КУМЫКСКАЯ ЗНАТЬ: ФАКТЫ ПРОТИВ МИФОВ

«Кумыкская знать», «кумыкские князья», «кумыкские дворяне». Какие первые ассоциации с этими словосочетаниями возникают у рядового кумыка, который плохо знаком с историей своего народа ? Естественно в его голове всплывут о кумыкских князьях, «продавшихся России», которые воевали против имама Шамиля. Читавшие советские книги по истории Кавказа вспомнят о кумыкской знати как о главных эксплуататорах «простого народа». Такому положению дел не стоит удивляться: советское государство в основе своей идеологии имело классовую борьбу. В монографии Н.И.Покровского про Кавказскую войну беки выставлялись не раз предателями, которые первыми оставляли свой народ в непростой ситуации. Было и такое, однако, как говорится «нет плохих наций — есть плохие люди». Поменяйте слово «нации» на «классы» и будете близки к истине. Советского государства и «классовой борьбы» в умах большинства уже нет, появилась возможность, не вставая с кресла, изучать архивные документы и монографии. Поэтому настало время написать правду о кумыкской «знати». Мы пройдемся легкой кумыкской походкой (то есть кратко) по двум основным мифам о дореволюционной элите кумыкского народа:

1) «Кумыкская знать является прослойкой предателей, потому что не представители воевали в составе царских войск против Имамата Шамиля»

Этот миф шел в массовое сознание вместе с мифом о предательской позиции кумыков в Кавказской войне, во многом с ним пересекаясь. Некоторые кумыкские шамхалы, мехтулинские ханы,северные кумыкские князья и представители менее статусных кумыкских сословий действительно служили России. Однако имелось и огромное количество обратных примеров, которые не раз приводились кумыкскими (и не только) историками. Шамхальский род подарил Кавказу Умалат-бек Буйнакского, 15 лет отстаивающему независимость Кумыкии и Кавказа.
К Бамматулинской ветви шамхальского рода принадлежат Хасбулат Бамматулинский, отправившийся помогать Шейху Мансуру в 1785 году, его внуки Хасбулат, выгнанный из своего владения Ермоловым, и Ирази-бек, павший при штурме русской крепости Бурной в составе войск имама Кази-Муллы. Мехтулинский ханский род может похвастаться Султан Ахмед-ханом и Хасаном Мехтулинским, под чутким руководством которых горцы в первый раз выступили против экспансии Российской империи единым фронтом. Представителем уцмийского рода является Махтибек Уцмиев, поднявший восстание в Кайтаге (в том числе и у южных кумыков) в 1877 году. Аксаевскими сала-узденями были Учар-хаджи и сын его Мухаммад-хаджи, ставший одним из самых влиятельных наибов Шамиля. Из знатной семьи, по некоторым данным, происходил имам Чечни, мудир Шамиля Ташав-хаджи Эндиреевский. Из высших религиозных кругов вышел Идрис-эфенди Эндиреевский. Князь Али-Султан Казаналипов в 1861 году поддерживал Байсангура Беноевского.

Ирази Темиров и др.

Ирази Темиров и другие

Да и служить империи можно было по-разному: казалось бы полностью пророссийский шамхал Абу-Муслим-хан, по свидетельству польских литераторов, питал явную симпатию к Имамату. Князь Хасай Уцмиев, увидев каким образом присоединяют Кумыкию к России, решился эмигрировать в Османскую империю, за что был сослан царской властью.

Убедительно? Я думаю , что этого вполне достаточно! И это притом, что мы специально не рассматривали время ранее конца XVIII века.   Перейдем к разоблачению следующего мифа.

2) «Кумыкская знать эксплуатировала простой народ и действовала в исключительно корыстных целях»

Всякое общество, имеющее сословное структуру, строится  в той или иной степени на эксплуатации одних сословий другими. Однако в отношении кумыкской знати многими исследователями советской эпохи намеренно допускается преувеличение. Естественно, что реалии жизни кумыков XIX века могли привести к частным случаям жесткой эксплуатации. Однако не стоит возводить частные случаи в абсолют. Источники свидетельствуют о тесной связи кумыкской знати с простым народом. В 1825 году
аксаевские князья выражали желание отказаться от своей земли безвозмездно в пользу своих подданных, однаков царская администрация воспрепятствовала этому . Само это стремление, имеющее мало аналогов в мировой истории, свидетельствует об их народолюбии и душевной щедрости.
Вообще, как отмечали члены сословно-поземельной комиссии, княжеские земли находились в отдалении от Эндирея и Аксая, которые вплотную окружали общинные, самые плодородные и удобные земли. Это означало, что феодалы получили земли только после удовлетворения потребностей общинников и, те в которых последние не имели потребности (Ю.Идрисов — «Очерки истории северных кумыков»).

Девлет-Мурза Шейх-Али еще в 1847 г. свидетельствовал: «У кумыков, как и в Чечне, всякий мог с достоинством поддержать свои права, кто имел много родственников, которые бы за него в случае нужды заступились. На Кавказе нет такого народа, который бы при подобных внутренних разделениях на разряды (сословия) был напитан вообще столько свободным духом, сколько кумыки; у них нет слепого послушания младших по разрядам (сословиям) к старшим, особенно если заметят повелительный тон последних в делах общественных» (Д-М. Шихалиев «Рассказ кумыка про кумыков»).

Кроме того, даже положение холопов не было столь ужасным, как представляли это в советское время. Тот же Шихалиев объясняет это так: «К рабам (в основном обращенным в рабство христианам Закавказья) относились как к младшим членам семьи. Им даже разрешалось промышлять на себя. Примеры телесного наказания рабов были очень редки, да и то наказывать должен был собственноручно сам хозяин. В противном случае такое наказание даже раба рассматривалось как возмутительная несправедливость, а наказывать узденей палкой было строжайше запрещено адатами».

Кроме того, советскими и современными дагестанскими учеными-историками намеренно вводится недостоверная информация о высокой удельной доле зависимых сословий в общем количестве кумыков.

Особенно достается северным и южным кумыкам. Так, в кандидатской Алпият Сулейманкадиевой сказано, что население предгорной части Кайтага является райятским, а горная населена свободными людьми. Однако, как отмечает известный кумыкский историк Юсуп Идрисов, 5 из 6 кварталов в  старом Башлы (Эсги Башлы) принадлежали к сословию сала (сала-узденей) и считались знатными, потому вторым старинным названием села было Сала-Башлы (упоминается в Актах кавказской археографической комиссии. Том V. С 625).

В своей присяге на Коране о службе царю Михаилу Романову от 7 декабря 1634 г. уцмий Рустем-Хан упоминает среди своих подданных «служилых кумычан». Расул Магомедов отождествляет их лишь с дружинниками уцмия из Башлы (Р. М. Магомедов. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. II. С. 23). Юсуп Идрисов смотрит на этот вопрос проще и склонен видеть в слове «кумычане» кумыков, обычное название населения равнинной части Кайтага, из которых в основном формировался класс служилых людей — то есть постоянных воинов.

В Северной Кумыкии холопы не отличались многочисленностью.

Макаров в номере 78 газеты «Кавказ» 1860 года писал:

"Крепостное сословие не многочисленно у Кумыковъ. Холоповъ имеютъ только богатые, да и первый изъ нихъ едва ли имеетъ десять семей. Холопы живутъ обыкновенно въ доме своего господина, занимаясь полевыми работами и рубкою
дровъ въ лесу. "

Что касается тем «корыстности» кумыкской знати и «отсутствии у нее патриотизма»,  так долго муссировавших в литературе, то тут можно задать воображаемому оппоненту следующие вопросы — какую выгоду имели от написания своих работ по истории кумыков сала-уздень Адиль-Гирей Измайлов и Девлет-Мирза Шихалиев? Почему аксаевские князья в 1825 году хотели безвозмездно отдать свои земли простому народу? Чем как не патриотизмом объясняется поступки Хасая Уцмиева и Умалат-бека Буйнакского, выбравших борьбу взамен богатой и счастливой жизни под царским крылом?

Таким образом, представители кумыкской знати и в XIX веке являлись цветом кумыкской национальности и не были оторваны от народа, как пишут об этом ангажированные историки и журналисты. Стремление очернить верхушку кумыкского народа в наше время объясняется желанием оторвать кумыков от их исторического прошлого и посеять «классово-сословный» раздор в наши ряды. Запомните одну  простую истину — сейчас нет ни князей, ни узденей, ни кулов, а есть мы — кумыки!

                                                                                                                                                                               А.И.

Related posts:

comments powered by HyperComments