Архитектура российских мусульман
Сентябрь прошедшего года запомнился открытием одного из архитектурных шедевров, чей облик олицетворяет отнюдь не стандартный подход архитекторов при разработке проекта. Соборная мечеть в Москве ныне является главной мечетью столицы и одной из крупнейших и высочайших мечетей в Европе и разумеется в России. Мечеть была возведена в 1904 году архитектором Николаем Жуковым на деньги татарского купца и мецената Салиха Ерзина. Первое здание было двухэтажным, оно имело один минарет и вмещало до 2 тысяч человек. До начала Первой мировой войны во дворе были построены здания духовного училища и жилой дом для духовенства. В течении последнего столетия мечеть неоднократно менялась и сейчас мы можем увидеть результат последнего преображения. Давайте выясним, каким образом реконструкция объекта обеспечила ему статус уникального объекта культурного наследия страны.
Мечеть с российским лицом
В первую очередь отметим архитектурный стиль, в котором воплотился образ ныне новой мечети, а именно византийский стиль. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские и последующие после той эпохи храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Авторы проекта решили применить стародавнюю традиционную архитектуру в новом объекте и это отнюдь не православный храм. Главная особенность данного стиля составляет употребление купола для покрытия средней части здания. Купол высотой 46 метров и диаметром 27 метров имеет образную форму и покрыт сусальным золотом, что делает его доминантным элементов в общей композиции. Окружающие купол элементы и фасады олицетворяют уникальное для архитектуры явление, смешение разных культур и историй в одно целое. Чтобы раскрыть идею, которую хотели нам показать авторы проекта достаточно внимательно окинуть взглядом всю мечеть. Первое что бросается в глаза это множество маленьких куполов на фоне главного и сусальное золото которым они украшены. Навевается мысль о храмах, которые олицетворяют дух православия. Но в данном случаи этот прием применяется в сдержанной форме и олицетворяет дружбу между двумя мировыми религиями. Заметим, что не даром в истории упоминается образ Москвы златоглавой. И тут авторы позаботились о продолжении исторического образа столицы. Следующее на что стоит обратить внимание — это архитектурные формы минаретов. Один из них повторяет Спасскую башню Московского кремля, а второй — башню Сююмбике Казанского Кремля и это отнюдь не совпадение, а безусловно грамотная мысль авторов проекта по объединению нескольких объектов архитектуры и нескольких стилей. Их форма символизирует о многовековой дружбе российских народов, о единстве и равенстве. Крыша и малые купола башенок окрашены в тот же цвет, что и первая Московская мечеть, а именно голубовато-зеленый. Несмотря на то, что старая мечеть была разобрана для последующей перестройки в новом облике, ее историческая часть все же сохранилась и после реконструкции. Этот фундамент прошлого находится под малым минаретом, в стенах комплекса и является часть конструктивной системы здания. Теперь небольшой обзор основных характеристик мечети. Общая площадь мечети до реконструкции составляла 964 квадратных метров, после реконструкции общая площадь составляет, внимание, 18900 квадратных метров. Размер мечети в 20 раз превышает своего предшественника. Уже по разнице цифр можно судить о колоссальном объеме проделанных работ. Вместимость мечети достигает 10 000 молящихся. При возведении конструктивной системы мечети, а именно фундаментного основания, препятствием стали подземная река Неглинная и близкое расположение метро, что непосредственно сказывается на качестве грунтов. Для разрешения этой проблемы и укрепления конструкции была вбита 131 свая. Несмотря на особые приемы, к которым прибегли авторы проекта при разработке архитектурного облика мечети, фасады здания выполнены в соответствии с традициями зодческой школы российских мусульман. Использование геометрических форм, симметрии, ярких цветов и рептативной архитектуры все это элементы выражающие исламский стиль. Цветовая гамма из основных трех оттенков прекрасно гармонируют друг с другом. Выполненные в той же цветовой гамме витражи завершают композицию главного фасада мечети.
Что стало с интерьером?
Интерьер также выдержан в традиционном исламском стиле. Купол, потолки и стены расписаны аятами из Корана. Функциональное зонирование мечети имеет четкое разделение, на что следует уделить внимание при оценке проведенной реконструкции. Три из шести этажей предназначены для богослужения. В список помещения входят также выставочная галерея, комнаты для омовения, конференц-залы, молельные залы мужские и женские. Для того, чтобы попасть внутрь мечети для посетителей предусмотрены 15 входов, просторные пандусы и лифты для инвалидов. В каждом молельном помещении расположены экраны, чтобы любой человек, который не попал в главный зал, мог в любое время видеть, что там происходит. Мечеть открыта для посещений и экскурсий для любого и каждого.
Проект дружбы России и Турции
Нельзя не отметить неоценимый вклад и участие турецкого правительства в строительстве мечети. Ряд элементов внутреннего убранства главного зала был изготовлен в Турции: большая люстра главного зала, михраб и мраморная облицовка зала. Примечательно то, что мрамор был привезен из Канады, поскольку только этот сорт подходил для Москвы по климатическим условиям, обусловленным большими перепадами температур. За роспись внутреннего пространства стоит отдать должное турецким мастерам, которые великолепно исполнили свою задачу. По всем критериям и характеристикам Московская соборная мечеть стоит в одном ряду с такими известными объектами как мечеть Батуль-Футух в Лондоне или Римская мечеть в Риме, в одном ряду с лучшими мечетями Европы. Вывод из всего выше написанного напрашивается сам, результат реконструкции, потрясающий если не сказать невероятный. Архитектурный облик мечети уникален не только по внешним параметрам, но и по задумке разработчиков. Задумке, которая выделяет эту мечеть среди всех ее собратьев, но в тоже время вписывает ее в силуэт столицы. И я, как будущий архитектор, с уверенностью могу сказать, Московская соборная мечеть — несомненно шедевр современной архитектуры.
Раджап Абдурахманланы, член молодежного экспертного пула МКО QUMUQLAR