Гармонизация свадебных адатов как инструмент повышения рождаемости среди кумыков

Снимок экрана 2016-08-02 в 14.10.55Поездки по кумыкским регионам здорово заставляют задуматься. Особенно если поводом для визита является свадьба. Многочисленные рассказы об огромных калымах и свадьбах в долг сподвигли меня написать этот материал, который можно рассматривать и как крик души молодежи. 

Почему-то среди кумыков, говоря о главной проблеме всей Кумыкской плоскости, принято упоминать только вопрос земель тех или иных джамаатов. Однако пора бы признать, что для решения многих проблем кумыков необходимо обратиться к демографическим вопросам. Несмотря на то, что у кумыков почти 20-процентный уровень естественного прироста, а это очень высокий показатель относительно других народов России, и даже Северного Кавказа, где всегда лидировали по данным пунктам, мы должны осознавать, что в регионах, где действует негласный принцип этнического квотирования во всём, необходимо рожать больше, чем остальные и брать массой. Примерно тоже самое когда-то сделали жители франкоязычных провинций Канады, теперь же эту страну нельзя даже представить без значимого франкоязычного сегмента общества. Ключевой, но не единственной проблемой, которая стоит перед кумыкским обществом в деле стимулирования демографического роста является вопрос свадеб. Вернее то, что жениться стало очень дорого. В регионах, где царствуют принципы показательной роскоши, каждый человек пытается сыграть свадьбу на уровне лица, обладающего статусом олигарха. 

Рассказы знакомых из самых разных кумыкских регионов впечатляют своей иррациональностью. «Недавно мои родственники сыграли свадьбу. Торжество прошло в хорошем банкетном зале, гостей было как обычно в наших краях много. Он заплатил за нее калым в 300 000 рублей, чтобы не выглядеть странным среди других знакомых», — делится со мной друг из Буйнакска. Эта внушительная сумма, как признался мой собеседник, была взята в долг у друзей. Абсурдность ситуации очевидна. 

Во-первых, калым потерял изначальный свой смысл. Когда-то заработанным калымом парень мог доказать свою состоятельность как главы будущей семьи. Теперь же калым занимают в долг у друзей или родственников в надежде на то, что эти деньги можно будет вернуть из поступлений в день свадьбы в конвертах от гостей торжества. Поэтому нет смысла устанавливать такие громадные суммы в качестве доказательства своей состоятельности. Вообще, хорошо бы гармонизировать свадебные адаты всей Кумыкской плоскости. Свод правил, который регламентировал бы размер калыма (в разумных пределах, а это как минимум в десять раз меньше того, сколько заплатил знакомый друга из Буйнакска) с учетом состояния местной экономики, процедуру проведения свадеб без нарушения традиций. А то у нас свадьбы в принципе не очень отличаются от обычных российских, та же дискотека а-ля 1980-х, те же жених с невестой, мило беседующую за одним столом. Ничего кумыкского в кумыкских свадьбах не осталось. Наши адаты забываются, одни просто исчезают, другие превращаются в абсурд. Кумукия просто перестает быть самой собой. 

Попытки навести порядок в этой сфере предпринимаются в различных кумыкских регионах. В знаменитом кумыкском Бойнаке, например, местным джамаатом выпущен свод правил, по которым должна проходить свадьба. Размер калыма там регламентирован для всех, величина подарков в обе стороны тоже обговорены. С другой стороны, в историческом центре терских кумыков, в Борагане, община до сих пор против проведения свадеб в банкетных залах. В довольно большом селении нет ни одного банкетного зала, так как местная община считает, что это приведет к потере традиционного содержания кумыкской свадьбы. Здесь как и век тому назад невесты стоят в углу под чатыром, а жених отсутствует на своей свадьбе. 

Все эти прецеденты дают прекрасную почву для общенациональной дискуссии. Понятно, что в разных частях исторической Кумукии есть свои региональные особенности проведения подобных торжеств, но это никак не мешает нам составить гармонизированный свод правил, по которым должны проводиться свадьбы во всей Кумыкской плоскости. Именно поэтому речь идет о гармонизации адатов, а не нивелировании их. Как известно, последнее предполагает стирание различий, а гармонизация – приведение в общий знаменатель. Борьба с показухой и соревнованиями в крутости должна быть жесткой, ибо она сдерживает естественное развитие нашего народа. Тем более, что наша религия совсем не предполагает таких громадных сумм ради того, чтобы показаться достойным человеком. Достоинство человека не в роскоши, а в широте его мышления. Мы не должны ориентироваться на традиционную восточную кичливость, нам следует стремиться к рационализму немцев во всем. 

Итак, как по вашему должна выглядеть кумыкская свадьба? Каким должен быть размер калыма или максимальный уровень “савбола”? Стоят ли услуги кумыкских звезд столько, сколько нынче за них платят? Должны ли традиции быть адаптированы в условия банкетного зала? А есть ли компании, которые могут организовать свадьбу под ключ, с одной стороны, в соответствии с традициями, а с другой, с учетом современных реалий? Нужны ли они? Вот на какие вопросы следует ответить кумыкским джамаатам, если они хотят решить проблему рождаемости. Если джамаатам удастся решить вопрос свадеб во всей Кумыкской плоскости, то можно будет развивать эту деятельность и провести гармонизацию адатов в части ритуальных мероприятий при похоронах и других траурных датах. 

Кумыкский флагМы так часто говорим о едином культурном пространстве кумыков, независимо от административных границ, на мой взгляд, работа над сводом правил, которые не подподают под обычное законодательство и является прекрасной возможностью для развития этого направления. В этом процессе можно было бы формировать «TÖRE» кумыкского народа, который решал бы подобные вопросы. В «TÖRE» могли бы войти представители джамаатов и общественных организаций. Таким образом, сформировав культурный парламент народа, который позволит нам оставаться единым культурным пространством в условиях различных территориальных образований. 

Рамазан Алпаут

Related posts:

comments powered by HyperComments