КУМЫКСКИЙ ПАМЯТНИК ОСМАНСКИМ ВОИНАМ (1918—2018 гг.)

Ктои почему установил памятник турецким солдатам в Агачауле?

Событие, имевшее место 15 декабря 2018 года близ селения Агачаул Карабудахкентского района прогремело на всю Россию, ну и заодно на всю Турцию и весь тюркский мир.

Здесь при большом стечении местных жителей и гостей из столицы республики – Махачкалы и других районов республики был открыт  мемориальный комплекс, посвящённый павшим в боях с  отрядом полковника Бичерахова  близ  селения  Агачаул турецким солдатам.  Здесь рядом их могилы. Больше сотни.  Мемориал установлен от имени 7 кумыкских селений. Казалось бы ничем особо не примечательное локальное событие. Именно таким оно вероятно задумывалось  и организаторами. Ибо не было ни гостей из Турции, ни высокопоставленных чиновников из Минкульта или МИДа (событие как-никак связано с дружественной страной и состоялось в преддверие года русско-турецких отношений).

Памятник в Агачауле

Всероссийское звучание событию придала организованная массированная травля организаторов и участников  мероприятия со стороны федеральных СМИ.  Их немного не мало сравнили с прогитлеровскими коллаборационистами и «врагами России» и призвали заняться ими соответствующие органы. В общем в лучших традициях передовиц советской газеты  «Правда» от 1937 года. Авторы этих пасквилей почему-то (понятно почему) умолчали, что мемориалов такого рода в той же Турции, в том числе и русским солдатам, наберётся с десяток.  Да и в этом – уходящем году в Турции установили бюст покойному российскому послу Карлову. И никаких русофобских истерик в турецкой прессе не последовало.  Ещё в 2013 году Россия и Турция подписалисоглашение об установке подобных памятников на кладбищах турецких солдат на территории РФ  и русских солдат на территории Турции.По этому случаю Президент РФ В.В. Путин подписал соответствующий федеральный закон от 25 ноября 2013 года. 2019 год и вовсе в обеих странах объявлен годом русско-турецких отношений. В связи с этим, возникает мысль, что за всей нездоровой истерией в прессе стоит некий политический заказ от сил стремящихся сорвать русско-турецкое сближение.

Но теперь, отвлечёмся от всех этих забавных в своей истеричности и лицемерии нападок и разберёмся в том, кто, кому и почему поставил этот памятник. Я связался с активистами, участвовавшими в возведении мемориала. Сбитые с толку оголтелой травлей в прессе (яркий пример влияния этой истерии – вёдший мероприятие редактор газеты «Ёлдаш» К.М. Алиев в собственной газете ни словом не обмолвился о прошедшем событии, даже в самом нейтральном тоне), они предпочли сохранить инкогнито, но кое-что о своём тернистом  пути к обелиску поделились.

Инициаторами открытия памятника выступили 7 кумыкских общин, а именно Тарки, Кяхулай, Альбурикент, Бойнак, Атлыбоюн, Казаныш и собственно Агачаул.  Все эти населённые пункты связывает одно – частые земельные конфликты и противоборство с различными органами, которое всячески  поддерживают враждебных им коррумпированных олигархов и чиновников, стремящихся наложить лапу на земли джамиятов – общин.  В 2012 году жители посёлков Тарки, Кяхулай и Альбурикент разбили протестный лагерь  в местности Караман у северного въезда в Махачкалу.  За 6 лет протекших с тех пор ни одно их требование не было услышано и принято к сведению дагестанским истеблишментом и это при том, что за 6 лет сменилось 3 главы республики и едва ли не десять правительств. В этих условиях  усиливается разочарование в светских  и, в целом, происходит постепенная переоценка ценностей. На это влияет и само местонахождение протестного лагеря – дорогое для каждого кумыка место – Караманское поле, на котором в 1605 году предки современных кумыков во главе с Султан-Мутом Тарковским отстояли свою независимость  от  имперских притязаний Бориса Годунова.  Совсем рядом же местность, в которой располагалась русская крепость Святой Крест, у стен  которой кумыки в очередной раз сражались за свою свободу, но уже против войск, отправленных в Дагестан Петром I.  Напомню, что Тарки – это столица Тарковского шамхальства и неофициальный центр всех кумыков, определяющая их поведения, предмет их гордости и место их духовной  силы. Ещё одна из общин – Бойнак – ядро владений наследника кумыкского престола – крым-шамхала, известно как место разгрома лучшего русского полководца своего времени – А.И. Хворостинина (1594 год). Недавно это селение выдержало две битвы с бандами подозрительных  молодчиков в спортивных костюмах, которые по словам местных жителей имели интерес к захвату богатства Бойнака – 800 теплиц. Бойнакцы  славятся своим трудолюбием на весь  Северный Кавказ.

Славная история и у Казаныша – самого крупного селения в Дагестане (суммарное население Верхнего и Нижнего Казаныща медленно, но верно приближается к 30 тысячам человек).  Это селение страдает от жуткого малоземелья. Несмотря на все жалобы местных жителей – дагестанские власти абсолютно глухи к проблемам местных жителей.

А ведь Нижнее Казанище – это родина того самого Зубаира Темирханова – первого главы Дагестана из числа коренных жителей, того самого, который и ездил в Батум приглашать турок.  Жителем данного селения был и один из руководителей дагестанских всадников, бившихся против Бичерахова – Зайнутдин Доногуев.

Еще  сложнее ситуация в Атлыбоюне – большая часть которого с подачи махачкалинских властей была продана приближёнными одного из бывших мэров Махачкалы разного рода мигрантам. Таким образом, на территории атлыбоюнского джамията возник 25-тысячный интернациональный посёлок Ленинкент, изнывающий под гнётом перенаселённости и общих для всех махачкалинских посёлков социально-экономических проблем.

В условиях полной  индифферентности российских и местных властей к протестам кумыков они стали гораздо менее восприимчивы к официозной пропаганде, практически напрочь отвергают ручное и скомпрометированное сервильными высказываниями и коррупцией официальное духовенство (ДУМД). Таким образом,  кумыкские активисты вышли за пределы навязываемой им матрицы благодушного сервилизма и обнаружили, что загнаны в стремительно сокращающиеся резервации и отсечены от каких –бы то ни было денежных потоков. Для сравнения учителя в  аварских районов при меньшей нагрузке получают зарплату вдвое, а то втрое выше чем  в кумыкских. Поверх всего продолжается натиск госчиновников на родные языки. И всё это на фоне падения уровня жизни, в целом  по стране. Чувства национальной и социальной  дискриминации сплелись в неразрывный клубок… Лично мне кумыки напоминают монголов накануне появления Чингисхана, истерзанных  и озлобленных набегами  более многочисленных соседей. Кумыки — это склад с порохом и достаточно упасть одной зажжёной спичке… пассионарный взрыв неминуем.

И в этих условиях не видя  никакого понимания со стороны властей, кумыки обратились к древним традициям общинности и начали искать в исторических именах, событиях, местах силы.

Одним из таких событий явилась масштабная победа объединённого дагестано-турецко-чеченского войска над армией самопровозглашённого генерала (на деле полковника) Лазаря Бичерахова, опиравшегося на  Нерсеса Джигитяна – одного из организаторов резни азербайджанских мусульман в Баку в 1918 году.  Для местных жителей имена Бичерахова и Джигитяна неразрывно связаны с понятиями «резня» и «террор», а название  Кавказская исламская армия и имена Юсуфа Иззет-Паши, Гайдара Баммата, Зубаира Темирханова, Али Митаева, Тапы Чермоева, Зайнутдина Доногуева, Абдулатипа Эльдарушева, Алклыча Хасаева, участвовавших в организации штурма укреплений Бичерахова и в самой битве навсегда остались символами  свободолюбия, мужества и освобождения. Все эти чувства и символизировала надпись на мемориале.  Журналисты –тюркофобы прицепились к словам «оккупационные войска», адресованные авторами надписи на памятнике бичераховцам.  Но учитывая тот террор, какой они развязали в отношении мусульманского населения – они для него таковыми и были. По свидетельству современника тех событиях М.-К. Дибирова большинство дагестанцев и даже значительная часть большевиков поддержала действия турок против Л. Бичерахова. Иначе бы турецкая дивизия никогда бы не одержала верх над более чем 50-тысячными силами Бичерахова и его сателлитов, имевших в своём распоряжении втрое больше оружия, нежели турок. Достаточно упомянуть, что они сломя голову убегая от турок, дагестанцев и чеченцев на 57 кораблях (!),  бросили склады, на которых одних только патронов было  4 миллиона штук!Что про зверства турок в Петровске, то после того как один турецкий аскер украл какую-то мелочь у местного торговца-перса, то его тут же повесили по приказу Юсуфа Иззет-паши, кстати не только отличного полководца и человека чести, но также человека очень образованного, прекрасно знавшего французский и русский языки, автора трудов по истории народов Кавказа.

Для кумыков и всех дагестанцев Бичераховы был таким же оккупантом, как те же Борис Годунов, Пётр I или, скажем, А.П. Ермолов.  Россия, она состоит из самых различных компонентов, в том числе и те,  для которых сложившаяся  государственная антиисторическая мифология абсолютна чужда и не вызывает у них ничего кроме брезгливости. Страшно далеки местные чиновники от народа, отгородились от него высокими заборами, гордыней и привилегиями. Народу нет дела до их пропаганды, да и сами они давно в неё не верят. Всё в их жизни кроме тех служебных привилегий и погони за роскошью только для галочки. Кстати, в  2022 году грядёт 300-летие ещё одной грандиозной битвы – Утамышской, также имеющей непреходящее значение для кумыкского национально-политического сознания.  Так что готовьтесь…

                                               Зайнутдин Аджиев

Related posts:

comments powered by HyperComments