Типичный пример телевизионного заблуждения

В разные периоды времени история становится заложницей политической конъюнктуры. Не обошло стороной это и Северо-Восточный Кавказ. Например, в послевоенный период прошлого века стали появляться фальсификации прошлого для обоснования массового переселения дагестанцев Кумыкию. Что же касается постсоветского времени, то тогда случилась другая крайность – после выхода из-под государственного контроля и партийной цензуры научные и научно-популярные труды нередко создавали информационную вакханалию, где каждый был горазд рассказывать прошлое на свой лад. Подобные сведения часто идут в массы и создают почву для социальных противоречий. Предлагаю рассмотреть показательный случай как следствие и одновременно причину неправильного просвещения.

В первой половине этого года на экраны вышел очередной выпуск телепередачи о коневодстве. Рассказывая про скачки в Сергокале, ведущий касается истории села, связывая его прежнее наименование Дешлагар с даргинским словом «дерш» — кустарник гордовины. Почему неуместна эта версия? Во-первых, не совсем понятно, если Дерш — гордовина, а хIяр — откос, куда откуда взялась середина слова «ла» и куда подевалась буква «р». Во-вторых, в Дешлагаре ещё менее ста лет назад проживали представители христианских и иудейских народов, а не мусульманских – русские, евреи и другие – в основном действующие и отставные военные. Причём название Дешлагара родилось до появления тут штаб-квартиры 83 Самурского полка и тем более до появления в местности носителей того языка, с которым само название сейчас связывается. При этом науке известно, что переселенцы (а нынешнее население появилось в селе после установеления советской власти) приносят новую топонимику, накладывая её на старую, произносят либо толкуют оригинальные названия по своему. В третьих, топонимика окрестностей рассматриваемого селения, например, Ая-Кака, Кака-озень, имеет тюркское происхождение. У кайыкентских кумыков село давно известно как Таш Лагьар, где Таш — камень, Лагьар — место, куда водят овец, коров на водопой. Мелкая часть речки и сегодня усеяна камнями, принесёнными с гор бурными дождевыми потоками. То есть Дешлагар или Таш Лагар – место водопоя с каменистым дном или мелкая часть речки с камнями. Зачастую дно водоёмов бывает илистым, а в реке возле современной Сергокалы и вправду везде камни. Сравнительно недалеко есть и Дузлагар – Туз Лагар (место водопоя с ровным дном). Опять же скажу, что название урочища Дешлагар – Таш Лагар было известно ещё до расположения здесь первых поселенцев середины девятнадцатого века (военных и обслуживающих работников), не говоря уже об оседании тут через семьдесят пять лет людей с гор. Несогласные могут привести мне в качестве аргумента то, что территория Дешлагара находилось в зоне губденского влияния: если неправильно говорить о даргинцах, то стоит вести речь о губденском происхождении наименования. Я готов охотно с этим согласиться, так как историческая ономастика и археология Губдена имеют тюркское происхождение, что только подтверждает вариант с Таш Лагаром. Не исключено, что, как и в случаях, например, с Кизилюртом и Буйнакском, населённый пункт колониального периода возник (1846 г.) на месте ранее существовавшего тюркского поселения, однако это уже другой вопрос.

Дальнейшее повествование в передаче касается разведения лошадей. Сразу заметим, что коневодство всегда и везде в первую очередь ассоциируется с тюркскими народами, для которых лошадь издревле была неотъемлемым элементом жизни, отложившимся и в фольклоре. Бескрайние просторы, в основном равнинные, освоенные тюрками, позволяли обеспечить животных подходящей и достаточной кормовой базой, необходимым простором, разумеется, в тех климатических условиях, где скакуны могли жить. Тем удивительнее слышать о том, в каждом горском доме старались держать лошадей. Хорошо известно, что основным животным в дагестанских горах был осёл, который в целом более приспособлен для тамошней жизни, которого легче прокормить и который был незаменимым животным. В этом нет ничего забавного – осёл для дагестанцев был так же важен, как конь для тюрков и попытки вторых посмеяться над первыми будут не только не этичны, а ещё и нелепы. Приведу кое-что из Айтберова, который менее всего заинтересован в умалении исторических заслуг и достижений соплеменников: «Дагестанцы, в основном, были пехотинцами, но командующий ездил на коне. Горцы могли бежать многие километры». Как видим, здесь тоже нет ничего забавного, дагестанских горцев можно хвалить за выносливость, однако о множестве всадников речи не идёт. Тем, кто не видит разницы, где проще содержать крупных домашних животных, можно предложить сравнить коров в горах Дагестана с пасущимися на Равнине, после чего многое станет понятно.

Другой тезис в передаче говорит о том, что казаки переняли и горцев много в плане джигитовки (слово из языка тюркских народов). То, что джигитовка появилась у тюркских народов, очевидно. Что же могли позаимствовать казаки, сами имевшие тюркское происхождение, у горцев, для которых лошадь была роскошью? Если казаки и заимствовали что-то в плане джигитовки, то у соседних тюркских народов, как и горцы позднее. Конечно, теоретически в прошлом или позапрошлом веке казаки и горцы могли состязаться в джигитовке, однако контакты с соседними тюркскими этносами Северного Кавказа были у них гораздо раньше. Если же автор передачи имел ввиду ногайцев и кумыков, то непонятно, почему обозначил их горцами, поскольку последними они не являются, а свойственное двум-трём народам, в данном случае тюркским, распространять на множество остальных не очень оправдано.

0Помимо сказанного излагается о способах воспитания, где отдельное внимание уделено аталычеству. Со ссылкой на историка Магомедова говориться, что князья отдавали на воспитание детей крестьянам. Любопытно, что само это слово «аталычество» чисто тюркское и распространено было вначале у тюркских народов, охватывало в основном аристократию: оно, как и династические браки, укрепляло связи и добрососедские отношения среди высоких сословий. Но в повествовании опять говориться только горцах, причём если горцами названы и равнинные кумыки и ногайцы, то это следовало бы конкретизировать. То же самое в отношении «системы подготовки боевых коней тулпаров», последнее слово — тюркское, распространённое на плоскости, где в основном обитали и выращивались лошади, где имелась инфраструктура и культура коневодства. В качестве показательного примера приведём данные из Кумыкской спортивной энциклопедии: до Гражданской войны шаухал Тарковский проводил скачки, а на его лошадях выступали два наездника из Эндирея. Важно добавить, что на Кумыкской Равнине целые сёла специализировались на коневодстве, множество родов были вовлечено в это в Ногайской степи. Другим интересным словом из передачи является «чапкун» — так называли воспитанника в горах, получавшего боевые и житейские навыки у наставника. О чапкунах рассказывается как о защитниках родины в случае нападения врага, однако не уточняется значение и история появления этого известного в горах слова, имеющего тюркский корень. Как видно, в анализируемом выпуске телепрограммы не объяснены и недоговорены тюркские элементы. Вопросы возникают в отношении «народных школ» с большими группами учеников и разных «боевых искусствах» в Нагорном Дагестане, однако, это, наверное, должно быть предметом более пристального внимания историков, что выходит за рамки данной статьи. 

Таким образом, взяв за основу книги и диссертацию Магомеда Дибирова о физическом воспитании мальчиков в Горном Дагестане и присоединив к ним сведения о способах воспитания у равнинных народов Республики Дагестан, автор программы создал некую смесь тюркского и дагестанского, обозначил всё горским и не уточнил своё понимание этого термина. В результате у зрителя может сложиться мнение, что в части коневодства тюркского в регионе не было или было мало, хотя на самом деле терминология и атрибуты коневодства имеют тюркскую основу благодаря ногаям, кумыкам и азербайджанским тюркам, которые, в свою очередь, влияли на своих соседей. Справедливости ради стоит сказать, что конце выпуска среди местных силачей с гордостью упоминается Ал-Клыч из Буглена. 

Ещё пара моментов данного выпуска программы касается не столько истории, сколько политики и не является упрёком создателям передачи, а связана с тем, как руководство Духовного управления мусульман Дагестана выступило одним из организаторов скачек в Карате (что само по себе хорошо), куда были перед началом состязаний доставлены священные реликвии. Из высококлассных спортсменов на глазах у многочисленной и многонациональной публики приняли участие в переносе реликвий Садулаев Абдулрашид, Гайдарбеков Гайдарбек, Ибргаимов Султан. Подбор спортсменов выглядит непонятным. Если Духовное управление выражает интересы всех мусульман РД, то почему религиозные реликвии несли атлеты, ассоциирующиеся с одним народом? Если управление и муфтият хотели показать своё уважение принимающей стороне – андо-цезским и андо-дидойским народам, то неясно, почему к активному участию не привлекли известных выходцев из района, к примеру, каратинца Загалава Абдулбекова или анчихца Магомедхана Гамзатханова. Если же рассматривать это с точки зрения злоупотребления духовенства должностным положением, то происходившее выглядит как использование состоявшихся в спорте профессионалов в качестве символов успешности молодого и ещё не сформировавшегося «аварского» народа. Не факт, что самих упомянутых спортсменов это устраивает. Понятно, что сейчас наибольший интерес у молодёжи и не только у неё в Республике вызывают спорт и религия, а когда они позиционируются вместе, воздействие на массы усиливается. Спортивная карьера в РД – это один из немногих доступных путей самореализации, хотя со стороны происходящее напоминает бедную Чёрную Африку, подавляющее большинство известных представителей которой – легкоатлеты и футболисты, хотя в нормальном обществе путей самореализации для человека должно быть гораздо больше. Второй момент связан с самими реликвиями. С точки зрения религии почитание их является сомнительным, однако сей вопрос лучше оставить на рассмотрение богословам.

Моя же статья носит просветительский характер и не имеет цели дискредитировать в целом хорошую телепередачу или опорочить её создателей, которые делают очень много полезного в выбранной сфере. Вполне может быть, что остальные выпуски сделаны отлично и их просмотр доставит удовольствие представителю любого народа и региона. 

Акчурин Ильдар

Related posts:

comments powered by HyperComments