксперт по правам этнических меньшинств не могу обойти стороной эти вопросы.
Почему показатели по количеству говорящих на нашем языке неуклонно снижаются, хотя численность кумыков, карачаево-балкарцев, ногайцев и крымских татар постоянно растет? Может быть, государству стоит предпринимать шаги, чтобы этот негативный процесс остановить? Мы даже подскажем, как это сделать, для этого нам нужна уверенность в том, что наше государство заинтересовано в этом.
В России в прошлом году создан специальный орган, который отвечает за этническую политику в стране. Но почему мы не услышали вчера решительных публичных речей из уст представителей этого ведомства о готовности государства прилагать усилия в деле борьбы носителей языков за сохранения этих самых языков? Почем мы не чувствуем даже моральную поддержку государства? Почему соседняя Украина направляет в Евровидение исполнителя с песней на нашем языке, а наше государство, находясь в состоянии информационной войны, даже не задумывается о таком?
Государство до сих пор не ответило своему народу, что оно собирается делать по своим обязательствам перед Советом Европы в том числе в части обеспечения языковыми правами. Почему Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств подписана, но так и не ратифицирована? Ведь данная конвенция стоит в списке конвенций, которые Россия обязалась ратифицировать при вступлении в Совет Европы.
Почему никто не услышал тревогу народов Поволжья, которые говорят о том, что введение ЕГЭ в России стало угрозой для региональных языков, ибо вывела за рамки экзаменов как раз родные языки? ЕГЭ в России нельзя сдавать на татарском языке, а что делать тем 1000 школам в Татарстане, где языком обучения является региональный язык?
Почему наше государство нас не слышит? Почему мы постоянно сталкиваемся с тем, что общественники делают всё, а государство не готово даже продемонстрировать моральную поддержку?
Почему наше государство провоцирует межэтническую напряженность, создавая федеральные СМИ на региональных языках и за «дагестанский язык» выдает один из языков Дагестана?
Международный день родного языка — это прекрасный повод сесть за стол переговоров и разъяснить нам все «потому» по указанным выше «почему», однако, этого сделано не было. А жаль.