В раздумьях о судьбе народа: портрет на фоне эпохи
К 150-летию Нухая Батырурзаева
В этом году исполняется сто пятьдесят лет со дня рождения классика кумыкской литературы Нухая Батырмурзаева. Когда я называю его классиком, то нисколько не лукавлю против истины, ибо его по праву, можно считать зачинателем качественной кумыкской прозы. На мой взгляд, он наряду с Абусупьяном Акаевым, Темир-Булатом Бейбулатовым, Манаем Алибековым и Адилем Шемшединовым является представителем кумыкского модернизма. Каждый из перечисленных внёс в эту лепту нечто своё. Первый явился первопечатником и основоположником новометодного образования в Дагестане, второй пытался реформировать кумыкскую поэзию и, безусловно, прибавил ей многогранности, третий совмещал в своей деятельности работу инженера, литературу и пропаганду джадидизма (новометодного образования, подразумевавшего, в частности, изучение не только религиозных, но и светских наук). Шемшединов же был автором прекрасных по стилю и содержанию публицистических статей, а также литературной обработки различных жанров кумыкского прозаического фольклора. Нухай, как мы уже отметили выше, заложил основы кумыкской прозы.
Но что мы собственно знаем о Нухае Батырмурзаеве? Родился он в Аксае в 1865 году. Помимо родного кумыкского, владел арабским, татарским, турецким и русским языками. Работал ювелиром. Ну и ещё одна деталь: он принадлежал к кругу Магомед-Эфенди Османова. Последнее обстоятельство имеет особое значение, ибо Османов был связан с таким значимым интеллектуальным центром тюрко-мусульманской культуры Российской империи, как редакция журнала «Терджиман». По своей основной профессии Нухай был ювелиром. Мастерство ювелира сродни мастерству поэта. И поэту и ювелиру необходимы терпение. Роднит их и работа с мельчайшими деталями. И цели у них общие: достичь красоты произведения.
Что можно сказать об Аксае рубежа XIX— XX веков? Известно, что в 1890 году в Аксае проживало до 1250 семей, здесь имелось в наличии 30 лавок и торговало 99 купцов различных гильдий. Аксайская ярмарка была самой большой на Северо-Восточном Кавказе и работала в течение всего года без перерывов. В селе также функционировало начальное училище, попечителем которого являлся Капау-Молла Таштемирович Аджиев. Немного позже, по приглашению известного аксайского шейха и просветителя Абдул-Вагаба-Хаджи Дыдымова преподавать сюда приезжали татарин Исхак-Эфенди и автор одной из первых грамматик кумыкского языка Магомед-Кади Дибиров. Мужское население Аксая едва ли не поголовно было грамотно. Как видим картина довольно привлекательная. Иначе Аксай так бы и не стал родиной такого большого количества поэтов. Современниками и единомышленниками Нухая были его односельчане Манай Алибеков, Абуш Карамурзаев, Микаил Канбулатов, Джамалдин Ханакаев, Адиль Шемшединов и проживавший в Аксае с 1901 года Магомед-Кади Дибиров.
В чём суть кумыкского модернизма рубежа XIX— XX веков? В стремлении преодолеть отставание своего народа от передовых народов Европы и России. Образцом для подражания в этом отношении Нухай Батырмурзаев, как и многие другие кавказцы считал японцев, за два-три десятилетия превративших свою страну из отсталого захолустья в передовую державу. Модернисты организовали сеть новометодных (джадидских) школ, в которых преподавали не только религиозные, но и светские науки. И их деятельность возымела чудесные последствия. Вслед старшему поколению модернистов народилось младшее, включавшее в себя сына Нухая – Зайналабида, Абдул-Гусейна Ибрагимова, Багаутдина Астемирова, Алимпашу Салаватова, Наби Ханмурзаева, Абдуллу Баширова, Магомеда Хангишиева, Абдурахмана Казиева и многих других. А ведь рядом с модернистами жили и творили самодеятельные мастера слова: Абдулла Магомедов, Айбала Дадав, Алипмурза, Ашык Ансар, Аяв Акавов и многие другие. Период с 1890 по 1937 годы был периодом наивысшего расцвета кумыкской литературы, его серебряным, а возможно даже золотым веком.
Эпоха была благоприятна для творческих начинаний. И Батырмурзаев много пишет. В короткий промежуток времени, между 1909 и 1912 годами он издал поэму о жизни пророка Мухаммеда, повести «Жаншах», «Синдбад», «Давуд и Лейла», «Бедная Хабибат», «Несчастная Джанбике». Ещё некоторые из его произведений не были изданы и бесследно пропали. Эти неполных четыре года (1909—1912) явились периодом наибольшей творческой активности Нухая Батырмурзаева. В 1910 году он добился открытия в Аксае школы для девочек. Грандиозное событие для того времени. Противодействие было велико, но Нухай победил. Только образованная мать, по его мнению, могла воспитать образованного и успешного человека. Он призывал женщин учиться в своих произведениях, и он же создавал для них условия в реальной жизни.
Отдельно надо сказать о Нухае как об отце. Оба его сына были выдающимися людьми. Зайналабитдин пронёсся как метеор, прожив короткую, но яркую жизнь. Другой его сын – Абдулгамид прожил значительно больше, сделал много полезного для развития кумыкской и крымскотатарской филологической науки, а также недолгое время возглавлял и Президиум ДАССР. Безусловно, талант и образованность обоих сыновей – это заслуга и их отца, понимавшего, что просвещение народа необходимо начинать с собственной семьи.
В дооктябрьский период Нухай Батырмурзаев также являлся корреспондентом газет «Вакыт» (Время), «Танг Юлдуз» («Утреняя звезда») и «Муссават» (Равенство»). Его статьям присущ полемический стиль, интерес к злободневным проблемам, за которыми ему удавалось проследить и закономерности их возникновения. В частности им опубликованы статьи: «Наше земледелие», в котором в частности призывал брать пример с немецких колонистов, активно применявших достижения агрономии, «Новое воспитание», «Наше положение», «С каждым днём возрастает тяжесть», Хотя и поздно, но пусть будет полезным» и др.
В своих статьях, повестях и стихах Нухай Бармурзаев целенаправленно проводит идею необходимости равноправия всех народов Российской империи. «Русский, еврей, мусульманин, армянин, грузин, поляк — должны быть равными», — считал Батырмурзаев. Высказался он и политическом устройстве тюркских народов: «Там где тюрко-татарские народы составляют большинство, там должна быть федерация, а там где они составляют меньшинство культурно-национальная автономия».
Каковы были социальные взгляды Батырмурзаева? В своей повести «Давуд и Лейла» Нухай пишет, что достаток в доме это хорошо, ибо открывает перспективы для развития, в первую очередь, естественно, духовного. В советские времена такая позиция давала повод для обвинений Батырмурзаева-старшего в мелкобуржуазном мещанстве. Действительно по своей идеологии Нухай Батырмурзаев далёк от большевиков и, пожалуй, даже от более умеренных социалистов. Идейное содержание его творчества идёт в фарватере либерального крыла джадидизма.
В чём же причина его очевидного полевения в годы гражданской войны? Уфимская газета «Вакыт» («Время»), корреспондентом которой в Терской области являлся Нухай Батырмурзаев, утверждала, что даже те, кто не знает, кто такие большевики по вопросу о мировой войне стоят на большевистской позиции, то есть за мир без «анексий и контрибуций». Неприятие войны в мусульманских регионах подкреплялось сочувствием единоверным туркам, сражавшимся на стороне Союза центральных держав. Войну с Германией и Турцией даже русские крестьяне центральной России в подавляющем своём большинстве считали не нужной и бессмысленной. Что уж говорить о просвещённых мусульманах-либералах?
В 1918 году, как и по всей России в Дагестане разразилась гражданская война. Гражданские войны, как правило, самые жестокие из войн, ибо в них участвуют граждане одной страны. Брат шёл против брата, сын против отца. И тем удивительней, то обстоятельство, что Нухай и Зайнал Батырмурзаев оказались по одну сторону фронта. В условиях войны он издавали журнал «Танг чолпан» и писали для него прекрасные статьи. Оба они стремились к прогрессу для своего народа и для всех народов мира. Будучи единомышленниками, они оба почти одновременно и погибли в хаосе последнего года войны и даже были похоронены в одной могиле. Плечом к плечу, как боевые товарищи.
Юсуп Идрисов