Защита природы как кумыкская традиция
В народе говорят, что сын идет дорогой отца, а дочь — матери. Мне кажется, для Кумыкской плоскости такая традиция является мэйнстримом.
Между тем, можно выделить одну характерную черту, свойственную всем представителям Кавказа — всю жизнь посвятить воспитанию детей и внуков, их духовному и материальному благополучию. После появления первого ребенка отец ставит цель о достойном его воспитании, стремится страховать всю его будущую жизнь от случайных неудач, делая запасы материальных ценностей. Ребенок видит, как поступает его отец и старается в дальнейшем быть похожим на него, т.е. пример старших выступает как метод воспитания, утвердившийся прочно в традициях кумыков.
Среди кумыков велика роль семьи в воспитании детей. Методы и приемы воспитания имеют глубокие корни, связанные как с традициями кавказского края в целом, так и с обычаями, укоренившимися в отдельно взятой семье и общине.
Народная педагогика исходит из того, что пример отца в воспитании сына имеет решающее значение. «Сын идет дорогой отца, а дочь — матери», — говорится в народе. Через ценностные ориентиры, существующие в семье, идет освоение культурных традиций, навыков.
Кумыки веками вырабатывали приемы социализации подрастающего поколения со своими методами, формами и средствами подготовки детей к жизни, которые выливались в своеобразные традиции, регламентирующие весь процесс воспитания в семье и обществе. Они формировались путем регулярного повторения и передачи из поколения в поколение и охранялись силой общественного мнения.
От общего к частному
Кумыкский поселок Кяхулай расположен у северо-восточного склона горы Тарки-Тау. История гласит о том, что на месте посёлка с XVII века располагалось селение Амирхангент. Селение принадлежало князю Амирхану (сын Эльдар-шаухала Тарковского, бывший послом Кумукии в Москве и Персии). По некоторым данным в селении побывал немецкий путешественник Адам Олеарий и изобразил его на картине города Тарку.
В поселке Кяхулай, как в целом в Кумыкской плоскости, до сих пор семья и семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. В настоящее время семейное воспитание становится как никогда актуальным и значимым. Семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, материнский язык формировали у подрастающих поколений лучшие человеческие качества. Семейно-родственные отношения продолжают иметь свои особенности и в поселке Кяхулай. Они заключаются в следующем:
1) традиции и обычаи прошлого продолжают играть определенную роль в семье;
2) существует глава семьи с его авторитетом;
3) относительно распространенный характер носят сложные семьи, включающие одного или обоих родителей супругов, в основном мужа;
4) мать является хранительницей очага во многих семьях;
5) семья в структурном отношении более устойчива.
Нравственное воспитание в кумыкской семье осуществлялось в тесной связи с трудовым воспитанием. И поэтому важнейшей особенностью традиционного семейного воспитания у жителей поселка Кяхулай является воспитание в труде и деятельности. Дети с малых лет участвовали вместе с взрослыми в трудовом
процессе.
Важным средством трудового воспитания и профессиональной подготовки в семье являются народные праздники: весеннего костра, первой борозды, встречи чабанов, урожая и т.д. Разнообразный и эмоционально насыщенный ритуал кумыкских трудовых праздников преследует цели трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Народная мудрость располагает поучительным опытом воспитания детей с ранних лет: «Знания, полученные в детскую пору, — глубоко высеченное на камне изображение». Осознавая, что в раннем возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления, родители старались пораньше приобщить детей к труду.
А что в кяхулайской семье?
В семье Абдулаевых родители внушали детям желание жить лучше и состоятельнее, но не с помощью любых средств, а через труд. Детям внушалось, что только постоянный труд закрепляет знания о нем, развивает приобретенные умения и навыки. В применении данного образца к детям поселка Кяхулай, я считаю своим долгом рассказать о том, как прививали любовь к труду с раннего детства детям в многодетной семье Абдулаевых.
Когда я постучалась в дом Абдулаевых, дверь мне открыла очень милая женщина с приятной улыбкой на лице, после чего мне показалось, что я ее знаю и очень давно, хотя я ее увидела впервые в жизни. Я рассказала ей цель своего визита. Почему я выбрала именно эту семью. Эта семья вырастила и воспитала девять прекрасных детей, из которых два мальчика и семь девочек.
Предания, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что кумыки во все времена бережно относились к природе: охраняли лесные массивы, почву, водные ресурсы, животных и птиц, считая их священными. Об этом говорят культура, поэзия, литература, легенды нашего народа. Возрождение традиций по охране природы, любовь к родному краю служат сдерживающим фактором правонарушений в сфере охраны природной среды. Так, в семье Абдулаевых родители личным примером учили своих детей общению с окружающей природой и людьми, умению трудиться.
Традиционными у нас, как мы отмечали выше, являются праздники первой борозды, праздник урожая и т.д. Все это прививает к детям любовь к природе, родной земле. В разговоре с хранительницей семейного очага семьи Абдулаевой Айшат Гаджиевной или просто Айшат-ханум, я выяснила для себя, что самым любимым занятием младших Абдулаевых является подготовка к таким праздникам как: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Навруз-байрам, День Победы, Новый год, а особенно дни рождения.
Помимо любви к труду и природе моральный кодекс кумыков включает в себя и такие качества, как скромность, вежливость, уважение к старшим, гостеприимство, бережное отношение к земле, к хлебу, готовность помочь ближнему. Все моральные требования к человеку обозначены кодексом чести –«Намуса» и в семье Абдулаевых главную роль играли сущности таких понятий, как «совесть», «стыд» и «позор»; на учение различать добрые и злые поступки окружающих людей.
Важнейшими в семейном воспитании для Абдулаевых, как и во всех кумыкских семьях являются выработка и закрепление у детей таких качеств, как уважение к старшим, родителям, к лицам противоположного пола чувство долга и чести, честность, скромность, чувство собственного достоинства. Во главу угла всегда ставится элементом нравственной культуры.
Также в беседе с Айшат Абдулаевной, я отметила для себя, как умело вселяет в каждого своего ребенка чувство патриотизма, дружбы, взаимопомощи, гостеприимства, взаимной поддержки и искренности.
Воспитание уважения у подрастающего поколения к взрослым, формирование высоконравственной личности считалось обязанностью всех взрослых.
Нравственное воспитание детей в семье начиналось с ранних лет. Основными методами были поучение, внушение, требование, похвала и порицание. С малых лет начинали формировать моральные качества и послушание. В семье Абдулаевых и по сей день придерживаются строгих нравов взрослых по отношению к детям, хотя уже их детьми не назовешь, все давно выросли.
Во время беседы с Айшат-ханум, к нам присоединился ее старший сын Абакар, который рассказал о том, какие подходы и методы воспитания родителей ему запомнились. Отец всегда наблюдал за поведением своих детей, особенно мальчиков. Он всегда наблюдал, как его дети уступали место старшим по возрасту, обращались вежливо, исполняли поручения взрослых людей.
В период подготовки к торжествам в семье Абдулаевых давали детям главный нравственный урок: как себя вести, чтобы не опорочит семью, прививая им с детства духовно-нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Кумыкская плоскость в определенной степени отражает мировое сообщество в миниатюре, в силу того, что помимо кумыкского большинства у нас также проживают различные представители национальных меньшинств. В Кумыкской плоскости сходятся западная и восточная цивилизации, тюркская, славянская культуры, мусульманская и христианская религии.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что традиции, обычаи и обряды народа всегда связаны с нравственными представлениями, его национальной психологией, которая порождена определенными общественными отношениями и историческим путем.
В этой связи возникает необходимость в изучении богатого опыта обычаев и традиций по формированию правомерного поведения подрастающего поколения Особого внимания заслуживает, применительно к перевоспитанию подростков-правонарушителей, индивидуальное поручительство и индивидуальное шефство авторитетных членов общества, обладающих необходимыми навыками и данными.
Мадина Гаджиева