ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ СЪЕЗД КУМЫКСКОГО НАРОДА (1 МАРТА 2017 Г.): NO PASARAN!

фото съезда1 марта текущего года в Махачкале прошёл Чрезвычайный съезд кумыкского народа, приуроченный к предполагаемому голосованию в Народном собрании РД по озвученному главой РД Абдулатиповым Р.Г. вопроса о передаче расположенных на Кумыкской равнине земель отгонного животноводства горным (преимущественно аварским) районам. 

Намерения главы республики Дагестана встретило ожидаемый протест среди кумыкской общественности, ведь речь шла об изъятии, например у кумыкско-ногайского Бабаюртовского района 87%, а у чисто кумыкского Кумторкалинского 60% их территории. Немалые потери грозят и другим кумыкским районам. Другой Родины у кумыков нет, и потому по определению не могло быть и другой реакции. Уже сегодня стала реальностью этническая чересполосица на Кумыкской равнине, то есть уничтожение компактности расселения кумыков, трактуемое самим народом как проявление этноцида (народоубийственной политики). Схожие проблемы существуют и у ногайцев. 

На съезде были представлены 350 делегатов от различных кумыкских общин и организаций, в том числе в прошлом враждовавших друг с другом. Кроме того на съезд пришло ещё более тысячи заинтересованных проблемой кумыкского народа граждан. Знаменательно, что люди, ещё полгода назад противостоявшие друг–другу во время выборов в Государственную думу 2016 г. в этот день мирно беседовали между собой. Теперь у них общий противник и общая борьба. Этот день по праву можно считать днём кумыкского единства!

История появления горцев на равнине не столь глубока. Во время восстановления Чечено-Ингушетии в конце 1950-х годов чеченцы начали изгонять дагестанцев из своих домов и по решению дагестанских властей горцев стали заселять в кумыкские районы. Аргументы были при этом самые разные, но чаще всего апелировали к человеколюбию и интернационализму кумыков. И те откликались, отдавали переселенцам буквально последнее, что у них имелось и самое драгоценное – свою землю, обильно политую кровью и потом предков. Кумыки искренне верили в вечные дружбу и братство, увы реальность оказалась много прозаичней их представлений. 

Шли годы, число переселенцев росло, менялось и их поведение. Если первое поколение ещё испытывало к кумыкам некоторое почтение, как к хозяевам земли, то уже их дети почувствовали себя «как дома». На съезде приводились факты, что когда в помощи нуждались уже сами кумыки, то переселенцы им в этом отказывали. В конце 1980-начале 1990-х переселенцы уже заявляли о необходимости и передела границ районов и создания на Кумыкской равнине, например, мононационального аварского района. Естественно, что такие заявления воспринимались кумыками крайне болезненно. В 1990-е годы Кумыкская равнина в полной мере почувствовала на себе всю «благодарность» этнических банд, первыми жертвами которых, впрочем, оказались не кумыки, а брошенные на произвол судьбы русские пенсионеры. Повыгоняв их из домов на улицу, уголовники нажили свой «первоначальный капитал», а потом принялись уже и за кумыков. Естественно, что большинство горских переселенцев в этом не участвовало, но, возражали ли они против систематических преступлений в отношении русских, кумыков, ногайцев? Нет. Но вернёмся к повестке съезда, то есть к вопросу о правовом статусе земель отгонного животноводства. 

Республиканский закон о статусе земель отгонного животноводства был принят 09 октября 1996 года. 

Вот определение земель отгонного животноводства:

«К землям отгонного животноводства относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно».

Статья 7 закона об отгонном животноводстве гласит: 

«При ликвидации коллективных организационно-правовых форм хозяйствования и других сельскохозяйственных предприятий, занимавшихся отгонным животноводством, приоритетное право на аренду земель отгонного животноводства предоставляется сельхозтоваропроизводителям сельских муниципальных образований, за хозяйствами которых эти земли были закреплены ранее, а в случаях, если сельхозтоваропроизводители этих сельских муниципальных образований не обеспечили эффективное целевое использование указанных земель в течение трех лет, — сельхозтоваропроизводителям соответствующих районных муниципальных образований».

Колхозы, которым эти земли были предоставлены давно развалились, но прежним хозяевам эти земли отчего-то так и не возвратили. 

Согласно букве закона пользователи земли («отгонники») обязаны:

  1. эффективно использовать земли по целевому назначению, повышать их плодородие, проводить охрану и проводить экологическую экспертизу, не допускать ухудшения экологической обстановки;

  2. не допускать перегрузки земель скотом, перетравливания, дополнительной распашки вне орошения;

  3. в установленные сроки содержать поголовье на зимних пастбищах;

  4. своевременно вносить плату;

  5. не нарушать права других пользователей земли.

Ничего подобного в зоне отгонного животноводства и в помине нет. На месте «кутанов» стоят выросшие как грибы после дождя ряды кирпичных и саманных домов – целые сёла. Построены они были абсолютно противозаконно, ведь земля под пастбища выделялась горским колхозам временно. И теперь, глава РД собирается передать эти земли навечно горным районам, одновременно перекроив карту Кумыкской равнины. Для этого в последние месяцы в СМИ была развёрнута компания по описанию трудности быта жителей кутанов на равнине, причём совершенно не говорится о тех трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются сами коренные жители равнины кумыки и ногайцы. Действия дагестанских чиновников по мнению выступавших носят противозаконный и провокационный характер.

А. Мурзаев привёл факт обращения жителей ногайского селения Татаюрт к правительству с просьбой вернуть селу 6 тысяч га, переданных отгонщикам, поскольку население села за последние полвека выросло, и земли местным жителям не хватает. Однако, просьба жителей была оставлена без внимания, горцам же в подобных случаях почти никогда не отказывали. По словам А. Мурзаева между кумыкским народом и властями на региональном и окружном уровне словно бы железный занавес. Кумыков не хотят слышать. Их проблемы не решаются, а усугубляются. 

Представитель таркинских общин З. Валиев раскрыл двойные стандарты дагестанских властей. Когда у жителей Ботлиха изымали 60 га для городка погранзаставы, то им щедро возмещали утерю, с просьбой о представлении земли к ним обращался лично Президент РФ. То есть внимание к ним было чрезвычайным. Кумыкские же земли изымаются в тысячекратно больших размерах и совершенно без какого-либо учёта мнения самих кумыков. Подобное поведение властей РД З. Валиев охарактеризовал как дискриминацию кумыков по этническому принципу и разжигание межнациональной розни.

Представитель джамаата (общины) селения Львовское-1 М. Адильханов рассказал о проблемах и чаяньях бабаюртовских кумыков и ногайцев, осветил он и историю успешной борьбы родного джамаата за свои земли. Речь его была ярка и насыщена. В конце своего выступления он предложил отправить в Народное Собрание висевший над президиумом баннер с хадисом Пророка (с.а.в.) о непозволительности владения чужим имуществом для мусульманина. 

Х. Алханаджиев осветил краткую историю образования Дагестана и земельно-правовых отношений в нём и дал оценку правовому статусу кумыков в сравнительном аспекте. Он привёл примел как власти РД отрицая право кумыков на обозначение собственной этнической территории легко одобряют подобные обозначения для других народов, создавая для них даже территориальные образования непредусмотренные российским законодательством, например введя в оборот понятие «участок» (Бежтинскй участок), создав под этой маркой отдельный муниципалитет. Кумыкам в создании подобных муниципалитетов всячески препятствуют. 

По словам выступавших, глава республики всё время говорит о проблемах своего этноса и никогда о проблемах других народов, в том числе и кумыкского. Его любовь к своему этносу заслуживает уважения, но не стоит забывать, что в Дагестане существует ещё как минимум 30 других народов. 

Лейтмотивом съезда была мысль о том, что возможности для уступок и компромиссов исчерпаны. Народ ждёт от властей Дагестана конкретных шагов по исправлению сложившейся несправедливости, иначе будет действовать, так как посчитает необходимым для самосохранения в границах российского законодательства, естественно. Наиболее оглушительных аплодисментов слушателей заслужил делегат, озвучивший слова: «Мы на чужое не претендуем, но своего не отдадим!».

Съезд принял резолюцию, осуждающую инициативы главы РД в земельном вопросе, как противоречащие федеральным законам Российской Федерации и жизненно-важным интересам кумыкского народа. Намечена дата очередного съезда – 12 апреля 2017 года. Озвучено намерение пригласить на предстоящий съезд и главу Дагестана, дабы он дал разъяснения по проблемам кумыкского народа. 

1 марта 2017 года кумыкские организации объединились, чтобы совместно добиваться решения проблем, представляемого ими народа. Это единство вызвало недовольство отдельных политических маргиналов попытавшихся добавить свою ложку дёгтя, но на то они и маргиналы, чтобы вызывать у твёрдых поборников единства и законности лишь с трудом скрываемое равнодушие. 

Стоит отметить также информационную атаку на кумыкский народ накануне съезда. В частности, журналист З. Газиев пытался выставить дело таким образом, что никаких проблем у кумыкского народа нет и кто-то якобы специально «раздувает» кумыкский вопрос, что заработать политически очки. Он упрекает кумыков примерами хозяйственно-экономических преступлений рядом их чиновных соплеменников, умалчивая при этом, что большинство из этих чиновников являлись выдвиженцами и назначенцами его близкого родственника – бывшего главы Дагестана М.-А. Магомедова. Что же выходит, по логике З. Газиева кумыки сами виноваты во всех своих проблемах и получается, кумыкские активисты и лидеры, убитые за деятельность в интересах родного народа (А.Алхаматов, Б. Алжанбеков, Б. Гаджиев, У. Теймуров, Ильяс-Хаджи Ильясов и др.) сами убили себя? Совершенно проигнорировал журналист противозаконную деятельность чиновников в вопросе об отгонном животноводстве. Прямо ущемляющую права кумыков и ногайцев. Если его почитать, все кумыки уже давно выехали из Дагестана и образовавшуюся пустоту от нечего делать заполнили мигранты с гор. Абсурдность заявлений З. Газиева самоочевидна, впрочем, подобный ход рассуждений характерен для профессиональных кумыкофобов в дагестанских СМИ. Даже часто повторяемая ложь не становится правдой. Отчего Газиев не напишет прямо, мол, ребята вы проиграли, мы вас завоевали, смиритесь? Зачем прибегать ко всей этой иезуитской казуистике?

В конце приведём небольшую историческую справку. Дагестан возник в 1920 году после съезда народов Дагестана, в котором участвовали и кумыкские представители. Дагестан мыслился как союз равноправных народов со своими этнотерриториями — обозначенными по швейцарскому образу словом «кантон». То есть, Дагестан образца 1920-х годов позиционировал себя как федерацию. Более того местная элита считала республику, не автономной, а союзной и везде указывала её название как ДССР, а не ДАССР. В 1930-е годы дагестанские народы были административно разделены уже на районы, при создании которых также учитывались исторических границы их проживания, продолжая тем самым учитывать интересы национальностей, исторически владевших соответствующими территориями (на это указывал ещё нарком просвещения Дагестана А. Тахо-Годи).  В том числе и кумыков. С приходом к власти А. Даниялова в отношении кумыков этот фундаментальный принцип придерживался больше формально. Как бы то ни было, современный Дагестан не имеет ничего общего с Дагестаном 1920-х годов, за вхождение в который голосовали кумыкские делегаты в ноябре 1920-го года. Теперь это скорее криминально-коррупционная зона, а не республика. Интересы кумыкского народа совершенно игнорируются руководством РД, а сам народ подвергается разнузданной травле в СМИ прямо или косвенно с ним связанных. Можно прямо говорить о захвате власти в Дагестане националистически ангажированным этнокланом, интересы которого входят в противоречия с интересами большинства дагестанцев, а не одних только кумыков и ногайцев. Поиск путей к выходу из того тупика куда Дагестан завёл этот клан и его духовные предшественники в лице А. Даниялова и М-С. Умаханова продолжается.

Зайнутдин Аджиев

Related posts:

comments powered by HyperComments