Кавказская Тюмень между Волгой и Кавказом: возникновение и гибель государства
Одним из самых загадочных осколков Золотой Орды являлось расположенное на Северо-Восточном Кавказе Тюменское владение (Кавказская Тюмень). Малое по величине и народонаселению оно походило больше на уделы татарских служилых князей, входившие в состав Московского государства. Сходной была и его роль временного пристанища для беглых царевичей. Тем не менее, несмотря на некоторые совпадения, имели место и существенные различия. Главнейшим из них было – фактическая независимость местных владетелей.
Топоним Тюмень (Туьмен) распространён в долине Терека вплоть до предгорий Северной Осетии. Однако ядром Тюменского владения с самого начала его формирования являлись Терские низовья, соответствующие современному Кизлярскому и Тарумовскому районам республики Дагестан.
Существует несколько гипотез о появлении Тюменского владения и самого названия Тюмень. Вслед за лингвистом Г.-Р.А.-К. Гусейновым мы склоняемся к мысли о происхождении данного названия от кипчакского слова «тёмен» – низ, низовье, отражающее географическое расположение центра изучаемого феодального владения города Тюмен. Время возникновения кавказской Тюмени мы относим к кипчакского периоду в истории южнороссийских степей (XI начало XIII веков). Тем самым мы не поддерживаем идею о тождественности Тюмена с раннесредневековым княжеством Туман арабских историков.
Впервые Кавказская Тюмень упоминается в источниках в 1401 г. в числе католических миссий, до 1392 года входивших в «епископство Каспийских гор»
К 1501 г. в Тюмени закрепились опальные ханы из числа потомков Кутлуг-Тимура во главе с Муртаза, сыном известного своим стоянием на реке Угра Ахмата. Муртаза враждовал со своим старшим братом ханом Шейх-Ахмадом. Муртазу в бегстве на Терек сопровождали братья Музафар и Хаджи-Мухаммед, а также бывший беклярбек его отца Хаджике Мангыт. По сути, Муртаза и явился основателем независимого Тюменского государства. Здесь необходимо оговориться, что создание этого государства не входило в его планы. Он мечтал о возрождении державы отца. В определённой мере его устремления носили идеалистический характер, пропитанные ностальгией по былому ордынскому величию. Сговорившись с мирзой Ногайской Орды Шейх-Мухаммедом, он провозгласил своего младшего брата (себя он считал пожилым для этого дела: «… стар, держати ему царство не мочно» Хаджи-Мухаммеда ханом Большой Орды. В его избрании, участвовали некие «тюменские салтаны». Однако Шейх-Мухаммед, назначенный новым ханом своим беклярибеком, тут же попытался избавиться от ханских родичей, но потерпел в этом неудачу. В частности, Музафар бежал в Хаджи-Тархан (Астрахань) к Джанибеку, который узнав от него подробности коронации на берегах Терек, начал готовить войско против потенциальных конкурентов за власть над Поволжьем.
Муртаза правил до своей смерти в 1514 году. В 1515 г. в Тюмень нагрянул хаджитарханский, то есть астраханский хан Джанибек и разгромил сторонников Хаджи-Мухаммеда. Однако местные феодалы ещё сохраняли некоторую самостоятельность. Более того, правители Тюмени в первой половине XVI века при поддержке «черкасов» неоднократно вмешивались в междоусобицы в Астраханском ханстве и даже утвердили в 1532 г. на его престоле тюменского правителя Ак-Кубека, сына Муртазы и внука Ахмата. Последний факт свидетельствует, что Ахматовичи удерживали Тюменское владение за собой как минимум около 40 лет.
Память о тюменских правителях – татарских ханах Кутлуг-Тимуридах воплотилась спустя несколько столетий в историческом предании о «Вилаете Татархана», на которое наложились воспоминания и о реальных исторических событиях начала XVIII вв.
В целом для первой половины XVI в. характерно противостояние в Нижнем Потеречье Астраханского ханства и Тарковского шамхальства. После захвата Астрахани в 1547 г. крымскими татарами чаша весов опустилась в пользу шамхальства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1549 году ногайский мурза Исмаил хвастался своим победами над тюменами и «кабартейскими черкассами», но на следующий год он просил у царя две пушки для войны с «тюменским шавкалом», то есть тюменским шамхалом. Упоминание подобного титула в отношении тюменского правителя показательно и требует серьёзного анализа. Вероятнее всего после ухода Ак-Кубека в Астрахань в Тюмени пришли к власти ставленники тарковского шамхала, носившие к тому же, что характерно, наследственный титул – шамхал (шаухал). Тем не менее вскоре возникли распри и среди них, при этом конкуренты в борьбе за власть просили помощи у своих соседей, в частности у Российского государства.
После завоевания Астрахани Иваном Грозным в русских источниках упоминается принявший в 1558 г. подданство России «шевкал Тюмени» Агим (правильно: Агиш), и ставший после него в 1559 году «шевкалом» «тюменский князь Токлуй», а после Токлуя в 1569 г. – его племянник, тюменский князь Тюгень Атяков (Туган Айтеков). Последним правящим тюменским бием был Солтанай. В 1588 г. стрельцы заложили на речке Тюменке (ныне Старый Терек) крепость Терки. По сути это была открытая аннексия Тюмени Российским государством. Содействие русским воеводам и казакам в захвате Тюмени оказал кабардинский князь Джанклиш (Канклыч) Черкасский из рода Идаровых. Событие это, пусть и не столь масштабное и яркое, вместе с тем, по своим последствиям, стоит в одном ряду с падением Казани, Астрахани и Сибири. Шамхал собирался помочь Салтанаю и начал собирать к походу северо-кавказских феодалов, однако в дело вмешался двоюродный брат Джанклиша, Мамстрюк Черкасский и воспрепятствовал их объединенным действиям. Спустя 2 года была предпринята массированная атака уже на владения самого шамхала, но против своих ожиданий царские воеводы потерпели там поражение.
В 1594 г. Тюменское владение, просуществовав около ста лет, в результате московского завоевания исчезает с этнополитической карты Северо-Восточного Кавказа. Тюменские правители и часть их подданных принимают покровительство и власть кумыкского князя Султан-Махмуда (Солтан-Мута) Эндиреевского.
О дальнейшей судьбе тюменцев в 1860-е годы рассказал Сословно-поземельной комиссии тюменский старшина Солтан-Али Дебиров. По его данным они расселились по селениям Эндирей, Аксай и Башлы. По нашему мнению, сюда необходимо также прибавить селение Султан-Янги-Юрт. В последнем селении располагается квартал Тюмень-Аул, жители которого ещё в во второй половине XIX века являлись последователями ханафитского мазхаба.
Юсуп Идрисов