Почему кумыки не могут быть мусульманами?
Частенько приходится слышать от людей, что ислам не делит людей на этнические группы. Действительно ли это так? А вдруг они не вникают в суть и просто цитируют заученные с сомнительных сайтов слова людей, мыслящих в отрыве от реальности?
Обратимся к авторитетному для всех мусульман источнику — Священному Корану. «Если Господь пожелал бы, то сделал людей одной нацией (похожими, одинаковыми), [но, как видишь]они все еще остаются и останутся разными [во мнениях, взглядах, стилях поведения, культурах, ценностях; в наличии веры и отсутствии ее; будут исповедовать разные религии]» — говорится в 11 главе, 118 аяте (стихе) Священного Писания. Также есть более подробный стих (аят 13) в 49 главе: «О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность]сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого]и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей]являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец]Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]».
Как видно из текста, основной источник права для мусульман гласит, что «мы созданы различными народами и национальностями. Это реальность, которую мы не можем изменить и в этом разнообразии культур заключается красота и богатство этого мира. Противопоставление национальности и конфессии в корне неверный подход. Любой человек любой национальности может исповедовать ислам и именно это мы и имеем в виду, когда говорим, что ислам не делит на национальности, то есть не принадлежит сугубо одному народу и не выделяет никакую этническую группу, ставя ее выше остальных.
А можно ли любить свой народ, свою этническую группу? Для меня ответ на этот вопрос очевиден также, как ответ на вопрос «возможно ли любить свою семью больше, чем чужую?». И под любовью к народу я подразумеваю защиту прав, интересов, собственности моего народа и развитие культуры и языка, а также изучение истории. Совершенно очевидно и разумно, что любой человек имеет право на подобную любовь и не может быть осужден за это. Но при этом, не должны быть ущемлены права других этнических групп.
Принцип национального равенства в исламе не может быть использован для притеснения одних национальностей другими. Например, национальная собственность народа, к коему относятся исторические территории проживания народа, не могут быть захвачены незаконно представителями другой национальности. Было бы странно, если мой сосед занял бы часть моего дома без моего согласия, сославшись на то, что мы «братья по вере».
Когда я говорю, что я кумык, это никак не противоречит моим другим идентичностям, в том числе и конфессиональной. Я – кумык, и я люблю кумыкский язык, культуру, обычаи, данные мне Богом и это не мешает мне быть мусульманином и относиться ко всем справедливо. Я – кумык, и я не могу быть порицаем за то, что Создатель сделал меня таким.
Арслан Хасанлы