Сословие карачи-беков на Северо-Восточном Кавказе: происхождение и функции

 Аннотация

В статье говорится о появлении, правах и обязанностях группы феодалов Северо-Восточного Кавказа, известных как карачи-беки. Автор анализирует информацию о возникновении данной социальной группы и о её политическом значении, при этом он использует источники по истории империи Юань, Золотой Орды, Крымского и Казанского ханств. Роль карачи-беков в истории Великой Степи хорошо известна. Одному из них – мангыту Эдиге даже удалось создать свою кочевую империю – Ногайскую Орду. Раскрывая местную – северо-кавказскую специфику истории карачи-беков, он использует дагестанские исторические хроники и материалы фольклора. Анализируя происхождение слова «карачи-бек» автор отвергает её местные версии и считает что оно «имеет прозрачную монгольскую этимологию». Местные хроники увязывают появление сословия карачи-беков с эпохой Тамерлана и Золотой Ордой. Карачи-бекам вплоть до возвышения шамхалов принадлежали уделы Эрпели, Гелли, Кадар, Капчугай, Аркас, Гамри и Губден. Эрпелинским карачи-бекам удалось сохранить свой удел и после подчинения шамхалам и они играли заметную роль в противоборстве кумыкских и кабардинских князей на Северо-Восточном Кавказе. Роль других карачи-беков была много скромнее. По мнению автора, карачи-беки предгорного Дагестана также являются ветвью средневековой степной аристократии, чьё могущество в регионе было оспорено и минимизировано шамхалами и князьями из рода Тарковских. В частности в XVII веке они входили в совет при верховном правителе — шамхале и влияли на принятие важных решений, но к XIX веку в их руках осталось только судебная власть на местах – в их собственных уделах. 

Summary

The article discusses the emergence, rights and responsibilities of group of feudal lords of the North-Eastern Caucasus, known as the karachi-becks.

Карча таш

Камень Карчы в Архызе

Многие проблемы, связанные с социально-политической историей средневековых феодальных образований на Северном Кавказе, ролью и местом в них различных элитных социальных групп, остаются до конца не прояснёнными. Это касается и особой группы феодалов – карачи-беков. Если о ханах и беках шамхальского, уцмийского и нуцальского происхождения существуют специальные отдельные исследования и даже монографии, то этой отдельно-взятой загадочной прослойке феодальной элиты до сих пор не было посвящено ни одной научной публикации. В своей работе мы бы хотели разобраться в её происхождении и функциях.

Актуальности изучению генезиса сословия карачи-беков прибавляет восприятие крымскими ханами влиятельных ногайских эмиров, имевших крупные феодальные уделы на Северном Кавказе, Причерноморье и в Поволжье [13. С. 193]в качестве собственных карачи-беков возможная взаимосвязь между титулом карачи-бек и эпонимом карачаевского народа Карчей. Статья также позволяет уточнить историю Северного Кавказа, в такой, сравнительно, слабо изученный период как XIV-XV вв.

Сведения о появлении сословия карачи-беков сохранились в монгольском сказании, известном как «Секретная история династии Юань». В данной истории присутствует эпизод об учреждении Чингисханом десяти придворных должностей, среди которых указываются четыре человека, которые должны были носить лук и стрелы. Это были стрелки – хорчи [8. С. 447]. Эти стрелки и явились первыми карачи-беками. Последующие чингизиды, копируя действия своего легендарного предка, также избирали в своё окружение верных людей на эту придворную должность. Со временем она стала передаваться по наследству среди ограниченного круга знатных кланов, таких как Ширин, Аргын, Барын, Кипчак, Мангыт и Сиджиут [16, С. 674]. 

Турецкий исследователь Х. Иналджик так описывал функции карачи-беков в татарских ханствах: «Карачу командовали основными силами племенных войск в ханстве и были основными проводниками его политики. Эти лидеры карачу-беки, присутствовали на собраниях государственного совета (корюниш или корюнюш) при обсуждении и решении важных дел с ханом» [1, С. 5]. Польский историк Броневский называет крымских карачи советниками хана. В свою очередь, крымский историк XVIII века Сеид-Мухаммед Риза ставит знак равенства между титулами карачи и эмир, то есть владетельный князь. Существовал также титул « улу-карачи» – верховный карачи-бек [16, С. 674]. 

Карачи-беки играли заметную роль в позднем средневековье на Северо-Восточном Кавказе. Одному из них – Будайчи удалось даже сформировать своё полунезависимое феодальное образование – Эрпелинское карачи-бекство и проводить самостоятельную от своего сюзерена – шамхала внутреннюю и внешнюю политику [5, 107]. Однако первыми известными карачи-беками в исследуемом регионе являлись Асельдер Аркасский, Губден и Карабудах-Атай. 

Учёный-энциклопедист начала XX в. Назир из Доргели, ссылаясь на материалы жившего раннее ал-амира, то есть князя, Салимхана ал-Гадари, сообщает, что отцом известного шейха Асельдера Аркасского (ум. ок. 1404 г.) был Ата ал-Гадари, «по происхождению он из эмиров Карачи», то есть карачи-бек, а матерью была Аймесей, дочь сала (феодальное сословие) из Эндирея [19, С. 178]. Его мюлком (частным владением) являлись гора, на которой он был похоронен и гора Нанай» (близ современного селения Чанкурбе Буйнакский район республик Дагестан) [15, С. 37]. О присутствии золотоордынцев в Аркасе, согласно утверждению видного специалиста в средневековой истории Дагестана А.Е. Криштопы, свидетельствуют и археологические данные [2, С. 4].

Руины Аркаса

Руины Аркаса

Выдающийся азербайджанский учёный Абас-Кули-Ага Бакиханов донёс до нас сведения о том, что один из кумыкских эмиров Гобден своей смелостью и находчивостью заслужил расположение Тамерлана и получил от него в дар земли, где позже возникло селение ныне известное как Губден (Карабудахкентский район республики Дагестан) [6, С. 81]. Схожее предание существует и о другом карачи-беке Карабудаге, которому приписывают основание другого селения – Карабудахкента [4, С. 193].

Потомки гелинских карачибеков

Потомки гелинских карачибеков

Говоря о происхождении сословия карачи-беков на Северо-Восточном Кавказе, в частности в дагестанских предгорьях, следует обратить внимание на прямые и косвенные свидетельства оседания здесь ордынской феодальной знати. В XIV веке в Капчыгае (ныне хутор Буйнакского района) проживал внук исламизатора Золотой Орды великого хана Узбека (сын его дочери) Ахмат бин Иса (также известен, как Амет сын Айсы) из рода уйсунь [7, С. 111]. До переселения на Кавказ, он служил в Сарае, при дворе своего дяди Джанибек-Хана [14, С. 272-283]. Согласно капчугайскому преданию, потомки Ахмата правили вплоть до появления чанков из династии шамхалов Тарковских.

К 1501 г. в Кавказской Тюмени, что располагалась в устье реки Терек закрепились опальные ханы из династии Кутлуг-Тимуридов во главе с Муртазой, сыном знаменитого хана Ахмата, враждовавшим со своим старшим братом Шейх-Ахмадом. Муртазу в бегстве на Терек сопровождали братья Музафар и Хаджи-Мухаммед, а также бывший беклярбек его отца Хаджике Мангыт [11, С. 442]. Наличие в Тюмени при Муртазе столь высокопоставленного представителя рода Мангыт предполагает вероятность формирования здесь традиционной для тюрко-татарских государств системы управления, с участием карачи-беков.

Шейх Джамалутдин

Джамалутдин Карабудахкентский

Рассуждая о функциях карачи-беков автор середины XIX века Девлет-Мирза Шейх-Али называл их «блюстителями древних обычаев кумыкского народа» [16, С. 45-46]. Такого же мнения придерживался другой местный автор религиозный деятель Джамалутдин-Хаджи Карабудахкентский [9. С. 138]. Оба автора вслед за Абул-Гази Хивинским, но вероятно независимо от него подводят читателя к мысли, что титул карачи-бек восходит к тюркскому глаголу «къарамакъ» – «смотреть, наблюдать» [16. С.674], но как мы видим из приведённого выше текста монгольского сказания о династии Юань, данное слово имеет прозрачную монгольскую этимологию.

По сведениям историка К.М. Алиева, почерпнутым у турецких авторов М. Генеша и Эвлии Челеби эрпелинские и карабудахкентские карачи-беки в XVII веке подобно своим собратьям в татарских ханствах заседали в совете (диване/горюнюше) при своих сюзеренах – шамхалах [5, С. 107], однако к XIX веку роль эрпелинских и губденских карачи-беков действительно свелась к функции хранителей обычаев-адатов. Менялись времена, а вместе с ними менялись и функции феодальной элиты. 

Литература
1. Абзалов Л.Ф. К вопросу о преемственности аппарата управления Золотой Орды и Казанского ханства // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. IV. Казань, 2012.
2. Александр Криштопа: Интервью с Учёным, Педагогом и Человеком// Мавраевъ. Махачкала, 20014. Вып. 2 (3).
3. Алиев Б.Г Предания, памятники, исторические зарисовки. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1988.
4. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала: Издательство типографии Дагестанского научного центра, 2002.
5. Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008.
6. Бакиханов А.-К.- А. Гюлистан-и Ирам.- Баку: Элм, 1991.
7. Бакушев М.А., Гаджиев М.С., Малашев В.Ю. , Таймазов А.И. Селение Капчугай: археологические разведки и некоторые фольклорно исторические данные// Вестник Института истории, археологии и этнографии дагестанского научного центра. Махачкала, 2012. № 4.
8. Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука, 1963. Т. I.
9. История Кавказа и селения Карабудахкент Джамалутдина Карабудахкентского/ Под ред. Оразаева Г. М.-Р. Махачкала: Центр-полиграф, 2001.
10. Кидирниязов Д.С., Мусаурова З.К. Очерки истории ногайцев XV-XVIII вв. Махачкала: Издательский дом «Народы Дагестана», 2003.
11. Лавров Л.И. Кавказская Тюмень// Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев. Нальчик, 2009.
12. Меджидов А. Пусть сложный, но уважаемый путь// Ёлдаш (на кумыкском языке), 26. 04. 1997.
13. Моисеев М.В. Модели поведения дипломатов Московский Руси: общее и индивидуальное (на примере русско-ногайских отношений). Исследоваия по Истории Восточной Европы. Вып. 4. Минск, 2011.
14. Мустакимов И.А. Ещё раз к вопросу о предках Мамай-царя// Тюркологический сборник, 2007—2008. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2009.
15. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных (Нузхат ал-азхан фи тараджим улама Дагистан). М. Издательский дом Марджани, 2012.
16. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства// На стыке континентов и цивилизаций. М.: Инсан, 1996.
17. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1993.
18. Шихалиев Ш.Ш. Исламизация Дагестана в X-XVI веках: историко-культурные аспекты. Дисс… канд. ист. наук. Махачкала, 2007. 

Юсуп Магомедович Идрисов

Related posts:

comments powered by HyperComments