Кумыки как миссия или кто мы такие?

 

Разговор на эту тему назрел давно, однако, мы никак не решались об этом поговорить из-за боязни ссор. Сейчас все спокойно, нам кажется, сейчас настало время начать беседу о том, кто мы и что нас делает нами.

Не будем делать категоричных заявлений, поэтому все тезисы, просим воспринимать как предположения. 

IMG_2162

Итак, что нас делает нами? Большая часть скажет, что наша религия. Но мы были и до ислама. Да и не все мусульмане — кумыки. Другие скажут, что нас нами делает то, что мы являемся тюрками. Опять же не все тюрки — кумыки, а некоторые даже не мусульмане. Третья группа будет ратовать за то, что нами нас делает то, что мы являемся кавказцами. Но не все кавказцы — кумыки, а некоторые даже не мусульмане. Найдется и малочисленная группа, которая будет утверждать, что мы являемся европейским народом, прошедшим те же общественные формации в своей истории, что и европейские другие народы.

Свобода личности

IMG_2164Возможно, нас делает кумыками удивительное сочетание всего вышесказанного с сильным чувством потребности в свободе. В том же Дагестане именно кумыкское общество отличается довольно значительным уровнем свободы личности в социуме. Кумыкская модель выиграла, став наиболее привлекательной для всех других обществ. Ни один кумык не переселился в другие общества в Дагестане, а все остальные чувствуя потребность в свободе, переселялись к нам. Привлекательным может быть лишь то общество, которое способно предложить другим что-то, чего он лишен в своем социуме. Конечно, как у всякого кавказского народа давление общественного над личностным ощущается и в кумыкском обществе, но его степень ничтожна по сравнению с другими.

Стремление созидать и творить

Стремление к созиданию и творческое начало в кумыкском обществе — абсолютные добродетели. Хотя джадидизм и не является плодом кумыкской культуры, удивительно быстрое его развитие в кумыкском обществе, вклад кумыков в это философское осмысление жизни в исламе, говорит о многом.

a143884f-14f8-4094-941a-73139632a14c

Мы любим творить. Эту потребность кумыка можно сравнить с потребностью организма в кислороде. Мы — нация, которая стремится созидать, а не уничтожать. Мы несем развитие. Именно кумыки аккумулировали мировые тренды, проводили их не только в общества соседей, но и выходили за рамки, доходя до самых западных рубежей региона.

Мало, кто поспорит с тем, что в Дагестане Кумыкский драматический театр является театром номер один. Кумыков часто в шутку называют культурой. А ведь культура — это не просто танцы, пляски и прочие фестивали, это способность общества генерировать то, что ведет к прогрессу. Роль нашего народа как раз в этом и заключается — нести прогресс в сакли, которые рискуют остаться вне жизни на Земле.

Самооборона

Когда сегодня кумыки стремятся защитить себя от чрезмерного роста в кумыкском обществе не кумыкского, это не стоит воспринимать как форму расизма. Именно так пытаются преподнести идеологи тех, кто думают, что уничтожив кумыкское, они станут богаче, не понимая, что они потеряют связь с внешним миром. Ведь эта связь обеспечивается культурой, а не быстро приобретенными навыками. Кумыки чувствуют угрозу своему ментальному началу, тому, что делает их кумыками. Ибо без этого начала кумыки потеряют себя, останутся без своей исторической миссии — нести прогресс в те сакли, которые рискуют остаться вне лучей солнца в темном царстве. Кумыки просто не хотят быть такими, какими они видят образ регресса. В них усиливается кумыкское начало, они консолидируются как раз по принципу «кто готов защищать нашу традиционную свободу!?». Именно поэтому в кумыкском движении было столько не кумыков, кумыкское для них выше, чем этническое, это то, как они называют вышеприведенную ментальность.

Усложненность vs примитивизм

Кумыки не привыкли упрощать, в нашей истории изысканность, ювелирный подход к делу выделяли нас от других. Все это можно отчетливо разглядеть на примере системы взаимоотношений в обществе. Эта система сложна, в ней важную роль играют детали и здесь наличествует сложная взаимосвязь деталей в системе в целом. Наша культура четко определила роль мужчины и женщины в обществе. Наша культура разграничила их. Это можно наблюдать в наших национальных танцах, где мужские движения никогда не совпадают с женскими. Это сложная, но нужная система, чтобы созидать, не скатиться к примитивности.

Защита своего общественного порядка

IMG_2166Наш народ, будучи нацией, а это шире этнических рамок, должен защищать право оставаться теми, кем мы являемся. Это не означает сопротивляться прогрессу, это как раз предполагает способность конвертировать плоды прогресса так, чтобы они развивали наше кумыкское. Кроме того, хотя мы и крошечная нация в масштабах мира, мы должны стремиться быть вписаны в мировые процессы, влиять на них, сопротивляясь культуре гамбургеров, предлагая иную альтернативу. Нам ведь есть, что предложить.

Рамазан Алпаут

Related posts:

comments powered by HyperComments