«Битвы наших отцов» — битвы за наше будущее
Книга Батыра Караманлы, автора со стороны – не из коллектива общества «Анжи-Кала» явилась очень своевременной ввиду некоторых событий. Пропитанные кумыкской кровью кумыкские караманские территории к северу от Анжи-Калы и сейчас стали местом выяснения отношений, и если четыреста лет назад захватчики Кумыкской Равнины были облачены в доспехи воинов, то ныне они имеют менее узнаваемый облик.
В «Битвах наших отцов» в доступной и интересной форме автор рассказывает о Кумыкии начала XVII в. Множество любопытных фактов приковывают внимание хорошего читателя с первых страниц. Отдельные отрезки в этой книге вообще берут за душу. Я говорю о следующем — в постоянных сражениях выковался дух кумыка. Подвиг для кумыка был настолько обыденным делом, что его зачастую не считали нужным отмечать. Отдельное спасибо автору за тщательный анализ политико-экономической подоплёки захватнических походов. Это заставляет задуматься о причинах современных войн и о том, кому они были выгодны. Есть и ряд иных моментов, которые считаю очень сильными: о вооружении и военной тактике того времени. Это сведения о Тюменской республике, о взаимоотношениях среди членов шамхальской семьи и поведении Адиль-Герея, о военачальниках и личности Солтан-Махмута Тарковского, а момент с описанием участия в битве самого Солтан-Махмута и вовсе является захватывающим.
Включённое в книгу приложение «Эр-намус» вдохновляет и заставляет задуматься. Сейчас некий кодекс чести горца часто некоторыми преподносится как мерило для всех, хотя четверть населения Республики Дагестан не имеет к горам никакого отношения. А существовавшие (и существующие) у нас моральные уставновки не нуждаются в чужих заимствованиях и дополнениях. Героические песни хорошо соответствуют духу книги. Кумыки в средневековье – героический народ с ясно выраженным самосознанием полноправного субъекта в отношениях с другими народами.
Добавлю, что обнародование очередных славных страниц кумыкской истории лишний раз заставляет нас задуматься. Возникает много очень сложных вопросов. Например, почему игнорируется факт существования, не говоря уже о важнейшей роли, которую они играли, таких персон как Солтан-Махмут (Солтан-Мут) Тарковский, Сурхай-Шамхал Великий, Ташав-Хаджи Эндиреевский, Идрис-Эфенди Эндиреевский, Очар-Хаджи, Ахмед-Хан Дженгутаевский, Аманхор сын Саид-Мухаммеда, Абусуфьян Акаев, Солтан-Махмут Отемишский и другие символы человеческого достоинства и величины кавказской истории? Среди подобных обойдённых вниманием героев представители не только кумыкского народа, но и других относительно немногочисленных, но не менее уважаемых нами народов. Есть и другие подобные вопросы. Задаваясь в очередной раз этими вопросами, приходишь к выводу: битвы наших отцов должны быть продолжены нами, потомками, однако уже иначе – в науке, культуре, краеведении. Битвы не только за своё прошлое, но и за своё будущее.
Озден Аджиев, Хасав-Юрт