Немцы в Кумукии: история кумыкско-немецких отношений
Сегодня гораздо привычнее слышать о том, что кумыки мигрируют в Германию. Но история наших отношений знает и обратные примеры, когда немцы переселялись в северной части Кумукии и строили свою жизнь совместно с местным населением.
Во второй половине XIX века на Кумыкской равнине образовалось более десятка немецких поселений. У них сложились добрососедские отношения с кумыками.
Самое раннее поселение немцев в Кумукии — колония Евгеньевка (Штраухдорф), основанная в 1889 г. Далее в 1897 году в районе селения Ново-Владимировка был основан хутор Кирпич-кутан. Здесь проживали переселенцы из Бессарабской губернии. Уже в 1898 г. в этот район прибывает еще одна партия бессарабских колонистов и основывает хутор Татьяновку.
В 1900 году немцами-колонистами на Кумыкской плоскости было приобретено 66,960 акров земли у братьев Львовых. На этой земле ими были основаны 13 колоний-поселений, еще две колонии были образованы позже в 1904 году. На новое место поселения прибыло 3400 человек из Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний.
Колония Эбенфельд была образована в 1900 году выходцами из Варшавской, Таврической, Екатеринославской и Херсонской губерний. Количество домов составляло 25 дворов. Жители наделены землёй в количестве 925 десятин. В 1906 году в районе селения Татаюрт образуется хутор Мариенфельд. С перечнем хуторов можно ознакомиться на прилагаемой карте.
По воспоминаниям старожила Басира Даудова Узун-Отар – раньше назывался Немис-Кютюр и там жили немцы. Все они знали кумыкский язык.
По словам другого хранителя старины Салимхана Асекова «Немцы имели своих батраков из бедных немцев. Выращивали виноград, который у местных тогда ещё не приживался. В целом немцы были зажиточнее, чем кумыки и ногайцы, потому что хорошо знали агрономию». Учиться у немцев земледелию призывал известный просветитель и писатель Нухай Батырмурзаев.
Уже до революции имели место смешанные кумыкско-немецкие семьи, так жена, проживавшего в кумыкском селении Эндирей кумыкского поэта Ансара Кадиева (Гьашыка Ансара) Айшат была дочерью немки, принявшей Ислам и вышедшей замуж за кумыка.
В так называемых Львовских номерах немцы жили совместно с кумыками. Совместным поселением было и селение Хасанай-Дик.
В 1918 году немецкие колонисты подверглись жесточайшему террору со стороны зелёных банд религиозного фанатика Узун-Хаджи Салтинского. Некоторым немцам удалось скрыться в кумыкских семьях, но большинство было вынуждено бежать на север от реки Терек.
После гражданской войны предпринимались попытки по возвращению населения. Так часть жителей вернулось в Николаевку, Романовку, Вандерлоо и Эйгенгейм. Но на месте своих домов они нашли только руины и пепелища.
В 1930-е годы немцы, как и все советские крестьяне подверглись принудительной коллективизации. Обратимся к документам.
На ноябрь 1934 год в колонии имени Розы Люксембург располагалось 136 немецких дворов, из них коллективизацией было охвачено только 19%.
В Хасанай –Дике было 15 дворов из них коллективизировано 40%.
В Туршунае и новой Надежде было по 27 и 42 двора и ни одного затронутого коллективзиацией.
В Львовском №1 из 27 дворов 77% В Львовском №2 13 и ни одного вступившего в колхоз В Львовском №3 из 22 % коллективизировано было 95%.
В Кизлярском округе коллективизация затронула только 46,7 % из 65 хозяйств в Калиновке.
В немецких колониях Хасавюртовского округа из 61 двора колонистов коллективизация не затронула ещё ни одного.
Высоко оценивалась трудовая дисциплина немецких колонистов Львовских номеров.
Начальник УНКВД по ДАССР Горбунов писал в отчётах: Председателя сельсовета колонии Люксембург Балиндера обвиняли в систематическом пьянстве и взяточничестве. В колонии Лениндорф Кизлярского округа бывший лютеранский кистер Фридрих Нейман якобы вёл фашистскую агитацию. Арестован. Здесь же кулацкие элементы запугивали красных партизан в том, что скоро придёт Гитлер и им будет худо.
Жители этой колонии становились также неоднократно жертвами махинаций со стороны окружного руководства. Например, несмотря на то, что на территории их колонии капуста не росла по почвенно-климатическим причинам их все равно обязывали поставлять именно капусту. Загнанные в тупик они были вынуждены были покупать капусту по рыночной цене у других хозяйств и сдавать заготовительным по заниженной госцене (и это в условиях голода начала 1930-х!). Аналогичная судьба постигла его собрата по кистерству Карла Визе из Люксембурга.
В той же колонии Люксембург якобы группа кулаков во главе с «бывшим белогвардейцем» Отто Шротом поднимала тосты за освобождение колонистов Гитлером. Были арестованы десятки подозреваемых.
Словно бы в насмешку один из немецких колхозов назвали в честь начальника УНКВД Горбунова, изводивших немцев своими подозрениями.
Перед самой войной, по секретной переписи 1939 г. немцев насчитывалось 4126 человек. С началом войны с Германией их всех от мала до велика, посчитали «неблагонадежным элементом» и в течение суток выселили в Казахстан, как позже выслали крымских татар, чеченцев, ингушей и карачаево-балкарцев.
Изгнание немцев вызвало великую грусть в кумыках, однако, вскоре и многие из них подверглись принудительным перемещениям и жесточайшим притеснениям со стороны властей.
В конце 1950-х готов известный хозяйственник и большой патриот кумыкского народа Мокав Забитов добился возвращения из Казахстана в Дагестан 50 немецких семей. Их поселили в селение Львовское-1, колхозом которого руководил Забитов. Но силу набирало переселение с гор на равнину и руководству республики были не нужны на Кумыкской равнине ни немцы, да по большому счёту и сами кумыки. И приглашённые Забитовым немцы в большинстве своём переехали в Северную Осетию. Последние, кто уехал из селения Львовское № 1, — семья Петера Борта. Вот что рассказал о нём его друг Мухтарали Адильханов, бывший сотрудник Бабаюртовской полиции «Петер Борт с 1973 по 1988 годы работал трактористом в отделении колхоза «Татаюртовский». Отца его звали Адольф, мать — Эмма, старшего брата — Эдуард, сестер — Фрида и Лида. Он сам в 1988 году переехал в Бабаюрт, потом в Краснодар, а оттуда уже уехал в Германию. У него 3 детей. Старшие сын и дочь имеют свои семьи. Жена умерла. В 1993 году он приезжал сюда, чтобы навестить нас. Хотел вернуться сюда. Хотя там жить намного легче, он все равно скучает по нашим краям».
Никакие катаклизмы ХХ-го столетия не смогли разорвать дружеские отношения кумыков и немцев и сегодня в Германии проживает одна из самых многочисленных зарубежных кумыкских общин.