Последние из могикан кумыкской аристократии

Я назвал статью о князьях, живших перед самой революцией, по аналогии с названием книги Фенимора Купера «Последний из могикан» не с проста. Как известно, несмотря на название книги, индейцы-могикане как носители генотипа существуют до сих пор. Таким же образом, и сейчас немало потомков князей. Но подобно тому как для того чтобы быть «могиканином» мало им называться, а необходимо ещё быть носителем духа и традиционного образа жизни своего рода, так и князьям необходимо было соответствовать образу щедрого благодетеля и заступника народа, каким князь выступает в наших старых преданий. Таких князей в полном смысле этого слова было очень мало даже сто лет назад. Именно потому они выглядят неугасимым светочами среди мрака запустения, разорения, как финансового, так и духовного банкротства древней элиты. Назовём же их по именам и скажем об их светлых делах.

Начнём с халимбекаульского бека Гамзата Хасбулатова. Потомок бамматулинского бия Хасбулата сына Тишнек Баммата. Полковник царской службы, он, выйдя в отставку, посвятил себя делу народного образования, и всё своё имущество завещал «Обществу просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области». 

Большую помощь при строительстве школы в Нижнем Дженгутае оказал Арслан-Герей Махтиев из рода мехтулинских ханов.

Эндиреевский князь Арсланбек (в просторечье Арсемек) Айдемиров, был небогат, имел мало земли, в основном в местности Айдемир-Тогай (родовое имение). Конюхами Арсемека были Атаев Атай и карачаевец Джамал, которые участвовали в скачках в Пятигорске и Нальчике. У князя было 10 лошадей английской породы. Он был добр к людям и пользовался ответным уважением сельчан. После революции они заступились за него перед новой властью, и он умер в родном селе, а не в изгнании. 

Хорошей славой пользовался на своей малой родине эндиреевский старшина князь Ирази Темиров. Народ не притеснял, жил на одну зарплату, которую получал за работу как старшина. Он призывал односельчан к трудолюбию и честности, сам служа в том примером. Современники считали, что он умер в результате отравления. Народ подозревал в убийстве других местных князей, не таких бескорыстных как Ирази.

Ирази Темиров с сестрой

Ирази Темиров с сестрой

Известный политический деятель Кавказа начала XX века аксаевский князь Рашид-Хан Капланов незадолго до революции поразил и богачей и бедняков своим призывом передать всю землю крестьянам. Хотя во всех позднесоветских монографиях его аттестовали, как буржуазного националиста, в родном Аксае у него даже в период застоя была хорошая репутация. Согласно данным, записанным историком Муратбеком Хадиятуллаевичем Мансуровым в начале 1980-х годов, опрошенные им старожилы вспоминали о нём как о народном заступнике, революционере и сподвижнике Джелала Коркмасова. Официальная «наука» в то время продолжала на него клеветать. В последние десятилетия свидетельства аксаевских старожилов были подтверждены публикациями вновь открытых архивных материалов. 

Ещё один представитель рода Каплановых, Будай-Хан был лидером общественности слободы Хасав-Юрт и в 1904 году возглавлял группу его жителей, добивавших придания Хасав-Юрту статуса города. В 1920-е годы Будай-Хана лишили всего имущества, но не сломили его волю. В конце означенного десятилетия, по свидетельству литературоведа Мариэтты Чудаковой, частым гостем в его доме был собиратель кумыкского фольклора, будущий великий писатель Эфенди Капиев.

От старика Сулеймана, родившегося в 1926 году ещё в Атлыбоюне, мной записано предание о старшине Ахмедхане Гусейнове, потомка чанки Алава Ахмедханова: «Старшина запретил людям пасти баранов вон на той горе (Сулейман указал пальцем на гору). Сказал, чьих баранов увижу — накажу, этих самых баранов прирежут и поделят между членами джамията. Через несколько месяцев к нему прибегает чавуш и говорит: „Ахмедхан, твои овцы щиплют траву на том поле, на котором ты запретил пасти скот“. Старшина поначалу возмутился, сказал, что быть такого не может, но потом, убедившись в правдивости слов чауша, сам зарезал тех нескольких овец и раздал их мясо атлыбоюнцам». По архивным материалам Ахмедхан Гусейнов известен как последовательный защитник поземельных прав атлыбоюнцев.

Самыми замечательнейшими личностями среди последних князей являлись Асельдер Казаналипов и Муртазали Геллинский. Про первого написано уже немало, добавим к сказанному, что на учреждённую им стипендию в столичных вузах получили образование Махач Дахадаев и многие другие известные люди того времени (сведения предоставил Анатолий Коркмасов). Кроме того он активно участвовал в деятельности «Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области» и состоял в попечительском совете темир-хан-шуринского женского училища. 

Муртузали Геллинский

Муртузали Геллинский

Имя второго, Муртузали-Бека Махмудагаевича Геллинского ныне несправедливо редко вспоминается. Это был человек большого ума и широкого кругозора. Он окончил медицинский факультет в Санкт Петербурге. В 1905—1906 годы он был активным пропагандистом учреждения земского самоуправления в Дагестане, входил в «Общество просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области». В должности губернского секретаря работал старшим чиновником для поручений при военном губернаторе Дагестанской области. Его деятельность в этой должности увы до сих пор не изучена. В 1914 году явился соучредителем Дагестанского скакового общества. Большой любовью и почётом он пользовался в родном селении, где он построил на свои средства школу и нанял учителей. Геллинцы по старинке 3 дня в году обрабатывали его пашни, хотя он их к этому никогда не принуждал. Они делали это по собственной инициативе из уважения к нему. В течение этих трёх дней они были на полном его содержании, что было в новинку в Дагестане. Он помогал землякам топить дома, сдавая им за умеренную плату свои арбы. При всём этом он был не беден, имел три тысячи десятин земли и тысячу овец. Ему принадлежала значительная часть родового имения Геллинских – Кавтар-Кутан. После революции другие князья звали уехать его вместе с ними в Турцию, но он отказался. Вместо этого он организовал в Гелли товарищество, которое начало внедрять в сельское хозяйство разного рода новинку и едва ли не самым первым в Дагестане обзавелось собственным трактором. Умер в родном селении в 1928 году от болезни.

Остатки здания школы построенной на средства Муртузали Геллинского

Развалины здания школы построенной на средства Муртузали Геллинского

Немало добра сделал своим землякам уллу-бойнакцам Зубаир-Хаджи Тарковский. Как память об этом по сию пору стоит в селении построенная на его средства старая мечеть, которую давно пора включить в список важных культурных памятников республики. По словам старожилов, он построил мечеть для сельчан в благодарность за то, что в годы его детства, они внесли в сумму, чтобы выкупить его из плена у Хадж-Мурата.

Среди князей было ещё несколько заметных деятелей своего времени: просветителей и меценатов, но детальное изучение их деятельности ещё только предстоит. Так что у читателей данного очерка существует возможность дополнить имеющиеся сведения.

При написании статьи использованы материалы из личных архивов Анатолия Коркмасова, Хосара Хосарова, Пазиля Тонаева, Юсупа Идрисова, Махти Тарковского заметки историка Муратбека Мансурова, а также записанные мной семейные предания потомков князей и старожилов.

Юсуп Джанатлиев

Related posts:

comments powered by HyperComments