Кумыки в истории Владикавказской Мечети

 Более ста лет назад построена Суннитская мечеть Владикавказа и всё советское время его строительство связывали с пожертвованиями только татарских купцов города и бытовало мнение, что это «татарская мечеть». Ни сколько не умаляя заслуг татарской общины, первым поднявшим вопрос о строительстве мечети и внесших свой весомый вклад, нужно отметить, что они были вовсе не одни. В сборе средств на строительство участвовали все мусульмане Владикавказа и Терской области. Весомый вклад внес зять осетинского народа азербайджанский промышленник М.Мухтаров, взяв на себя более половины расходов.

В книгах по истории Владикавказа написанные Кануковой З.Ф. и Кусовым Г.И., выдержки из которых будут ниже приведены, есть данные , что активное участие в строительстве принимала также кумыкская община города Владикавказа и в оргкомитет только от 15 кумыкских семей внесших пожертвования, включены 4 человека. Кумыкское население Осетии могут с гордостью сказать, что в каждом уложенном кирпичике  мечети осталась частица души их предков. И не спроста,  потомки тех благородных мусульман, уже в наше время, в селении Кизляр построили первую в постсоветское время самую большую мечеть в республике. Изначально наружный вид было решено брать  с проекта мечети Владикавказа. От предложенных копий других мечетей решительно отказались, может и не осознанно, но желание построить такую же мечеть связала не разрывающей нитью разные поколения кумыков. Как память о тех предках, новую мечеть в Кизляре соорудили увеличенной копией Суннитской мечети.

Мечеть 2

Вопрос о строительстве  мечети впервые был поднят в феврале 1863 года, когда татары — военные обратились к командиру Кавказского линейного № 9 батальона с просьбой разрешить им построить мечеть. Они получили отказ, мотивированный отсутствием средств на постройку. В мае 1864 года мулла 20-й пехотной дивизии и мулла Тенгинского пехотного полка Долматдин Нацехов подали прошение на имя Начальника Терской области Лорис-Меликова. Это прошение об устройстве мечети было направлено муфтию Закавказского края. С аналогичной просьбой к нему обратился осенью 1864 года кадий Осетинского округа.

В декабре 1866 года К. Ахметов обратился с прошением на имя Его Императорского Высочества, Наместника Кавказского и Великого князя Михаила Николаевича о разрешении на строительство мечети, в котором содержалась и просьба о выделении денег. В одном из документов, датированном 16 октября 1867 года, указывается, что разрешение было получено, но без денег.

Только в апреле 1900 года в Терское Областное правление было подано прошение «уполномоченных от общества магометан-суннитов, жительствующих в городе Владикавказе» о разрешении на строительство мечети на левом берегу Терека на собственные средства мусульман-суннитов. С апреля по декабрь 1900 года велась переписка между Терским Областным правлением, Владикавказской духовной консисторией, Владикавказской городской полицией и обществом мусульман-суннитов. Мусульманская община предлагала проект мечети, просила его утвердить и при этом уверяла, что «никакого пособия от города и казны мы не будем выпрашивать, а предлагаем провести постройку на собственные средства». Попечителем назначили Владикавказского приходского муллу С. Радимкулова (Рахимкулова). В июне 1900 года областное правление согласовало эту просьбу с Владикавказской Духовной консисторией, выясняя, «не имеется ли со стороны Владикавказского Епархиального начальства препятствий к удовлетворению означенной просьбы». Препятствий не оказалось, епархиальное начальство просило лишь пояснить, к какой народности принадлежат просители. В своем ответе областное начальство отнесло просителей к казанским татарам и кумыкам. В августе 1900 года Владикавказская Духовная консистория сообщила в Терское Областное правление, что «на построение в г. Владикавказе магометанами-кумыками и казанскими татарами мечети препятствий не имеется».

«Терские ведомости» сообщали: «Мусульмане города ходатайствовали перед Начальником Терской области о разрешении производить сбор на постройку мечети среди всего магометанского населения области. Таким образом, в постройке мечети примут участие не только казанские татары, но и все мусульмане Терской области. Мусульманская община города была представлена татарами, кумы­ками, частью осетин, ингушами, исповедовавшими ортодоксальный ислам — суннизм и персами-шиитами.

Существовал и Горский пансион, в сохранившихся списках учащихся которого значатся русские, осетины, кумыки, кабардинцы, чеченцы, армяне, поляки, татары, грузины и другие. По сведениям на 1 января 1877 года в городе Владикавказе было 76 чеченцев, 73 кумыка, 41 ингуш и 6 кабардинцев. Всего кавказских горцев (осетин, кумыков кабардинцев, лезгин, чеченцев, ингушей, черкесов,) в 1899 году было 3339 человек, а к 1914 году их стало 10740 человек

Татарская версия строительства мечети сводится к следующему: проект мечети из Стамбула привез С. Радимкулов. На призыв собрать деньги откликнулись только татары и 15 семейств кумыков, из которых четыре человека, в том числе городской врач М.М. Далгат и горный инженер Омаров вошли в состав оргкомитета. От 60-ти татарских семейств в оргкомитет вошли три человека — С. Радимкулов, отставной чиновник Л. Треуглов и мещанин С.Б. Якубов, брат которого М.Б. Якубов — муфтий мечети Аль-София в Стамбуле и представил татарам проект мечети, даровал Коран в кожаном золоченом переплете и прислал двух специалистов: архитектора-австрийца и орнаменталиста-араба. В 1902 году уже были возведены оба минарета и купол мечети.

Газета «Приазовский край» сообщала, что строительство мечети обошлось в 80 тыс. рублей, из них более 50 тыс. внес Мухтаров. Г.И. Кусов также утверждает, что Мухтаров взял на себя большую часть расходов. Приговор уполномоченных от суннитского мечетского прихода г. Владикавказа генерал-лейтенанта Инала Кусова и полковника Идриса Шанаева от 20 июня 1909 года «Приговором этим было постановлено выразить строителю мечети в г. Владикавказе бакинскому купцу Муртаза-ага Мухтарову от имени всех мусульман Владикавказа искреннюю благодарность, назвать мечеть «Джума-мечеть Мухтарова» и увековечить его память надписью на мраморной доске в мечети».

Активными прихожанами мечети были и осетины, и кумыки, и другие мусульмане города. В состав хозяйственного комитета, избранного в 1909 году на пять лет, входили осетины генерал-лейтенант Инал Ку­сов, генерал-лейтенант Темирбулат Дударов, полковник Идрис Шанаев, Амирхан Туганов, кандидатом в комитет был частный поверенный Сафар Абисалов. Кумыков в хозяйственном комитете представляли док­тор Магомет Далгат, инженер Магомет Омаров, Ибрагим-шейх-Али и др

Во времена борьбы с религией и уничтожения религиозных культовых сооружений, Суннитская мечеть  сохранилась благодаря мужеству воинов –татар. Когда в 1934 году горсовет принял решение уничтожить суннитскую мечеть, командир 25-й татарской роты 84-го кавалерийского полка Я.И. Беткенев отдал приказ воинам-татарам с оружием в руках встать на охрану мечети. Властям пришлось уступить и дать мечети статус памятника архитектуры.

Прошло более ста лет, действующая ныне по своему назначению Суннитская мечеть, один из красивейших архитектурных памятников Владикавказа, своей красотой радует жителей и гостей, придает городу своеобразный оттенок восточного города.

 

           Саид Ярбаш. Северная Осетия.

 

Related posts:

comments powered by HyperComments