Ранние кумыкско-крымско-татарские династические связи в контексте истории распада Золотой Орды

 

Гарун-Рашид Гусейнов

(Дагестанский государственный университет)

Аннотация. Рассматриваемая проблематика еще не становилась предметом специального изучения. Особенно важным представляется ее анализ в контексте истории распада Золотой Орды, в пределы которой входили также Северный Кавказ и Дагестан. К числу следствий этого процесса традиционно относится образование Крымского ханства наряду с другими постзолотоордынскими странами. Однако при этом обычно не учитывается возникновение тогда же (ок. 1443г.) Кумыкского государства, известного в дальнейшем (с ХУI века) под названием «Вилайет Дагестан». В обеих странах, как и в Большой Орде, Казанском и Астраханском ханствах, правила династия Тука-Тимуридов. Главная цель рассмотрения - отождествление Кирайхана ал-Чаркаси по имени Гиримхан из одноименного дагестанского арабоязычного сочинения-рассказа XV века с каким-либо из представителей правящей элиты Крымского ханства. В рассказе он позиционируется как пришлый эмир и раис Черкесии и Крыма, основавший в Дагестане несколько исторически тюркских (кумыкских) населенных пунктов, возникновение которых, по историческим и фольклорным данным, относится к послетимуровской эпохе. Анализ показал, что он мог быть исторической личностью одной из эпох, когда Крымское ханство сотрясали династические смуты. И его лакаб ал-Чаркаси может указывать на пребывание среди соседних Крымскому ханству черкесов Таманского полуострова, которые в рассматриваемую эпоху являлись носителями тюркских языков. С ним предположительно отождествляется кто-либо из известных на сегодняшний день братьев крымского хана Менгли I Герая (1467, 1469—1475, 1478—1515), некоторые из которых оспаривали у него власть. К их числу могли быть отнесены, за исключением правивших в качестве крымских ханов Менгли I Герая, Айдера (1475г.) и Нур-Давлета (1466 14671467 14691475-1476), Кутлук-Заман, Мелик-Эмин, Кильдиш и Ямгурчи. Вероятнее всего, приняв во внимание вышеупомянутый лакаб ал-Чаркаси, кто-либо из трех тех, кто неудачно бежал в 1469 г. со своим старшим братом Нур-Давлетом в Черкесию.

Рассматриваемые связи восходят ко времени возникновения Крымского ханства и собственно Кумыкского государства, образование которых относится к эпохе распада Золотой Орды. Они лишь сравнительно недавно стали объектом научного рассмотрения в плане постановки вопроса в исследованиях, посвященных истории кумыкско-крымско-татарских взаимоотношений [см.: 12; 13]. Изучение последних только начинается и не относится к числу главных задач данной работы. 

Говоря о процессе распада Золотой Орды, исследователи обычно оставляют за скобками входивший в нее Северный Кавказ и не обращают внимания на то, что одним из его следствий стало возникновение в 1443 г. еще одного постзолотоордынского государства, известного под названием «Кумук хакимиет», затем с ХУI века - «Вилайет Дагестан», или Шевкальство русских источников. Кумыки практически одновременно с захватом Перекопа в Крыму Тука-Тимуридом Хаджи-Гиреем – основателем Крымского ханства, правившим в 1441 1466гг., обретают независимость и избирают Шаухал-хана из того же рода [28, с.123]. 

У них в 1396 г. в ходе походов Тимура на Северный Кавказ и Дагестан прекращается первая чингизидская династия, восходившая к Менгу-Тимуру [cм. 8]. Причем вышеупомянутый Хаджи-Гирей приходит к власти в Крымском ханстве при поддержке кланов Ширин и Барын [5, с.22], второй из которых являлся кумыкско-брагунским по происхождению [12, с. 25-26]. 

Однако вместе с тем до сих пор остается неизвестным, как звали первого Шаухал-хана из рода Тука-Тимуридов, безымянными остаются и кумыкские правители-шаухалы, правившие во второй половине XV века. К ним относятся уже упоминавшийся Шаухал-хан, Шаухал («падишах») (1485 г.) и Шаухал «вали Дагестанский» (1494-95). И лишь впоследствии упоминаются Уллу-Ахай I (1-я пол. XVIвека) и Уллу-Ахай II (сер. XVI века) [см. 31].

Уже к 1502г., ко времени падения Большой Орды, территория Кумыкского государства простиралась на юге до Дербента [см. 28, с.123]. Его северным соседом стало возникшее к 50-60-м гг. ХVв., примерно в то же время, что и Кумыкское, Астраханское ханство, которым также правили Тукатимуриды. Его южные пределы проходили по Тереку или Каспию чуть далее реки Кумы. Причем, по мнению Фируза Керимзаде, русские на нижней Волге унаследовали от Астраханского ханства его конфликт с шамхалом из Тарку [см. 16, с.55, 61, 243, 244, 139 прим.41].

И в дальнейшем, по данным Франческо Тьеполо (1560 г.), южную границу Астраханского ханства составляло «море Каспий и часть большой горы Кокас, где она граничит с аланами…, с запада – черкесы, с севера — Кумания» (в соответствии с традиционными представлениями) [21, с. 513]. При этом вышеупомянутый генетически азербайджанско-турецкий хороним Дагестан (досл. «горная страна») впервые упоминается в ширванской (Азербайджан) рассматриваемого времени — в хронике «Тарих Дагестан» (ХIУ-ХУIвв.), обозначая территорию «от вилайата Чаркас (Черкесия) до города Шамах» (Азербайджан), т. е. практически весь Северный Кавказ и северную часть Восточного Закавказья [11, с. 52-53]. Причем западная (с Крымским ханством) граница Кумыкского государства проходила в следующем веке, по сведениям Эвлия Челеби 1666г., между рр. Кубань и Зеленчук на Северо-Западном Кавказе [29,с. 84, 101-102]. 

После падения Астраханского ханства в 1556 г. турецкие источники ХУI века знают на Северном Кавказе только две татарские страны — Дешт-и-Кипчак (отождествляется с Крымским ханством, включавшим и степную зону Северо-Западного Кавказа) и Дагестан, на границы которого уже было обращено внимание в предшествующем изложении. Он включал в свой состав практически весь Северный Кавказ, за исключением его северо-западной равнинной части. И соответственно в Османском реестре мусульманским владетелям Северо-Восточного Кавказа 1578—1586 гг. правитель Кумыкского государства шамхал (шавхал) Чопан титулуется аналогично статусу крымских ханов [см. 1, с.141-147].

Таким образом, Крымское ханство и Дагестан оказываются достаточно тесно связанными как в территориальном, так и в династическом отношениях. Поэтому в рассматриваемом смысле обращают на себя внимание данные арабоязычного сочинения — рассказа «Кирайхана ал-Чаркаси по имени Гиримхан», который был эмиром и раисом Черкесии, Чечни (в одном из списков ее упоминание отсутствует), Крыма. В течение 14 лет он захватывает в Закавказье Шемаху и Гянджу, изгоняет неверных из вилайата Дагестан (в комментатарии — его северо-западную часть, которая оставалась немусульманской, ср. сведения о том, что здесь, в высокогорном цезском селении Сагада (Цунтинский район Дагестана), также правил Герей-Хан [20]). На пятнадцатый год, после сражений с братом по имени Умалат, которого поддерживали неверные, уходит из родных мест «с многочисленными обществами». Он основал в безлюдных местах селение Хиркис (Аркас), но был вынужден покинуть его через год после того, как пришло на него и его спутников войско неверующих во главе с его братом, и прибыл в Аваристан. Здесь он прожил два года, после чего вернулся в местность Куркул, и через пять лет Мирзабек, сын Гирейхана, в 886 (1481-82) году записал его рассказ (в списке В он не упоминается, в списке А, который лег в основу перевода, автором записи 889 (1484) г. со слов Мирзабека является Хаджимухаммад, сын Абдаллаха ал-Куркли). Его деятельность в Дагестане, по мнению комментаторов, совпадает по времени с правлением Хаджжи-Гирея (ум. в 1466 г.), родоначальника правящей династии Крымского ханства — Гиреев, и его сына Менгли-Гирея (1468—1515). Однако, как они полагают, «по другим источникам нам неизвестны подробности о деятельности Хаджжи-Гирея или Менгли-Гирея ни на Северном Кавказе в целом, ни конкретно в Дагестане». Потомки Гирейхана проживают в с. Куркли Лакского района, а тухумы крымского происхождения зафиксированы в с. Согратль Гунибского районов Республики Дагестан [cм. 17, с. 170, 171, 176].

По мнению Ю.М. Гусейнова, согласно этой хронике, во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Он поначалу обосновался в селении Аркас (ныне Буйнакский район РД), а после появления в этой местности своего соперника скрылся в горах в селении Куркли (ныне Лакский район РД). На надгробной плите известного религиозного деятеля XIX века Аюба-Гази в кумыкском с. Верхний Дженгутай (того же района) говорится, что он является потомком «Герай-Хана… правителя Чечни и Черкесской горной области». Показательно, на его взгляд, что один из Гереев, а именно Герей-Хан, сын Бахадур-Хана (!) действительно был обозначен в надписи на сабле из коллекции османских султанов как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Герей-Xан Бин Бахадур-Xан», то есть «владелец меча и вали Дагестана Герей-Хан, сын Бахадур-Хана», надпись датируется примерно 1473 годом» [13].

Причем в с. Согратль зафиксирован  в 1928 г. сходный сюжет, согласно которому в селе «…имеется всего три тухума, или рода: Тадилял, Гашиманал и Келеб. Все они считаются выходцами из Крыма. Относительно родоначальника тухума Та­дилял («Верхний») Абу Гасана рассказывают, что, будучи вынужден уйти из Крыма, он прибыл в Дагестан и оставался сначала в hАркасе, оттуда был вытеснен своими же единоплеменниками (один из крымских выходцев – кня­зей основал крепость hАркас). Оттуда Абу Гасан бежал в сел Кулу в Казикумухе. За совершенное им убийство Абу Гасан был выслан, перебрался в Андалал и основал аул Согратль. Все три тухума Согратля считаются равными по про­ис­хождению и вступают между собою в браки» [30, с.19]. 

Обращает на себя внимание известность информатору того, что «один из крымских выходцев – кня­зей основал крепость hАркас», куда из Крыма также прибыл Абу Гасан. Название данного населенного пункта, что знаменательно, является исторически однокорневым с г. Судак в Крыму и имеет булгарское происхождение [9, с. 40-41], что указывает на присутствие здесь и в Крыму тюркского населения с древнейших времен. Время распространения в Согратле ислама проповедником шамхальского происхождения относится к концу XIV в. [см.: 19, с.27; 25], т.е. к золотоордынской эпохе. Оно известно и в дальнейшем, ибо в «Истории народов Северного Кавказа» оно упоминается как подвергшееся разорению в ходе османо-иранской войны 1578—1590 гг., когда здесь могло сохраняться тюркоязычное население, а затем в 1741 г. ко времени нашествия шаха Надира на Дагестан [см. 18, с. 314, 423]оно, по всей видимости, уже перешло на аварский язык.

Общим местом фольклорного и письменного источников, свидетельствующем о пребывании крымских татар в Дагестане, является история Аркаса, отождествляемого с Аркасским городищем [4, с. 338]VIII- XV вв. [2]. Древнебулгарский генезис его названия (кум. Гьаркъас) [см.:14, с.48-49; 24, с. 267-268; 27, с.50]указывает на достаточно древнее пребывание здесь кумыков и поддерживается наличием надгробия потомка Гирай-хана в соседнем кумыкском с. Верхний Дженгутай. Кроме того, по преданию, жители Аркаса переселились в соседние кумыкские сс. Большое (Нижнее) Казанище, Малое (Верхнее) Казанище, Буглен и, возможно, в Согратль после нашествия Тимура в 1396 г. и разрушения им Гьаркъаса. И уже в следующем веке на месте церквей были возведены мечети [25], что говорит о распространении здесь ислама и в известной мере подтверждает содержание рассказа Гирай-хана. Вместе с тем правление Герей-Хана в цезском селении Сагада (Цунтинский район Дагестана), упомянутое в предшествующем изложении, не может быть принято к сведению, так как начало принятия ислама этим этносом относится к середине ХVIII в. [33, с.113 комм.].

О наличии кумыкского населения в Аркасе ко времени его говорит известность захоронения шейха-карачибека Асилдара-ал-Хиркаси (ХVв.) близ соседнего ему кумыкского с. Верхнее Казанище. Его мать – Аймисей (из древнего кумыкского с. Эндирей в Хасавюртовском районе Дагестана) – происходила из местных сала-узденей. Первая часть их обозначения также имеет булгарский генезис и известна в Крыму в составе названий населенных пунктов в его горной зоне [12, с.27].

Таким образом, и исторические и фольклорные данные позволяют отнести время появления в нынешнем Дагестане одного или нескольких из представителей крымско-татарской правящей элиты к послетимуровскому времени эпохи распада Золотой Орды. Причем лишь в отношении одного из них известно то, что он имеет отношение к Черкесии (лакаб ал-Чаркаси), был крымским ханом (Гиримхан) из династии Гиреев (Кирайхан). Поэтому не исключено, что Кирайхан ал-Чаркаси по имени Гиримхан мог быть исторической личностью одной из эпох, когда Крымское ханство сотрясали династические смуты. 

О подобной возможности может говорить история Нур-Девлета — второго сына и преемника основоположника династии Хаджи I Герая. Он, как и Кирайхан ал-Чаркаси, боролся за власть со своим младшим братом Менгли I Гераем, дважды (в 1467 и 1469гг.) терял власть [23](ср. аналогичное количество столкновений со своим братом и у Кирайхана ал-Чаркаси). 

В начале 1469 года бежал на Северный Кавказ, но генуэзский консул в Каффе организовал военный поход (ср. войско неверующих, с которым сражался Кирайхан ал-Чаркаси) в свои северокавказские владения, взял в плен (через несколько лет) Нур-Девлета вместе с тремя младшими братьями и заключил их под стражу в крепость Солдайю [6]. Эти владения включали наряду с Боспоро (на территории современной Керчи) и Тану (в устье Дона), и принадлежавшие генуэзцам колонии, которые располагались на территории нынешнего Краснодарского края [5, с.43]- в области проживания т. н. черкесов, на отношение к которым указывает, как уже отмечалось, лакаб ал-Чаркаси у Кирайхана. В дальнейшем Нур-Девлет, бежавший после 1478 г. в Польшу, а затем, в 1479 г. перешедший на службу к Ивану III, был правителем Касимова в 1486 1490 гг., где ему наследовали его сыновья Сатылган и Джанай, и скончался в 1503 году, а затем, в 1504г., был перезахоронен в Крыму.

Вопреки «хрестоматийному» мнению о представленности в данном регионе в рассматриваемое время адыгских (черкесских) племен [см.18, с.236-237], здесь еще сохранялось тюркоязычное население [10], известное в данном регионе еще с первых веков н.э.[7]. Сюда и далее, на Северо-Восточный Кавказ, к кумыкам, у которых также правили Тукатимуриды, мог бежать и кто-либо из многочисленных братьев Нур-Давлета, возможно, за исключением трех младших, захваченных генуэзцами. 

Тем более, что прочее соседнее пространство,  включавшее земли между Доном и ВолгойНижнее Поволжье и степи Северного Кавказа, входило в пределы Большой Орды. И в дальнейшем сюда, в правление Менгли I Герая, вследствие трений с Эминеком — крымским карачи-беком, главой знатного рода Ширин — бежал, а затем был возвращен в 1475 г. после отстранения от власти Эминека, который убежал на Северный Кавказ а затем вернулся, Шейдак – сын его брата Мамак-бея [3; 32]. 

Вышеупомянутыми братьями Нур-Давлета могли быть, за исключением правивших Менгли I Герая и Айдера (Хайдара) (1475г.), кто-либо из других известных, но уверенное установление их довольно затруднительно. Так, исследователи говорят о Девлетьяре, который, возможно, умер при жизни отца, а также Уз-Темуре (Оз-Темир), Кутлук-Замане, Мелик-Эмине, Кильдише (Гельдише) и Ямгурчи. Из них Кутлук-Заман и Кильдиш (Гельдиш) нигде, кроме родословных не упомянуты и, возможно, как Девлетьяр, умерли рано. Ямгурчи и Уз-Темур (Оз-Темир) долгое время упоминаются в источниках в годы правления Менгли-Гирея, а под 1482 г. назван, без указания степени родства с ханом, «царевич» Милкоман (т.е. Мелик-Эмин), который несколько ранее упоминается в 1471—1475гг., и больше нигде не значится [22, с.53;26].

Должны быть с уверенностью исключены из числа тех, кто мог отправиться к кумыкам, находившиеся, как об этом писал Менгли-Гирей Ивану III, в Киеве в 1491 г. Озтемир (брат Менгли-Гирея, сын Хаджи-Гирея) и Девлеш («братанич», т.е. племянник по брату, Менгли-Гирея, сын Девлетьяра, внук Хаджи-Гирея). Они бежали «от турского» (т.е. из Османской империи, скорее всего из Аккермана-Белгорода) в Большую Орду, а затем в Великое княжество Литовское» [см. 15, с.4, 8 прим.12]. 

Кто-либо другой из братьев Нур-Девлета после его ухода в Польшу, а затем на Русь, возможно, из трех, побывавших с ним в Черкесии, мог бежать к тюркам-черкесам на Северо-Западный Кавказ. Отсюда торговыми путями генуэзских купцов, которые вели в Прикаспий [см. 18, с.267], и тем более с помощью своих сородичей Тукатимуридов из Большой Орды они могли достигнуть Дагестана. Вместе с тем представляется невозможным предполагать, что Кирайхан ал-Чаркаси по имени Гиримхан был сыном Бахадур-хана, ибо под этим именем был известен, но гораздо позже лишь Бахады́р Гера́й/Бахаду́р Гире́й (ум. 1523) -крымский калга (1519 1523), а также астраханский хан (1523), старший сын и наследник крымского хана Мехмеда I Герая

После этого времени непосредственные кумыкско-крымско-татарские, в т. ч. династические, связи и контакты приобретают, как уже было отмечено нами [12, с.31], более интенсивый характер. Особое место среди них занимает известный факт, связанный с тем, что после своего вторичного смещения с престола крымский хан Мухаммед-Герей IV в течение 8 лет являлся удельным владетелем Дагестанского (Тарковского) падишахства (шамхальства), куда он прибыл в 1666 г. вместе с Эвлия Челеби. Проблематика, связанная с этим событием, рассматривается в другой, подготовленной к печати статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиев К.М. Шамхалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. 278 с.

2.Атаев Д.М., Гаджиев М.С., Сагитова М.Д. Культовые сооружения Аркаса //Древняя и средневековая архитектура Дагестана. Махачкала, 1989. С.114-122.

3.Большая Орда //http://www. ru. wikipedia.org/wiki/Большая_Орда (дата обращения – 30.07.2015).

4.Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца ХV в. Махачкала, 1996. 462 с.

5.Гайворонский О. Повелители двух материков. Киев-Бахчисарай: Оранта, Майстерия книги, 2007. Т.I. 372c.

6.Генуэзские колонии в Северном Причерноморье //http://www. ru. wikipedia. org Генуэзские колонии в Северном Причерноморье (дата обращения – 30.07. 2015).

7.Гусейнов Г.-Р. А.-К. Древние булгары на Балканах и Северном Кавказе: область исходного расселения и происхождение этнонима. К протолингвоэтногенезу зихов, балкар (малкар) и кумыков//Вопросы тюркологии. Махачкала, 2009.Вып. 3. С.60-71.

8.Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина ХIII — конец ХIУ вв.)//Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2009. Вып.I. C. 56-62.

9.Гусейнов Г.-Р.А.-К. История древних и средневековых взаимоотношений русского языка с языками Северо-Восточного Кавказа и Дагестана. Махачкала, 2010.214с.

10.Гусейнов Г.-Р. А.-К. О тюрко-булгарском населении Северо-Западного Кавказа XVв. по топонимическим и этнонимическим данным//Вопросы тюркологии. Махачкала, 2010. Вып. 6. С.39-43.

11.Гусейнов Г.-Р. А.-К. О территориальных пределах средневекового Кумыкского государства и его этносоциальном и общественном развитии в позднем средневековье (до XVIII в.)// Материалы Международной научной конференции «Социально-политический строй средневековых тюрко-татарских государств». Казань, 2012. Вып. 4.С.52-58.

12.Гусейнов Г.-Р.А.-К. К этно- и политогенезу крымских татар и кумыков в историческом контексте их древних и средневековых взаимоотношений// Крымское историческое обозрение. Казань-Бахисарай, 2014. №2. С.23-38. 

13.Гусейнов Ю.М. Крымско-дагестанские взаимоотношения ХV XVIIIвв. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. 2015.№3. С.2-5.

14.Дыбо А.А. Лингвистические контакты древних тюрков. М.: Восточная литература, 2007. 223 с.

15.Зайцев И.В. Проблема удостоверения клятвенных обязательств мусульманина перед христианской властью в России XVI-XIX веков//Отечественная история. № 4. 2008. C. 3-9.

16.Зайцев И. Крымская историографическая традиция XV-XIX вв.: пути развития. М.: Восточная литература, 2009. 304c.

17.История Гирейхана // Дагестанские исторические сочинения. М.: Наука, 1993. С.168-174. 

18.История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIII в. М.: Наука, 1988. 554 с.

19.Криштопа А. Е. Политическая история Дагестана во второй половине XIV-XV в. Махачкала, 1988. Деп. 36965.

20.Магомедов Д.М. К вопросу изучения средневековых поселений и их социального строя (горный Дагестан) // Древние и средневековые поселения Дагестана. Махачкала: Издательство ДФАН СССР, 1983.С.129-142.

21.На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X — XVI вв. М.: Инсан, 1996. 768 с.

22.Некрасов А.М. Возникновение и эволюция Крымского государства в XV XVI вв.// Отечественная история. 1999. №2. С.48-58. 

23.Нур-Девлет//http://www. ru. wikipedia.orgНур-Девлет (дата обращения – 30.07.2015).

24.Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. М.: Наука, 2001.822 с.

25.Тахнаева П. И. Христианская культура средневековой Аварии (VII—XVI вв.) в контексте реконструкции политической истории [A christian culture of medieval Avaria (VII - XVI вв.) in the context of reconstruction of political history]: дисканд. ист. наук. Махачкала, 2001// http://www. ru. krotov. info history /10/3/ avar_03.htm (дата обращения – 30.12.5). 

26.Хаджи_I_Герай// http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Хаджи_I_Герай (дата обращения – 30.07. 2015).

27.Хакимзянов Ф.С. Булгарский язык//Языки мира. Тюркские языки. М.: Наука, 1997. С.47–52.

28.Ханмурзаев И.И., Идрисов Ю.М. Проблема образования средневекового кумыкского государства Шаухальства в контексте политического наследия улуса Джучи на Северном Кавказе //Золотоордынская цивилизация. Казань: Фəн, 2008. С.122-136.

29.Челеби Эвлия. Книга путешествий (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII в.). М.: Наука, 1979. Вып.2. 288 с.

30.Чурсин Г.Ф. Авары. Этнографический очерк. Махачкала, 2004. 44с.

31.Шамхальство Тарковское// http://www. ru. // дагестан. оrg / index. php?title =...(дата обращения:30. 07. 2015). 

32.Эминек// http://www. ru.wikipedia.org/wiki/Эминек (дата обращения:30. 07. 2015).

33.Эпиграфические памятники Северного Кавказа. М.: Наука, 1980. Ч.III. 168с.

Cведения об авторе: Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович — доктор филологических наук профессор кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (367000, ул. Гаджиева, д. 43- а, Махачкала, Республика Дагестан, Россия); garun48@mail.ru

Early Kumyk — Crimean Tatar dynastic communications in history context of Golden Horde’s disintegration 

Garun-Rashid Guseynov

(Dagestan State University)

Abstract: The considered problems didn't became a subject of special studying yet. Its analysis in the history context of Golden Horde’s disintegration (his limits included the North Caucasus and Dagestan) is submitted especially important. Formation of the Crimean Khanate along with other postgoldenhorden States traditionally relate to consequences of this process. However thus emergence then usually isn't considered (apprx. 1443) the Kumyk State known further (with ХУI century) under the name ‘Vilayet Daghestan’. In both countries, as well as in the Big Horde, the Kazan and Astrakhan Khanates, the dynasty of Tuka-Timur governed. Main goal of consideration — identify Kiraykhan al-Carkasi by the name of Crim Khan from the same name Daghestan Arabic-language composition story of the XV century with any of representatives of ruling elite of the Crimean Khanate. In story he is positioned thus as the alien emir and rais (head) of the Circassia and Crimea, founded some historically Turkic (Kumyk) settlements, which emergence in Dagestan, according to historical and folklore data, were founded in a postTimur era. The analysis showed that it could be the historic figure of one of eras, when the Crimean Khanate was shaken by dynastic distempers. And his lakab al-Charkasi can point it to its stay among next to the Crimean Khanate of Taman Peninsula’s Circassians who during the considered era were native speakers of Turkic languages. Any of the Crimean Khan Mengli I Geraies (1467, 1469—1475, 1478—1515) brothers, some of which challenged from it the power, famous today allegedly is identified with it. Could be carried to their number Kutluk-Zaman, Melik-Emin, Kildish and Yamgurchi, except for Mengli I Geray, Ayder (1475) and Nur-Davleta (1466—1467, 1467—1469, 1475—1476), which governed as the Crimean Khans. Most likely, having taken into account above-mentioned lakab al-Carkasi, any of three those, who unsuccessfully ran in 1469 with the elder brother Nour-Davlet to Circassia.

Keywords: Golden Horde, Crimean Khanate, Kumyk State, dynastic communications.

REFERENCES

1.Aliev K.M.Shaukhaly Tarkovskie [Tarkovsky’s Shauhals]. Makhachkala, 2008. 278 p.

2.Ataev D.M., Gadzhiev M.S., Sagitova M.D.Kul'tovye sooruzheniya Arkasa [Cult constructions of Arkas]//Drevnyaya i srednevekovaya arkhitektura Dagestana [Ancient and medieval architecture of Daghestan]. Makhachkala, 1989, pp.114-122.

3.Bol'shaya Orda [Big Horde]//http://www. ru. wikipedia.org/wiki/Bol'shaya_Orda [Big Horde](date of the address – 30.07.2015).

4.Gadzhiev M.G., Davudov O.M., Shikhsaidov A.R.Istoriya Dagestana s drevneĭshikh vremen do kontsa ХV v [History of Daghestan since the most ancient times until the end of the XV century]. Makhachkala, 1996. 462 p.

5.Gaĭvoronskiĭ O. Poveliteli dvukh materikov [Masters of two continents]. Kiev-Bakhchisaraĭ, Oranta, Maĭsteriya knigi Publ., 2007. T.I. 372 p.

6.Genuezskie kolonii v Severnom Prichernomor'e [The Genoa colonies in Northern Black Sea Coast]//http://www. ru. wikipedia. org › Genuezskie kolonii v Severnom Prichernomor'e [The Genoa colonies in Northern Black Sea Coast](date of the address – 30.07. 2015).

7.Guseynov G.-R.A.-K. Drevnie bulgary na Balkanah i Kavkaze: oblast' iskhodnogo rasseleniya i proiskhozhdenie etnonima. K protolingvoetnogenezu zihov, balkar (malkar) i kumykov [Ancient Bulgars on the Balkans and the Caucasus: area of initial moving and origin of ethnonim. To protolingvoethnogenesis of Zikhs, Balqar (Malqar) and Kumyks]. Voprosy tyurkologii [Questions of turkology]. Makhachkala, 2009, vol. 4, pp. 60-71.

8.Guseynov G.-R.A.-K. K genealogii dinastii Dzhuchidov na Severnom Kavkaze i Dagestane po istoricheskim, lingvisticheskim i fol'klornym dannym (vtoraya polovina XIII – konets XIV vv.) [To Dzhuchid dynasty genealogy in the North Caucasus and Dagestan according to historical, linguistic and folklore data (the second half of XIII – the end of the XIV centuries)].Genealogiya narodov Kavkaza. Traditsii i sovremennost [Genealogy of the people of the Caucasus. Traditions and present]. Vladikavkaz, 2009,vol. I, pp. 56–62.

9.Guseynov G.-R.A.-K. Istoriya drevnikh i srednevekovykh vzaimootnosheniy yazykov Severo-Vostochnogo Kavkaza i Dagestana s russkim yazykom [History of ancient and medieval relationship of the North-East Caucasus and Daghestan languages with Russian]. Makhachkala, 2010. 214 p.

10.Guseĭnov G.-R. A.-K. O tyurko-bulgarskom naselenii Severo-Zapadnogo Kavkaza XVv. po toponimicheskim i etnonimicheskim dannym [About the tyurko-bulgar population of the Northwest Caucasus XVс. according to toponymic and etnonimichesky data]//Voprosy tyurkologii [Questions of turkology]. Makhachkala, 2010, vol. 6, pp. 39-43.

11.Guseĭnov G.-R. A.-K. O territorial'nykh predelakh srednevekovogo Kumykskogo gosudarstva i ego etnosotsial'nom i obshchestvennom razvitii v pozdnem srednevekov'e (do XVIII v.)[ About territorial borders of the medieval Kumyk state both its ethnosocial and social development in the late Middle Ages (till XVIII century)]// Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Srednevekovye tyurko-tatarskie gosudarstva» [Materials of the International scientific conference «Socio-political System of the Medieval Tyurko-Tatar States»]. Kazan, 2012, vol. 4, pp.52-58.

12.Guseĭnov G.-R.A.-K. K etno- i politogenezu krymskikh tatar i kumykov v istoricheskom kontekste ikh drevnikh i srednevekovykh vzaimootnosheniĭ [To the ethno - and to a politogenez of the Crimean Tatars and Kumyks in a historical context of their ancient and medieval relationship]// Krymskoe istoricheskoe obozrenie — Crimean historical review. Kazan-Bakhchisaray, 2014, no. 2, pp.23-38. 

13.Guseĭnov Yu.M. Krymsko-dagestanskie vzaimootnosheniya ХV-XVIII vv. [Crimean-Daghestan relationship of the XV-XVIII cs]// Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki — Humanitarian, social and economic and social sciences. Krasnodar, 2015. No 3, pp.2-5.

14.Dybo A.A.Lingvisticheskie kontakty drevnikh tyurkov [Linguistic contacts of ancient Turkic peoples]. Мoscow, Vostochnaya Literatura, 2007. 223 p.

15.Zaĭtsev I.V. Problema udostovereniya klyatvennykh obyazatel'stv musul'manina pered khristianskoĭ vlast'yu v Rossii XVI-XIX vekov [Problem of the certificate of oath obligations of the Muslim to the Christian power in Russia the XVI-XIX centuries]//Otechestvennaya istoriya — National history. 2008, no. 4, pp. 3-9.

16.Zaĭtsev I. Krymskaya istoriograficheskaya traditsiya XV-XIX vv.: puti razvitiya [Crimean historiographic tradition of the XV-XIX centuries: ways of development]. Moscow, Vostochnaya Literatura, 2009. 304pp.

17.Istoriya Gireĭkhana [Gireykhan's history]// Dagestanskie istoricheskie sochineniya [Daghestan historical compositions]. Moscow, Nauka Publ., 1993, pp.168-174.

18.Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshikh vremen i do kontsa XVIII v. [History of the people of the North Caucasus since the most ancient times and until the end of the XVIII century]. Moscow, Nauka Publ.,1988, 543 p.

19.Krishtopa A. E. Politicheskaya istoriya Dagestana vo vtoroĭ polovine XIV-XV v. [Political history of Dagestan in the second half of the XIV-XV century]. Makhachkala, 1988. Dep. 36965.

20.Magomedov D.M.K voprosu izucheniya srednevekovykh poseleniĭ i ikh sotsial'nogo stroya (gornyĭ Dagestan) [To a question of studying of medieval settlements and their social system (mountain Daghestan)]// Drevnie i srednevekovye poseleniya Dagestana [Ancient and medieval settlements of Dagestan]. Makhachkala, DFAN SSSR Publ., 1983, pp.129-142.

21.Na styke kontinentov i tsivilizatsiĭ. Iz opyta obrazovaniya i raspada imperiĭ X — XVI vv [On the joint of continents and civilizations. From experience of education and disintegration of empires of X - XVI cs.]. Moscow, Insan Publ., 1996. 768 p.

22.Nekrasov A.M. Vozniknovenie i evolyutsiya Krymskogo gosudarstva v XV-XVI vv. [An origin and evolution of the Crimean state are in XV - XVI cs.]// Otechestvennaya istoriya- National history. 1999, no.2, pp.48-58.

23.Nur-Devlet [Nur-Devlet]//http://www. ru. wikipedia.org›Nur-Devlet [Nur-Devlet](date of the address – 30.07.2015).

24.Sravnitel'no-istoricheskaya grammatika tyurkskikh yazykov [Comparative-historical grammar of Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 2001. 822 p.

25.Takhnaeva P.I.Khristianskaya kul'tura srednevekovoĭ Avarii (VII—XVI vv.) v kontekste rekonstruktsii politicheskoĭ istorii: dis…kand. ist. nauk [diss. of cand. of hist. scienses]. Makhachkala, 2001// http://www. ru. krotov. info › history /10/3/ avar_03.htm (date of the address – 30.12.5). 

26.Khadzhi_I_Geraĭ [Haji-Geraj I]// http: // www. ru. wikipedia. Org / wik i/ Khadzhi_I_Geraĭ (date of the address – 30.07. 2015).

27.Khakimzyanov F.S. Bulgarskiĭ yazyk [Bulgar language]//Yazyki mira. Tyurkskie yazyki [World languages. Turkic languages]. Moscow, Nauka Publ., 1997. Pp. 47–52.

28.Khanmurzaev I.I., Idrisov Yu.M. Problema obrazovaniya srednevekovogo kumykskogo gosudarstva Shaukhal'stva v kontekste politicheskogo naslediya ulusa Dzhuchi na Severnom Kavkaze [Kumyk Shaukhal State formation’s Problem in the context of political heritage of Juchi Ulus on North Caucasus]//Zolotoordynskaya tsivilizatsiya. Sbornik statey [Golden Horde Civilization: Collected Articles], 2008, no.1, pp. 122-136.

29.Chelebi Evliya. Kniga puteshestviĭ (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII v.)[Book of trips (Extractions from composition of the Turkish traveller of ХVII century)]. Moscow, Nauka Publ., 1979, vol.2. 288 p.

30.Chursin G.F. Avary. Etnograficheskiĭ ocherk [Avars. Ethnographic essay]. Makhachkala, 2004. 44p.

31.Shamkhal'stvo Tarkovskoe [Tarku Shaukhal State]// http://www. ru. // daghestan. org / index. php?title =...( date of the address — 30. 07. 2015). 

32.Eminek [Eminec]// http://www. ru.wikipedia.org/wiki/Eminek (data of the address — 30. 07. 2015).

33.Epigraficheskie pamyatniki Severnogo Kavkaza [Epigraph monuments of North Caucasus]. Moscow, Nauka Publ., 1980, part III. 168p.

About the author: Garun-Rashid Abdul-Kadyrovich Guseynov — Dr. Sci. (Philology), the Professor of Russian language department, Dagestan State University (367000, Gadzhiyev St., 43-a, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia); garun48@mail.ru

Опубликовано: Крымское историческое обозрение. Казань, 2015.№2. С.15-27.

Related posts:

comments powered by HyperComments