Двадцать пять фактов из истории кумыкско-азербайджанских отношений

  1. Кумыки как известно относятся к кыпчакской, а азербайджанцы к огузской подгруппе тюркских языков. Но не всё та к однозначно. Арабский автор XIII века Рукнутдин Бейбарс упоминает кипчакское племя карабёрк, впоследствии под именем карапапах влившееся в состав азербайджанцев Грузиии. В свою очередь среди кумыков есть рода огузского происхождения, в частности теркеме. Да и сам кумыкский язык в изобилии содержит огузские лексические единицы. 

  2. Кумыкско-азербайджанские связи имеют свою составляющую и в фольклоре. В кумыкском эпосе сохранились сильные отголоски эпоса «Китаб Дедеми Коркут» и действует сказочный персонаж Кёроглы – тюркский Геракл. 

  3. Сыновья национального героя кумыков Солтан-Мута носили огузские имена Казан-Алп и Айдемир. Первое из которых соотносится с именем эпического героя Алп-Казана (Салор-Казана), а второе означает «лунное железо».

  4. Кумыкские шамхалы занимали высокое положение при Сефевидах, считались валиями – опорой Сефевидского престола. Сефевидское государство как известно было создано азербайджанскими тюрками. Шамхалы, не единожды становившиеся шуринами шахов, принимали активное участие политической жизни Сефевидского государства, порой оказывая заметное влияние на передачу престола.

  5. Садр-азамом (первым визирем) при шахе Хусейне Сефеви был внук шамхала Эльдара Фатх-Али Дагестани. Его отец Алхас-Мирза был сардаром (наместником) северо-западных окраин Азербайджана, позже вошедших в состав Ираванского ханства. 

  6. Шамхалам, начиная со времён шаха Исмаила принадлежала часть доходов с нескольких сёл в северном Азербайджане. Сефевидские шахи даровали подобную милость шамхалам, чтобы прочнее их к себе привязать.

  7. Фатали-Хан Губинский

    Фатали-Хан Губинский

    Самую активную помощь Фатали хан Губинский (потомок аристократа из кумыкского селения Маджалис, поступившего на службу Сефевидам), проводившему политику объединения азербайджанских земель в его борьбе с внешними и внутренними врагами заручился оказывал правитель кумыков – шамхал Муртузали Тарковский.

  8. На дочери Фатали-Хана Губинского Периджи-Ханум был женат шамхал Махти Тарковский (племянник Муртузали), получивший вместе с женой также власть над населённым азербайджанцами Уллуским магалом (так назывались прилегающие к Дербенту земли).

  9. Азербайджанские тюрки играли значительную роль при дворе шамхалов. Это повлияло, например, на язык делопроизводства в шамхальстве, испытавший сильное азербайджанское влияние. Некоторые из таких придворных, как например, Джеваншир становились первыми визирями – главами дивана (совета при шамхале). Потомки Джеваншира считались беками и носили фамилию Джеваншировы.

  10. Сын шамхала Муртузали действительный статский советник Адиль-Герей Тарковский в июле 1806 года склонил шекинскиго хана Селим-Хана к принятию подданства России, в случае если бы хан отказался город бы ожидал неминуемо кровопролитный штурм.

  11. Хасай

    Хасай-Хан Уцмиев вместе со своим сыном

    Тесно связан с Азербайджаном был кумыкский князь генерал Хасай-Хан Уцмиев. После брака с дочерью карабахского хана известной поэтессой Натеван, десять лет он был управляющим Карабахским ханством (титул хана был упразднён царскими властями). Среди знаменитых потомков Хасая и Натеван их сын поэт Мехти-Кули-Хан и архитектор Мехти Хасаевич Уцмиев. Известно, что Хасай-Хан прибыл в Карабах не один. Вместе с ним из Кумыкии в Шушу переехали сала-уздени Абу Ибавов и Муса Эреджеп-Аджиев По данным Камиля Алиева в свите Хасая прибыл в Шушу и отец Узеира и Джейхуна Гаджибековых.

  12. Азербайджанские литературные традиции оказывали существенное влияние на кумыкскую литературу. Язык произведений Умму Камала (XV в.) весьма близок к современному азербайджанскому литературному языку. Багдад-Али (XVII в.), выходец из числа иракских тюрок-суннитов также писал на тюрки, близком к азербайджанскому. Эту же традицию продолжил в XIX веке поэт Абдурахман Какашуринский. 

  13. Издавна в кумыкском фольклоре существует шуточная традиция отвечать на досужий вопрос «Къайда барасан?» «Шамахагъа сагъыз алма», что буквально можно перевести как: «Куда идёшь?» «В Шемаху за жвачкой». Данное выражение является аналогом известной русской идиомы «На кудыкину гору».

  14. В конце XIX века в Дагестан и Терскую область переселилось немало азербайджанских тюрок из Южного Азербайджана. Они легко вливались в кумыкские общины, вступали в смешанные браки. Так, например, в кумыкско-азербайджанской семье в селении Аксай родился выдающийся деятель кумыкского театрального искусства многолетний режиссёр Кумыкского театра Гамид Рустамов.

  15. В 1918 году дагестанцы пришли на помощь азербайджанцам в их борьбе с диктатурой и террором Бакинской большевистской коммуны и примкнувших к ним дашнаков. Значительную часть дагестанских сил составляли кумыки. Ещё перед походом комендант Темир-Хан-Шуры Даниял Апашев, перечисляя тех, кто может и должен помочь азербайджанцам сказал: «И наконец, третья и самая главная сила – это кумыки кровные братья азербайджанцев».

  16. Один из видных кумыкских писателей и этнографов начала XX века Адиль Шемшединов был по роду своей профессиональной деятельности инспектором школ Бакинского округа. По данным доктора филологических наук Абдулкадыра Юсуповича Абдулатипова он похоронен в Баку.

  17. Учеником азербайджанского писателя и просветителя Абдурахима Талибова являлся кумыкский просветитель Абусуфьян Акаев. 

  18. В первом кумыкском журнале «Танг-Чолпан» были опубликованы фотографии просветителя Гасана Зардаби и мецената Зайнала Тагиева. Последний оказывал заметную финансовую поддержку просветительским организациям и учебным заведениям в Дагестане.

  19. Нариман Нариман сыграл ведущую роль в спасении жизни бывшего министра мусаватисткого правительства и председателя парламента Северо-Кавказской демократической республики кумыкского князя Рашида Капланова.

  20. В 1921—1922 годы, знаменитый азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев работал заведующим школой в кумыкском селении Нижний Дженгутай (источник: (ЦГА РД Ф р-34, Оп.1. Д. № 57). По данным известного литературоведа Салава Алиева, почерпнутым им у сына Абдул-Муслима Джамала, прабабка последнего была уроженкой кумыкского селения Кумтор-Кала.

  21. В 1917—1920-е годы кумыкский историк и писатель Абдулла Тамай перевёл на родной язык несколько пьес классика азербайджанской драматургии Наримана Нариманова.

  22. Не задолго до революции и в первые десятилетия после неё в Баку сложилась немногочисленная, но яркая кумыкская община. Среди её членов: политический деятель и меценат инженер Адиль-Герей Даитбеков, его дочь доктор геологических наук Эльмира Даитбекова; юрист Асельдер-бек Дагиров. В начале 1920-ых гг. он работал юрисконсультом Азнефти, был заместителем прокурора Азербайджана. В конце 1920-ых ушел из прокуратуры и стал одним из лучших и блестящих адвокатов Баку; Ислам-Гирей Юсуфович Дагиров был назначен главным агрономом-животноводом наркомата земледелия Азербайджан; Заур-бек Дагиров (1901 – 1957) являлся одним из тех молодых людей, которые были посланы правительством Азербайджанской демократической республики на учебу в Европу. Учился в Париже. Обладатель прекрасного голоса, Заур-бек в 1922 г. вернулся из Парижа в Баку, а затем вновь уехал из Баку, чтобы стать профессиональным певцом. К 1927 г. он успешно окончил Государственную оперную студию при Московском большом театре, в 1926 преобразованную в Оперную студию-театр имени К. С. Станиславского. После окончания студии по классу профессора Декановой Заур-бек Дагиров, очевидно, поступил во вновь организованный Московский театр оперетты (ранее Передвижной театр), где он, по утверждению его друга Народного артиста СССР Г. Жженова, работал и в 1937 г. Выступал под псевдонимом Заур Дагир. 

  23. На послевоенное время пришлось время активной деятельности таких представителей кумыкской общины Баку как прокурор Магомед-Запир Башлинский, учёные Абдурахман Асев-Аджиев, Мурад, Рафик, Гулизар и Зайналабид Махмудовы, писатель и журналист Расул Расулов, композитор Мухтар Яхъяев и многие другие.

24. Тесные дружеские связи существовали между выдающимися государственными деятелями Дагестана и Азербайджана Джелал эд-Дином Коркмасовым (из кумыкского селения Кумтор-Кала) и Нариманом Наримановым. Имя Джелал эд-Дина Коркмасова было присвоено первой советской женской гимназии в Баку (источник – А. Дж. Коркмасов).

25. В начале 1990-х годов кумыкские добровольцы участвовали в Карабахской войне на стороне Азербайджана.

Казаналп Айдемиров

Related posts:

comments powered by HyperComments