Свадебные адаты моздокских кумыков

       Народные традиции веками формировались и передавались  нашими мудрыми предками,  каждый обряд испытанный и проверенный временем был зеркалом души народа  и его самобытности в окружающем  мире. Кумыки , как этнос , веками создавали свои АДАТЫ  присущие только им, тем самым внеся свой оттенок в многообразную и красочную  картину обрядов, традиций и культуры народов Северного Кавказа. Приведем некоторые и поныне бытующие с небольшими различиями  у  моздокских(туменских) кумыков.

В своей основе кумыкские обряды опираются на  Адаты  и принятие Ислама узаконила многие из них, или наложила запрет на другие , внесла свои коррективы .   Со временем  обряды  кумыков были постепенно  приведены в соответствие с требованиям Шариата(свод исламских законов в котором есть и  соответствующие  разделы регулирующие  брак и семейные отношения). Шариат и Адат определяли внутрисемейные  отношения где главенствовал патриархат и все  беспрекословно подчинялось мужчине –отцу(кум. «ата»)- старшему в семье (кум. «ожакъ»- ячейка общества). Ответственность родителей за деяния детей была усилена канонами мусульманского права. Шариат всегда наказывает именно главу семейства за противоправные или противошариатские проступки совершенные его детьми.

Брачный выбор жестко регулируется  Адатом ,где в прежние времена учитывалась  сословная  принадлежность партнеров. Шамхалы (кум.-«царь»), князья, беки,  уздены- (кум.-«оьзден» вольный ,свободный) ,чагары-« земледельцы»,  кулы (кум.-«къул»-батрак ,прислуга) были обязаны придерживаться этого Адата  ,а Шариат регулировал только отношения их родства, в том числе молочного, и вероисповедания. Адатные нормы узаконили право отца на выбор брачного партнера для своих детей.

Кумыки, как и многие другие тюркские и кавказские народы, в вопросах определения свадебного возраста  больше руководствовались Адатом.

Сватовства как обряд придерживались только высшие сословия. Умыкание невесты осуждаемое и наказуемое обществом , было  формой  начала брака для  большинства простого народа.  Наказанием за похищение девушек было изгнание виновного (если произошло насильственное похищение) или виновных (если произошло похищение по обоюдному согласию) из села в качестве «къанлы» (кровная  вражда) до примирения старейшинами, а также штраф, размер которого зависел от желания обиженной стороны.

При сватовстве обычно определялся размер калыма(выкуп за невесту) и гебина (кум.-«гебин гьакъ»- по современному это страхование женщины на случай развода или смерти мужа, всецело и не делимо принадлежит ей). выплата и значение которых  предписаны Адатом и Шариатом.  Сумма калыма определяется Адатом, а выплата гебин-гьакъ — всецело предписывается Шариатом. Адатные нормы не только узаконили выплату калыма, но и строго прописывали его сумму для каждого сословия. В отличие от калыма, сумма гебина определялась и зависела от материального состояния и желания обеих сторон.

.      Скрепление брачных уз происходило за несколько дней и месяцев до свадьбы. Мусульманское право наложило ряд требований для исполнения бракосочетания, видное место среди которых занимал подбор свидетелей. Так, для заключения исламской церемонии бракосочетания у кумыков достаточно было двух свидетелей — мужчин, или одного мужчины и двух женщин, причем свидетелями могли  быть только люди  исповедующие ислам.

Перед обрядом бракосочетания невеста по предписанию Шариата должна была получить разрешение от отца – «фирман»(персид.-«указ»,кум.,иск.,-«пурман»-разрещение). В отсутствии отца разрешение на бракосочетание брали от опекуна невесты.  Обязательным было  его присутствие при  бракосочетании. Опекуном по Шариату мог быть только мужчина-мусульманин, в первую очередь ее отец или дед со стороны отца, брат или дядя. Если таковых не находилось, опекуном становился «кадий» — местный шариатский судья. Акт бракосочетания осуществляется  по Шариату, в то время как остальная часть свадебного, равно как предсвадебные  и послесвадебные  обряды осуществляется по кумыкским Адатам. Нормами Адата  регламентируется  также наказания за различные общественные правонарушения, которые происходили во время свадьбы (драка, ругань, похищение невесты, сквернословие и т. д.).  Любое правонарушение во время свадьбы считалось более суровым, чем в обычные дни.

В настоящее время без определенных знаний трудно различить где имеет место Адат  , а где Шариат .Это последствия  ухода старших поколений , которые твердо придерживались народных обычаев и строго следили за их исполнением. В последние 20-30 лет время произошел сбой в воспитании . Сейчас в  этом вопросе старшее поколение самоустранилась от своего права и обязанности  быть  наставниками  и учителями  народа,  отдав  право воспитания  в семью и в школу.   Не вина  современного  поколения молодежи,  что она мало  знает историю своего народа  ,его традиции и  обычаи , а наша общая беда. Всеми доступными способами нужно знакомить молодых с традициями предков .Старшим не стоить быть равнодушными и при каждом случае нарушения традиций твердо нужно вмешиваться ,не быть пассивными наблюдателями процесса деградации наших детей .Если по незнанию своему, молодой человек пересек ,не уступил дорогу старшему,-  нужно мягко напомнить ему обычай своего народа и указать на это, а не с укором смотреть вслед.  Молодым еще многое надо познать и они ждут  советов от старших, хотят знать свои обычаи и традиции   о которых им никто не говорит. И то что они их не знают – это вина прежде всего старших. Еще не поздно. Пока еще остаются   тонкие нити  традиций  определяющие нашу принадлежность к народу к которому мы хотим себя причислять.  Все дальше уходя от своих корней  теряя свою самобытность,  мы превращаемся  в массу «без роду и племени» .   Причина здесь очевидна и бесспорна — отсутствие должной  системной работы в воспитании молодежи в духе  традиций и обычаев  наших мудрых предков.

      До свадьбы

В старину понравившиеся друг другу молодые люди имели очень ограниченные возможности встреч и свиданий  в связи со строгостью нравов в прошлом. Это ограждало их от «вольностей» в добрачных   отношениях ,которое несло в себе позор и проклятье не только им самим ,но и их родителям и всему роду . Нарушившим Адаты  применялись очень жесткие меры ,вплоть до лишения жизни. Каждый мужчина в роду строго оберегал посягательство на честь и достоинство женщины своей фамилии. Тем не менее Адаты позволяли молодым кратковременные встречи и возможность общаться . Это  происходило в основном на свадьбах или иных торжествах , во время пути за водой в Терек , на  различных безвозмездных  общественных работах по взаимопомощи , называемые у кумыков «булкъа». К примеру, для изготовления домашних паласов и ковров необходимо большое количество шерсти ,и для его расчесывания  хозяйка дома созывала молодых девушек . Молодые парни  имели возможность заходит к ним на огонек ,благо специально на подоконник ставился самый яркий фонарь как бы давая знак парням что в доме собрались молодые девушки и у них есть возможность  выбрать себе невестку . А те кто уже раньше приглянулись друг к другу, таким образом  могли видеться и общаться . Эти вечеринки всегда проходили шумно и весело . Были шутки и прибаутки, различные розыгрыши, устраивались состязания  девушки и парня  в исполнении частушек и песен играя  в «шершеме»- прутик нарезанный вдоль на  шесть частей как бич  , которым  легко побивали сидящего рядом парня или девушку пока  не расскажет веселую историю или не споет .  «Шершеме» передавалось по кругу и таким образом в игре участвовали все. На вечеринку могли зайти любые компании парней. Для этого было достаточно поприветствовать присутствующих ребят и сказать им  слово «ЁРУКЪ»- означающий  буквально « уступи дорогу» и они без ссор и обид покидали дом, давая возможность другим компаниям ребят общаться с девушками.  Как «плата» за вход парни приносили семечки ,кукурузные хлопья или  сладости  для угощения девушек .Строгие старшие могли вмешаться , если что то переходило за грань дозволенного.

При невозможности переговорить с девушкой в иных обстоятельствах ,в крайнем случае парень мог со своим близким другом прийти к соседу девушки и убедив его в чистоте своих намерений ,просил организовать кратковременную встречу в его доме.  Если она  была  не против  и у отца других причин отказать не было, он  мог отпустить дочь под  ответственность соседа. Встреча могла состояться только при свидетеле со стороны хозяина дома- дочери или другой  молодой женщины. После встречи сосед также лично отводил девушку домой  и благодарил ее отца за оказанное ему доверие.

                                       Сватание

Главную роль в выборе невесты   отводилось родителям . Как устоявшие Адаты ,так и законы Шариата обязывали родителей  ответственно относиться  к помолвке и связыванию родственных уз. Не всегда  тяга  молодой  девушки к приглянувшему парню заканчивалась помолвкой, так как в старину были определенные ограничения самостоятельного выбора будущего супруга .В первую очередь решающую роль играла слово родителей и членов рода(по кум.-тайпа). Существующие у кумыков  в старину социально-классовые  группы ,  дружеские взаимоотношения  родителей с обеих сторон , отсутствие между семьями близко- родственных отношений , кровной мести , пусть даже  в далеких коленах и т.д. имели огромное значение при выборе невесты. Кумыки считали, что добрые отношения между родителями  способствуют укреплению брака молодых , ограждают молодую пару от скороспелых необдуманных решений и разводы бывали очень редки и только при наличии серьезных на то причин. С раннего возраста  девушку  готовили к тому что ей придется в замужестве жить в другом доме,  что она должна почитать и уважительно относиться к родителям и  родственникам мужа,  принимать особенности  семьи в которую она войдет.

Когда приходило время женить сына и имелась выбранная девушка, к ее родителям посылались сваты (кум.-«гелечи») из числа уважаемых , пользующихся авторитетом и влиянием старейшин. Первый визит их ограничивался  известием  о намерениях и желании родителей парня . Соблюдая правила приличия  и уважительно относясь к сватам, родители девушки не могли сами  давать свое согласие или отказ . И по ныне существующему  обычаю, важные вопросы в роду решал старейшина фамилии и, в дальнейшем все формальности возлагались на него. . И тот назначал день когда сваты могут придти за ответом .  Посоветовавшись ,узнав мнение родственников а также желание девушки, глава рода выявлял отсутствие каких либо преград или наоборот  наличие  таковых , и принимал соответствующе решение .Второй визит сватов был самым важным ,так как на этот раз глава рода должен был дать дипломатичный отказ и или если дают согласие на брак ,то указать день уплаты  «калыма» , «гебина» и  дату помолвки . Иногда сватам приходилось посещать родителей невесты 3-5 и боле раз для согласования различных моментов и определения даты свадьбы.

                                                                       Адат  похищения

Здесь  нужно отметить ,что при отказе со стороны родителей девушки по каким ли причинам молодые люди прибегали к похищению девушки. Изначально это  осуждаемый и наказуемый поступок . Похищение могло быть как с согласия девушки так и против ее воли. И в разных случаях наступали различные последствия. В любом случае это считалось за посягательством на честь девушки , оскорблением всего рода , приводило к  вражде двух родов иногда с жертвами . Похищенную девушку обычно укрывали   у близких друзей или родственников у себя  в селе  или в соседних аулах. Похитители были обязаны  в самый короткий срок также поставить  в известность  родственников  девушки и указать место ее нахождения , для чего отправляли гонца к родителям девушки. Это делалось для смягчения  последствия похищения, так как ни кто не мог предугадать реакцию родственников невесты  за долгое исчезновение дочери.

Каждый  род у кого находилась девушка,  был обязан защищать   и не возвращать ее,  если  она по желанию соглашалась оставаться в этом доме , даже в случае если родственники силой захотят ее вернуть. Это иногда имело   тяжелые последствия вплоть  до человеческих жертв с обеих сторон. Чтобы не допустить этого , кто то из старейшин становился между двумя группами молодежи . Уважение к старшему и его окрик отрезвляли  горячие молодые головы от силовых действий. Обычно старейшина  предлагал решения устраивающие обе стороны. Оно заключалось в том что   один или двое из  родственников девушки   зайдут  к  ней без оружия, не причинят ни кому вреда и в присутствии многочисленных свидетелей коротко расспросят девушку и  в соответствии с желанием девушки  оставят ее у похитителей или вернут домой . Группа же  похитившие девушку так же давали слово, что если девушка захочет вернуться  к родителям ,то  препятствовать  этому  не станут  и что дальнейшее будут решаться  старейшинами. Если дело не доходило до сватания и  ныне существует обычай называемый  «СЫЙ ТАРТЫВ» — когда по требованию родителей похищенной , сторона похитившая девушку обязана через старейшин уплатить определенный  штраф семье девушки и взять обязательство о прекращения притязаний на нее.

В настоящее время  адат похищения изживает себя , редко молодежь прибегает к такому варианту женитьбы. Это   единичные случаи  происходят в основном с обоюдного согласия молодых  романтиков ,отдающие дань традициям седой старины.

                                                    Жених и невеста до свадьбы

У кумыков  существуют  два варианта ведущие к помолвке и соответственно   различные обряды и обычаи на каждый случай. В случае когда  помолвка происходила через сватание , девушка до свадьбы оставалась в доме родителей. Она имела возможность посещения родственников , соседей  ,присутствовать на каких либо торжествах близких ,но всегда при этом должна была сопровождаться кем ни будь из своих родственниц. Скромное поведение и даже стиль одежды  ,  завязывания платка и т.д. , должны были   подчеркивать, что девушка засватана . Родственники ,соседи ,друзья  родителей девушки ,  обычно до свадьбы оказывали  помощь в подготовке приданного. Одни родственники вносили скромную по возможности денежную сумму ,  другие по согласованию с родителями  дарили необходимую мебель, домашнюю утварь.  Заранее покупались подарки для родственников жениха — ковры  , паласы , отрезы для платья, рубашки ,  украшения , подарочные полотенца ,носовые платки , игрушки для младших. Все это  доставлялись в дом жениха в день свадьбы следом за  невестой в сопровождении одной из снох ,которую  величали АБАЙ  КЪАТЫН -«старшая» , которая  гостила в доме жениха до окончания свадьбы . АБАЙ присутствовала при  обрядах касающейся невестки ,следила что бы сопровождающим невестку  подругам  и родственницам были уделены должное внимание. Также приданное сопровождал АРБАБАШ — мальчик , близкий родственник невесты, которого  принимали с почетом и дарили деньги или подарок.

Девушка которая была похищена,  оставалась  в том доме где ее укрыли -  «ГЕЛИН ТЮШГЕН  ЕР» -буквально «дом где находится невеста». Ее положение было строже. Она не имела право выходит за ворота ,посещать какие либо мероприятия .Если во двор к хозяину дома  по случаю заходил посторонний мужчина или женщина  , девушка должна была прятать лицо , отворачиваться или заходит в дом , таким образом проявлять  уважение .А тот в свою очередь был обязан поблагодарить ее за этот знак уважения. Приданное  ей до свадьбы не готовили и  на свадьбу ее забирали из того дома где она была укрыта. При этом ни угощений и  торжественных мероприятий не предусматривалось .

Жених  находился в доме близкого друга ,становясь ему братом  и УЛАНОМ  — «сыном»   его родителям , а дом почетно называют «УЛАН ТЮЩГЕН УЬЙ»  — «дом  УЛАНА»- т.е. жениха  Живет у них до свадьбы  и еще не сколько дней после . Он должен  избегать встречи с родственниками невесты , также с любым старшим мужчиной или женщиной  и при случайной встрече стараться быстро уходить. Те в свою очередь вслед должны благодарить его за оказанный знак уважения говоря « САВБОЛ. НАСИПЛИ БОЛ. АЛЛАХ  САГЪА РАЗИ БОЛСУН»- « СПАСИБО ,БУДЬ СЧАСТЛИВ , ПУСТЬ АЛЛАХ БУДЕТ ДОВОЛЕН ТОБОЙ!

                                   Кумыкская свадьба

Самое запоминающее событие в жизни новобрачных конечно  свадьба и кумыки еще в 70-ые годы прошлого века отмечали его три дня подряд.  Свадьбы старались играть к концу лета и начала осени , заканчивались полевые работы ,собран урожай , было время изобилия фруктов и овощей и большая часть односельчан могли посетит торжества.

Первый день свадьбы  называемый  АЛЬХАМ ТОЙ ( буквально –«открывающий» ,название связано с началом первой суры Корана и тем самым подчеркивает особую важность бракосочетания в Шариате.)  проводился  в узком кругу соседей, родственников , друзей и  посвящался  уплате калыма и гебина стороне девушки и было как бы известием для односельчан о начале торжеств .  Празднично одетые старейшины посещали родителей невесты и после передачи  калыма и гебин-гьакъа их обильно угощали и с небольшими скромными подарками они возвращались в дом жениха ,где читали Мавлид в честь Пророка , пожелания семье ,родственникам и молодым. Вечером молодежь  устраивала танцы , пела песни , весельчаки и балагуры  организовывали  шутливые сценки .

На второй день  который назывался ГИЧЧИ ТОЙ (кум. «малая свадьба»)   в разные  кварталы (аулы ) и в соседние села отправлялись гонцы из числа молодых парней и девушек , которые должны были  каждого пригласить персонально — женщин отдельно , мужчин отдельно, за  исключением тех кто были в трауре. Примечательно   что и жених с друзьями, как только стемнеет,  должен были сев на коней или пешком  приглашать лично. Днем жених с друзьям  также  заготавливали  достаточное количество дров для варки котлов. Молодежь по домам собирали   столы ,стулья  , посуду , большие варочные котлы  и при этом разрешения  хозяев  особо не требовалось , отказать ни кто не мог . В этот день также резали скот и птицу, готовили различные блюда и сладости. Ближе к вечеру когда заканчивались основные приготовления  накрывались отдельные столы для мужчин и женщин ,играла музыка, устраивались танцы . Выбирались  ГЕНЕВЁРЫ – руководители следующих главных свадебных мероприятий из числа уважаемых и авторитетных  людей ,знатоков обрядов и обычаев. Главным распорядителем и руководителем  был ХАН.  В помощники ему выбирались  ГЕНЕРАЛ- ответственный за порядок , проведения обрядов ,  поездкой за невестой и других мероприятий. Другой   помощник   называемый КАЗНАЧЕЙ вел учет  денег и  подарков от гостей и родственников. Эти трое руководили свадьбой соблюдая  обычаи и  традиции и ни кто ,в том числе  хозяин дома ,не имел право вмешиваться в их  действия. Для помощи им также из числа друзей жениха выбирали двух ЧАВУШЕЙ  которые подчинялись ХАНУ .Один из них назывался «ханский»   ,а второй –«свадебный» .

Третий день свадьбы  назывался УЛЛУ ТОЙ (кум. — «главная  или большая свадьба»).  С утра ставятся  большие варочные котлы , готовят различные блюда. Мясо варят и подают как большими кусками так и в виде рагу «кум.-«къувурма». Плов , различные пироги:  с мясом –«эт чуду» , с сыром-«бишлакъ чуду»  ,  из внутренностей животных «карын –«чуду» , домашняя вареная колбаса «сохта» , салаты овощные ,фрукты , ягоды ,всякие сладости и соки подаются на столы гостей.

Издавна  у кумыков  не было строго определенного времени посещения свадьбы .Каждый приглашенный волен на свое усмотрение и в удобное для него время в течении дня посетит торжество. Здесь  в генах каждого кумыка крепко отложилась идущая из глубины веков степная вольность и не терпимость к ограничению личной свободы.  По этому  гости   отельными  компаниями и группами   посещают свадьбу  с середины дня и до глубокой ночи. Некоторые  приняв угощения , посидев пару часов и сделав подарок невесте , поблагодарив хозяев и высказав свои пожелания покидают свадьбу. Другие же, любители застолья  и шумного веселья , могут   пировать  хоть до утра и это не считалось неприличием. Желание гостя было всегда превыше всего. Прибывающих гостей встречают у входа во двор хозяин и самые  близкие родственники , пожилые сидя на скамейках, те кто помоложе — стоя. Пока идут обоюдные приветствия и пожелания  этой группе гостей быстро накрывают стол. Обслуживание гостей всецело возлагалось на близких друзей жениха , именно близких друзей , а также на молодых родственников и соседей . Гости после приветствия родственников  обязательно должны были   приветствовать ХАНА лично или через ЧАУШЕЙ ,спросить его дозволения сесть за накрытый стол. Также компания должна избрать себе старшего стола –«ТАМАЗА» ,который отвечает за порядок и нес ответственность за это перед ХАНОМ. Без причины покидание стола без разрешения ТАМАЗЫ и шатание по свадьбе не приветствовалось и считалось дурным тоном .  Сидящий за столом молодой человек должен был стать со стола при появлении на свадьбе своего старшего родственника проявляя  ему знак уважения, пока по поручению ТАМАЗЫ , кто ни будь из друзей не спрашивал разрешения у  старшего.  Компанию или лиц ведущих себя не прилично ХАН предупреждал через помощника  .  Случай если ХАН лично подходил к  столу для наведения порядка считалось большим  позором и допустившие это сами покидали свадьбу. Уходя со свадьбы  любая компания гостей также спрашивала разрешения ХАНА покинут торжество.

Распорядитель свадьбы ХАН со своей свитой  сперва посещали «дом где находится жених» ,тем самым оказывая уважение и почет хозяину дома, который  по случаю резал барана и  накрывал для них стол  с угощениями . После непродолжительного пира шли   на  свадьбу и усаживались за торжественно оформленный  стол  называемый «ТАХ» -«трон» в   доме жениха где будет находится невеста. Женщинами из числа родственниц  заранее устраивается ЧАТЫР -ширма за которой должна  все время находиться  молодая .Его устраивают в дальнем от входа в одном из углов ,так чтобы невеста находилась справа от Ханского  «трона» . Ширму эту специальным нарочным юношей присылают от дома невесты, за это ему  полагается  подарок и обильное угощение.

ХАН  со своими помощниками  самым первым долгом  приглашают к своему столу     старшего рода или хозяина дома. Каждый кто приглашен к столу входя приветствует ХАНА словами «ТАХЫНГ БИЙИК БОЛСУН» означающий « Да возвыситься твой трон.» После приветствий  и счастливых пожеланий хозяину , молодым и всей родне , ХАН  испрашивает разрешение и принимает от хозяина все права и полномочия проведения торжеств с соблюдением всех адатов и традиций.  Дальнейшая   забота  хозяина сводиться  к встрече гостей , контролю через младших родственников чтобы все приглашенные были накормлены и обеспечены вниманием.

Далее  ХАН через своих помощников ЧАУШЕЙ в дом приглашает по одному или  по двое   прямых родственников жениха обоего пола и начинается шутливый обряд называемый  «БАЙЛАВ»  буквально означающий «связывание». После приветствий и пожеланий ХАН угощает со  своего стола приглашенных предлагает бокал с напитком или сладость , от которого отказаться нельзя , а в это время  один из помощников ХАНА начинает стучать каким либо предметом по находящейся на столе чаще . Это означает что приглашенный должен внести не большой «выкуп»  в казну ХАНА , иначе его будут  долго «кормить и поить» ,а родственники по обычаю должны  не на долго отлучаясь  быть постоянно у входа во двор и встречать гостей. По этому приглашенные откупаются  и вносят не обременительную сумму .Так к Хану вызываются близкие родственники , а тем кто отказываются от посещения «трона» применяли какое  ни будь шуточное наказание. Так в старину ЧАУШИ   по указанию ХАНА  могли «отказника» — мужчину под смех и шуточные реплики присутствующих привязать цепью или веревкой к столбу , к дереву и не развязывали  пока кто- то его не выкупить. Или повесить на шею пустое ведро пока не откупиться. Женщине могли повелеть как откуп принести к столу ,к примеру поджаренного гуся. Отсутствие этой птицы  у хозяина свадьбы  не бралось во внимание. Она должна была это исполнить  . Если женщина не могла исполнить поручение ,то кто из родственников ее «выкупал». Смысл  обряда был  в том ,что бы гостям показать ,что эти приглашенные  к ХАНУ люди являются самыми близкими родственниками хозяина торжеств и своего рода их представление приглашенным  гостям .

Далее ХАН   перед возвращением кортежа с невестой усаживаются во дворе за уже накрытый  стол- «трон» и рядом располагаются музыканты . Традиционно кумыки играли на свадьбах на гармонике «комуз» , барабане и  бубне  называемый  «теп»  или «накъыра» используя маленькие палочки или без них. В старину танцы начинались после заезда кортежа невесты во двор .Танцевальную часть открывает выход в круг  мужчины и женщины старшего поколения. Их заранее выбирают из числа родственников или других близких. Эта пара должны быть примерными семьянинами, не бездетные , живущими   в браке без развода , тем самым желая и молодым такой же супружеской жизни. Далее после них   приглашают в круг гостей и других желающих  танцевать . Порядок и организацию  танцев  осуществляют два ЧАУША  из свиты ХАНА. У  обоих имеется маленькие короткие палочки ,  украшенные бантами  и ленточками называемые «СЮЙДЮМ ТАЯКЪ»  — «палочки влюбленных» . Прикосновение плечика парня или девушки  или указание палочкой означает приглашение на танец. Но раньше его использовали иначе чем сейчас. ЧАВУШ вручал ее парню желающему станцевать, тот ее вручал  понравившейся  ему  девушке и приглашал ее на танец. Она в свою очередь  могла вернув тому же парню станцевать с ним  по второму кругу или  передавала палочку другому парню и танцевала  уже с другим. Так палочка ходила по кругу и давала возможность  встретиться на танцах и таким образом выразить свою симпатию понравившейся девушке. Оттуда и название «СЮЙДЮМ ТАЯКЪ»

Организацией поездки за невестой   занимались  ГЕНЕРАЛ и ЧАВУШИ.  В это время на свадьбе появлялись ряжённые шуты ,называемые «ДЖУХУРУ», одетые  в на изнанку овечьи шубы  ,в больших разноцветных войлочных масках увенчанных бубенчиками и разными побрякушками . Это были кто то из друзей или соседей . Иногда переодевались и бойкие  девушки из родственниц. Они развлекали гостей и присутствующих шутливыми сценками ,порой дерзкими , оставаясь не узнанными .  Все их  действия  только усиливало веселье ,особенно детей. Также они участвовали  в поездке за невестой.

Свадебный кортеж в старину составляла  арба или  повозка , на которой сидели ГЕНЕРАЛ с ЧАВУШАМИ ,музыканты  ,несколько девушек ,ряженые . Эскорт  сопровождала группа молодых всадников , которые  устраивали скачки , джигитировая показывали  свою удаль. При подъезде к дому невесты ворота закрывались молодежью из числа родственников невесты ,требуя  выкуп за въезд. ГЕНЕРАЛ немного «поторговавшись» под шутки и прибаутки, из казны ХАНА  выделял оговоренную  сумму и кортеж  заезжал во двор. В прежние годы  в плоть до 80 –х годов прошлого века в доме невесты больших пышных торжеств не проводили .  На проводах присутствовали в основном близкие родственники и соседи. Накануне вечером от  дома жениха присылали полпуда мяса , пуд муки и приготовленной из них едой угощали  присутствующих и на этом ограничивались. Современных  пиршеств с приглашением музыкантов и пышного подобия    свадьбы  с музыкой  у кумыков не было — это не из наших традиций. Эти бесполезные расходы и траты  не приносят ни какой пользы ни родителям ,ни самим молодым. А самым главным вредом является снижение важности свадьбы в доме жениха, шагом  оскорбления  его главенства в создающейся новой семье. Уход  дочери из родного очага в другой дом  ,  в другую семью считалось потерей и должно отдавать грустью. Традиционный «ПЛАЧ НЕВЕСТЫ» перед покиданием отчего дома идущий  из глубины веков у многих народов тому подтверждение,  поэтому торжества должны   были скромными.

После приветствий и  скромных угощений ,приехавшие за невестой молодежь устраивала небольшие танцы . Если в роду невесты или у близких , даже соседей  был не оконченный срок траура по кому- либо, то  музыка вообще не звучала. Генерал после многочисленных добрых пожеланий жениху и  невесте, обоим связывающим родственными узами семьям  и всем родственникам , спрашивал у старейшин разрешение увезти невесту. Те в свою очередь особо подчеркивая,  что невеста уже принадлежит жениху и его роду  , с добрыми напутствиями и пожеланиями  разрешали  выводит невесту из дома.

По обычаю из дома невесту выводит ГЕНЕРАЛ, как лицо официально отвечающий за соблюдение АДАТОВ,  в сопровождении ЧАУШЕЙ ,подруг невестки и девушек приехавших со стороны жениха. То что в настоящее время вывод  невесты из дома братом или другим близким  родственником  , осыпание дороги  цветами и прочие новшества — чужды  традициям кумыков и нет объяснения их смысла.  Это делают не уважающие свои традиции  и обряды невежественные  люди .  Невеста также одевалась в нарядную  национальную одежду. Пышные европейские наряды с обнаженными  частями тела  , покупающиеся на десятки и сотни тысяч рублей, обременяют  и так многочисленные  расходы родителей . Нужно возвращаться к своим традициям и невеста должна быть в своей национальной одежде. Нарядное нераспашное платье кумычки  называлось «къабалай»  со специальным  нагрудником   нашитыми серебряными украшениями –«къаршумалар» или «полуша» или «полушур» -  платье с отрезным по линии талии лифом, облигающим  фигуру ,с широкой , длинной юбкой ,  со шлейфом  называемый  «куйрукъ». Были еще распашное «арсар» , «бузма гёлек»  . В этих национальных платьях невеста выглядит  на много прекраснее , привлекательнее. Девушкам надо  чтить  традиции своих предков .Это только  повышает их авторитет в глазах своего народа.

Также шумно   свадебный кортеж  возвращался с невестой. По пути  группа молодежи  могла перекрыть дорогу  и требовать выкупа за проезд. Это происходило с шутками и весело и за небольшую сумму  или подарок , со счастливыми пожеланиями жениху и невесте  дорогу освобождали. Тожественный въезд невесты во двор жениха сопровождался традиционной стрельбой в воздух из ружей и пистолетов. Это поручалось близким взрослым родственникам жениха ,умеющим обращаться с оружием.  Этот обычай связан с отпугиванием злых и  недобрых сил препятствующим счастливому браку,  а так же извещает округу  , что невеста уже вошла  в дом жениха. Вот его  смысл , а не пугающая стрельба из автоматов из окон автомобилей свадебного кортежа  по улицам чужих городов и сел , где мало что  знают о наших традициях и  воспринимают это как хулиганство.

В дом   невесту заводит  ГЕНЕРАЛ в сопровождении ЧАУЩЕЙ.  Путь  невестки в дом  осыпают конфетками  желая сладкой жизни молодым  и обычно эту почетную процедуру выполняет женщина из родни жены брата или дяди жениха ,тем самым отмечая добрые связи   с которыми уже ранее породнены. Их называют «КЪУДАЛАР»

При входе в дом , ГЕНЕРАЛ раскрывает сжатую в кулак ладонь невесты  и открытую ладонь прикладывает  над проемом двери .Сжатый кулак ,которую девушка старается не разжимать, означает желание  войти  в дом «властной  хозяйкой». Разжимание кулака и прикладывание  ладони означает, что она соглашается  с тем ,что здесь уже есть хозяин в лице мужа  и она входит  смиряясь , с чистыми намерениями,  как и ее открытая  ладонь. Это шуточно-поучительное действие проходит весело и со смехом. За тем ее вводят под шатер и она там находиться  до окончания свадьбы.   Далее идет обряд «БЕТ АЧЫВ»  — снятие вуали с головы невесты и показ невесты  присутствующим в доме старшим  родственницам. В присутствии ГЕНЕРАЛА , родственниц и гостей , ЧАУШ   нанизывает  на  палочку, а в старину на острие кинжала  ломтик хлеба как символ достатка ,называемый у кумыков «БЕРЕКЕТ» – откидывает сначала сам шатер, а за тем и  вуаль  с головы невесты . Под шумные приветствия и пожелания невесте начинались  смотрины . На губки невесты  наносили мед ,желая такой же сладкой жизни. Учитывая старшинство, близость родственных отношений , невестка молча приветствовала всех присутствующих женщин и при этом ей объясняли  кто кем приходятся  жениху. Мужчины — родственники  при желании также заходят на смотрины в любое другое время и невестка должна каждому дать какой ни будь скромный подарок . Со всеми  невестка должна  соблюдать «АДАТ МОЛЧАНИЯ» до тех пор пока ее «разговорят» . По времени это могло длиться  по разному , учитывая близость родства. Например , с отцом мужа невестка должна была соблюдать этот обычай всю жизнь. Для прерывания «молчания» существует  обряд , называемый «ГЕЛИН СЁЙЛЕТЕ». Желающий разговорить просит невестку принести  чашку с водой  и спрашивает что  с ней делать?. Та должна сказать» ПЕЙТЕ» и тот  пригубив с  пожеланиями и напутствиями  должен отблагодарить ее каким ни будь подарком за знак уважения. Чем дольше невестка соблюдала  «молчание» -тем ценнее  и подарок.

В это время от «дома где находиться жених» , на свадьбу приходят  посланцы  с большим подносом «ТЕПСИ» из всяких угощений и  сладостей  к столу ХАНА, частью которой  он должен щедро делиться с другими гостями. Молодого парня или девушку представителя этой семьи  женщина-АБАЙ опоясывает  вуалью «БЕТ ЯВЛУКЪ» снимаемой с головы  невесты во время смотрин. Пояс  украшают различными подарками от невесты — косынками, ,отрезами для платья, носовыми платками и он  исполняет обрядовый  танец « ЭН ТАГЪЫП»-   «танец пояса». Это знак уважения  и почтения невесты  к семье , где поселился  жених.

В доме накрывают стол для  невесты  и тем  кто  ее сопровождали. Это  «АБАЙ» и «КЪУДА КЫЗЛАР» -  5-10 близких родственниц и подруг.  После через  определенное время  на танец в круг приглашают персонально каждую из этих девушек .Все они должны были хоть раз станцевать на свадьбе своей подруги . После обряда принесения подарков, девушки кроме одной близкой подруги покидают свадьбу и их сопровождение до дома возлагается на родственников жениха.

В танцах не допускалось вольностей в отношении  девушки. Чрезмерная близость напарника ,  его  намеренное прикасание к девушке во время танца, а тем более ее притеснение между столами гостей считалось   как оскорбление  достоинства девушки. Это могло иметь тяжелые последствия для обидчика, брат  или  родственник девушки мог и за кинжал взяться . Уважающая себя девушка также должна была держать расстояние приличия и при не тактичном поведении  покидать круг, а это уже  считалось позором для парня. Классический кумыкский свадебный танец предполагает  парню находясь ближе к центру круга ,водит девушку  большими и малыми  кругами  используя вытянутую на прямую   руку и согнутую в локтях другую для изменения направления движения девушки. Идеалом танца считалось когда парень  вел девушку на расстоянии  и она подчиняясь малейшим движения руки напарника делала круги или полукруги. При быстрых, зажигательных движениях парня ,девушка старалась танцевать малыми  кругами , соблюдая расстояние приличия, а вовсе не наоборот ,как сейчас делают молодые люди бегая вокруг девушки с непонятными движениями из смеси танцев  чуждых нам культур. В старину не умеющий танцевать в круг не выходил — это считалось позором .По этому случаю у кумыков есть  соответствующая поговорка,  каждый старший это знает. Красиво танцующую пару долго не выпускали из круга осыпая их денежными купюрами  с криками «АШ-ШАБАЗ». Поэтому молодежи  надо  учиться красиво танцевать на свадьбах  свои  танцы под свои национальные ритмы.

Ближе к вечеру  жених первый раз посещает свадьбу. Это обряд почитания старших родственников и благодарение их .  За ним  в дом его нахождения ,где он пирует со своим друзьями и кунаками отправляется ГЕНЕРАЛ и еще несколько человек  с ЧАУШАМИ  . В это время дома должны находиться вся семья  и перед ними  ГЕНЕРАЛ произносит благодарности  и пожелания семье и родственникам за то,  что они приютили жениха , отнеслись к нему как сыну и брату.  Напоминает жениху ,что отныне он крепко связан с этим домом , в радости и горе должен быть рядом с ними и пронести это через всю жизнь. Должен уважать и почитать эту семью не меньше своего. С такими пожеланиями и наставлениями взяв дозволение  у хозяин дома  забирает жениха  на свадьбу для проведения обряда «БЛАГОДАРЕНИЕ  СТАРШИХ».

Приближении жениха к свадьбе извещается  громким пением  героических песен . К этому времени группа старших мужчин и женщин  из числа родственников образуя полукруг , у входа на свадьбу встречают свиту жениха. ГЕНРАЛ от имени жениха всех их приветствует , произносит пожелания и благодарность за их участие в бракосочетании , за организацию свадебных торжеств . Жених в  знак благодарения каждому молча преподносит большую чашу со сладким  напитком «ШЕРБЕТ». Отпив  три глоточка,  каждый в свою очередь прославляет и благодарит Всевышнего , высказывает свои пожелания молодым. Как только завершается обряд ,  по знаку ГЕНЕРАЛА жених должен быстро покинуть двор. Задержка и замедление влечет  шуточные удары прутиками ,которыми заблаговременно запасаются некоторые свидетели обряда.

В конце первой половины вечера  ХАН    останавливает танцы  и через ЧАУШЕЙ  всем объявляет время обряда «САВБОЛ». К этому времени в комнате ,где находится невеста ,  ставят стол на которой должно быть одна тарелка с ломтиком хлеба и щепоткой соли и три сосуда для питья. ХАН со свитой переходит туда и садится за стол для приема подарков для невесты. Первыми обряд начинают самые близкие родственники. Подарок может быть как денежный  ,  так и материальный. Существовала определенная денежная сумма и ценность  подарка в зависимости от родства. В настоящее время порой некоторые  доводят до огромных сумм, что при разном уровне жизни населения приводит к обременительным расходам . Принимая  подарок ГЕНЕРАЛ громко озвучивает имя подарившего, его родство с женихом и благодарить каждого за сделанный подарок.  Золотые украшения сразу же цепляют на невесту . КАЗНАЧЕЙ свадьбы все это вносить в список подарков.

После  завершения  обряда «САВБОЛ»  ХАН  через своих ЧАУШЕЙ  приглашает в дом жениха для обряда «Благодарение за подарки». При этом кроме невесты , ее АБАЯ  никто из других лиц  не присутствует .Жених наполняет чащу с напитком  символизирующий  благодарность  жениха и невесты гостям  , родственникам ,  ХАНУ с его свитой,  за их участие в торжествах и подарки.    Невеста молча подносить чащу с напитком  ХАНУ и  его свите, каждый из которых спрашивает у невесты что делать с этим напитком? Ее  ответ»ПЕЙТЕ» означает что с этого момента невеста может общаться со всеми ,кто не входить в круг родственников для которых действует « АДАТ МОЛЧАНИЯ НЕВЕСТЫ». Каждый из них произносить в честь молодых тост ,  наставления и пожелания счастливой жизни .Отпив ,чащу возвращает невестке , которую жених снова наполняет и так по кругу вся свита ХАНА поздравляет молодых. После этого жених покидает свадьбу ,а ХАН со свитой продолжают руководит свадьбой во дворе .

К этому времени большинство гостей расходятся и остаются молодежь и родственники. В полночь ХАН приглашает к столу хозяина дома или старейшину рода.  После многочисленных пожеланий молодым и всему роду ,извещает его о том ,что все обряды и традиции соблюдены  и  официальная часть свадьбы завершена. Хозяин дома в ответ благодарить ХАНА и его свиту за организацию свадьбы . В недалеком прошлом свита ХАНА пировала до рассвета , когда  невестка  с  подругами и друзьями жениха должны  сходит за водой в Терек. Невеста воду набирала в  кувшин  «акъчалыкъ», а  сопровождающие его должны были в шуточной форме мешать ей набрать воду. Считалось чем полнее удастся  невесте заполнить кувшин ,тем хорошей  в дальнейшем  хозяйкой  она будет в доме. Этот обряд  означал первый выход невесты за пределы дома и показ невесте «водной тропы» , а принесенная с реки  вода — как основа  жизни , символизировала «БЕРЕКЕТ»- достаток и благополучие в  созданной новой семье.

Обряд брачной ночи обычно проводился на вторую или третью ночь. К этому обряду относились строго по адату и по шариату. После того как мулла или кадий в присутствии двух свидетелей засвидетельствует брак по шариату молодые могли первый раз встретиться как муж и жена. Сопровождавшая  невесту АБАЙ, двое близких друзей жениха,  а также кто то из старших женщин  « дома  где живет жених» должны засвидетельствовать  целомудрие невесты. Это существующий у многих народов  обряд использования «белого платочка».  После этого обряда  АБАЙ – КЪАТЫН  получив подарок от   жениха,  ( эту определенную сумму денег жениху для подарка выделял ХАН из своей казны  ) с большим почетом покидала дом жениха .Белый платочек как доказательство целомудрия невестки она(Абай) передавала матери девушки.

В исключительных  случаях ,когда   невестка не «чиста»   , жених сразу же давал развод, для чего было достаточно три раза сказать «ТАЛАКЪ»-(РАЗВОД). Не считался достойным мужчиной   поступивший не  по АДАТУ и его ждало презрение и позор в обществе. Жених был обязан выпроводить  невестку  через  окно  при  этом сказать:  « С честью вошла   через порог ,- за свое бесчестье выйди теперь через окно» Так, опозорившую себя девушку в сопровождении АБАЯ  пешком отправляли домой.  На такой  случай  родной брат  или другой самый близкий из родственников девушки, затаившись не далеко ,  обязан был убить ее при таком  позорном появлении   за воротами  жениха . Таким , очень жестоким по нынешним понятиям адатом, наши предки  охраняли честь и нравственность ,  даже если  было необходимо прибегать к  лишению жизни близкого человека.

Жених после брачной ночи  2-3 дня продолжал жить у друзей пока родители не пригласят его домой. Невестка также не должна  выходит  из своей комнаты , пока родители жениха не поблагодарят ее за целомудрие и разрешат ей заняться домашними делами.  Первые недели молодые не должны присутствовать вместе при родителях и других старших в знак уважения к ним.

В течении двух недель после свадьбы, родители  парня  с подарками наносили первый визит к родителям невестки.  Девушку  первый раз в гости к своим родителям отпускали   не раньше 3-5 месяцев и на короткий  2-3 дня срок,  т.к.   она была засватана и   до свадьбы жила в доме родителей  и ее  приданое привезено в день свадьбы.  Девушка ,которая была помолвлена адатом похищения , также через 3-5 месяцев после свадьбы гостила в доме родителей ,но уже 2-3 недели ,пока ей  родственники соберут  приданое.

И поныне эти обряды в основном не утратились и сохранились. С течением времени они конечно изменились, кое- какие потерялись, что то появилось новое  и выстроившись в единое целое составляют   адаты и традиции нашего народа.  Они создавались многовековым  опытом и наблюдениями многих поколений  наших предков, имеют  точный смысл и огромное воспитательное значение. Народ желающий сохраниться как  этнос не должен пренебрегать мудростью ушедших старших, и каждый  из нас обязан  помнит и хранит их заветы  во  имя сохранения  национальной  идентичности  будущих поколений. Мало носить имя  какого либо народа и причислять себя к нему, а им надо быть. А что бы  им  быть – нужно чтить его традиции и обычаи.

                                                                                                Саид Ярбаш. Северная Осетия.

             (Основные положения  в начале этой статьи взяты из работ кумыкских авторов ) 

Related posts:

comments powered by HyperComments