Двадцать пять фактов о кумыкско-крымскотатарских отношениях, которые вы могли не знать
-
В Золотоордынский период часть предков кумыков и крымских татар проживала по соседству в местности Татартуп (ныне территория Кабардино-Балкарии).
-
Начало кумыкско-крымскотатарских контактов можно отнести уже к первым годам после образования Крымского ханства. Согласно «Хронике Герей-Хана» во второй половине XV века в Дагестан бежал один из претендентов на крымский престол, потерпевший поражение в междоусобной борьбе. Имя Герей-Хан, сын Бахадур-Хана упоминается в надписи на сабле из коллекции османских султанов как «Сахиб-и Сейф Вали Дагистан Герей-Xан Бин Бахадур-Xан», то есть «владелец меча и вали Дагестана Герей-Хан, сын Бахадур-Хана», надпись датируется примерно 1473 годом.
-
Тухумы (кланы) крымскотатарского происхождения зафиксированы в кумыкских селениях Брагуны и Хамаматюрт.
-
Кумыки часто давали приют беглым крымскотатарским царевичам. В 1536 году в Кумыкии скрывался Ислам-Герей, соперник Сахиб-Герея в борьбе за престол. Спустя более полувека при дворе шамхала нашёл пристанище ещё один крымский беглец – Мурад-Герей. Гостя у шамхала, он женился на его дочери. Перебравшись в Астрахань, царевич уже сам стал оказывать помощь шамхалу. Так в частности в 1589 г. терский воевода А.Д. Хворостинин писал шамхалу: «А ты Шевкал князь, живёшь от государя нашего…державы от Терского города ближе иных, а посемяста ни о чем еси ко государю нашему к его царскому величеству не присылывал к нам в город и прежнюю свою присылку забыл. … И государь наш великий государь царь и великий князь Федор Иванович … за твое не исправление послал бы на тебя рать свою многу…И государю бил челом о тебе Мурат Кирей царевич, чтоб государь наш на тебя рати своей ныне не посылал, а ты перед государем нашим исправишься».
После своего вторичного смещения с престола хан Мухаммед-Герей IV в течении 8 лет являлся удельным владетелем Тарковского Шамхальства и переименовал подаренное ему во владение поселение Пирбай в Бахчисарай, в честь дорогой его сердцу столицы Крыма.
-
В XVI веке крымские ханы отвечали за «северную политику» Османской империи. После завоевания Казани и Астрахани армией Ивана Грозного, крымский хан позиционировал себя как покровителя ногайских и северо-кавказских владетелей. Как пример приведём цитату из заявление крымских послов Ивану Грозному: «шевкальцы мусульмане, а при отцах и дедах и при дядях наших от тех мест и по си места меж нас с ними ссылка живет, их люди к нам ходят, а наши люди к ним ходят, в дружбе и любви ведемся».
-
Между крымскими ханами и кумыкскими шамхалами существовали тесные родственные связи.
-
Сожжение Москвы ханом Девлет-Гереем на 18 лет отсрочило вторжение царских войск в долины рек Терек и Сулак и позволило кумыкам потратить больше времени на подготовку к сопротивлению.
-
Известно также, что в 1591 году Крымский хан Кази-Герей мотивировал свой московский поход местью за притеснения тюменского и шевкальского правителей, то есть за правителей Тюменского владения (так называемой «Кавказской Тюмени» на Тереке) и шамхалов.
-
По свидетельству историка Гасана Алкадари самую существенную помощь кумыкам в войне с Москвой в 1604—1605 годы оказали крымские татары.
-
На карте Герарда Гесселя в составе Крымского ханства на Таманском полуострове указано название «Кумухиа Регио», то есть загадочная «область Кумухия».
-
Наследник кумыкского престола носил титул крым-шамхал.
-
Взаимная военная и дипломатическая поддержка крымских татар и дагестанцев имела место и в последующие годы. В 1654 году хан Ислам-Герей потребовал от царя Алексея Михайловича снести крепость, которая мешает живущим на Тереке кумыкам ездить в Крым и к черкесам, а это не подобает, ибо «те кумыкские владения суть исламские владения» и кумыки «из народа мухаммедова». Как и за сто лет до этого хан Девлет-Герей, его потомок, заступаясь за дагестанцев, апеллировал к факту религиозной общности с ними.
-
Во время второго крымского похода князя В.Д. Голицына на помощь хану Селим-Герею с Северного Кавказа прибыло 50 тысячное войско, состоявшее из кумыков, черкесов и яман-садаков (подразделения ногайцев) [9, с. 134]. И ещё один эпизод. В начале XVIII века, выполняя просьбу крымского хана, северокумыкский владелец «Салтан-Мамут» подошёл с отрядом, состоящим из кумыков и чеченцев к границам прорусски настроенных кабардинских владений, предлагая их правителям присоединиться к союзу с Крымом, чем «некоторых… поколебал».
-
Через Кумыкскую равнину шёл путь крымских ханов в их походах против врага Османской империи Сефевидского государства. Память об этих передвижениях сохранилась в названии местности Крымчи-Айры между селениями Эндирей, Кокрек и Муцал-Аул Хасавюртовского района.
-
Эвлия Челеби упоминает о крепости Шад-Кермен у слияния рек Джинджик (Зеленчук) и Кубани. Казием этой крепости являлся «кумык Тухтар Хаджи-Али в распоряжении, которого находятся 100 кумыкских джигитов, все они верующие, настоящие мусульмане. Благодаря им, и деятельности Мухаммад-Герей-Хана все кабардинские беки приняли мусульманство».
-
Родоначальник знатного крымскотатарского рода Уздемниковых Уздень Черик-бей прибыл в Крым с Северо-Восточного Кавказ при хане Каплан-Герее (начало XVIII века). Его потомки, в составе Перекопского полка участвовали в войне 1812 года.
-
Шамхальство Тарковское вступило в подданство России только после падения Крымского ханства, лишившись в его лице одного из основных гарантов своей геополитической независимости.
-
В память о тесных контактах и популярности крымских ханов сохранились имена, позаимствованные кумыками из именника крымских ханов: Герей, Адиль-Герей, Арслан-Герей, Девлет-Герей, Саадет-Герей, Кази-Герей, Салат-Герей, Мухаммед-Герей, Шан-Герей, Ислам-Герей, Адиль-Султан и другие. Личные имена Крым (Къырым) и Крым-Султан также связаны с крымскими реалиями. В свою очередь сына крымского царевича Саадат-Герея звали Кумук-Герей.
-
В списке крымскотатарских сёл XVIII века упоминается Кумуклар-Отар.
-
В XIX веке в Крыму проживал кумыкский поэт и религиозный деятель Акай-Молла, который в своих стихах и проповедях отговаривал татар от переселения в Османскую империю.
-
Кумыкский просветитель и первопечатник Абусуфьян Акаев жил в Бахчисарае и учился у редактора журнала «Терджиман» Исмаила Гаспринского.
-
Ряд книг по крымскотатарской филологии написал кумык Абдулгамид Батырмурзаев, живший в Симферополе.
-
Режиссёром Кумыкского театра значительный срок был крымский татарин Сервер Джетере.
-
Среди исследователей кумыкской литературы видное место занимет крымский татарин Бекиру Чобан-Заде.
-
И в Крыму и в Кумыкии существуют населённые пункты и урочища с названиями Борогъан (Брагуны) и Бадрак.
Составитель Юсуп Джанатлиев