Кучук Таймазов

Несмотря на свою громкую официальную генеалогию, ведущую через крумыских ханов – Гиреев к самому Чингис-Хану, брагунские владетели не имели большого войска, и их влияние проистекало обыкновенно из их личных качеств. Из их числа наиболее выдающимся бесспорно был Кучук II Таймазов. Княгиня Керимхан Арсланбекова (Турлова) в письме от 15 октября 1784 года жалуется коменданту, что подвластные ей чеченцы, живущие у Амирханова брода, желают платить подати не ей, а брагунскому владетелю Кучуку. Сам Кучук по его утверждению также был не прочь над теми чеченцами править1.

Сохранилась легенда, что в 1786 году ко двору Екатерины II были приглашены верные монархии северокавказские феодалы и старшины. Желая вызвать расположение императрицы, они наперебой ругали Мансура, изображая его в самых чёрных тонах. Только один из князей всё время молчал. Это был вышеуказанный Кучук Таймазов. Императрица, заметив это, спросила его, почему он всё время молчит. Кучук ответил, что при старших и в присутствии великих людей, он считает своей обязанностью молчать, но если государыне угодно, то он будет говорить, и при этом спросил, как прикажет императрица говорить, правду, или красивые слова. Получив приказанье говорить только правду, Кучук рассказал о шейхе Мансуре совершенно противное тому, что говорили другие депутаты. Он характеризовал Мансура как человека одарённого всевозможными достоинствами: моральными и физическими. По его словам Мансур был такого высокого роста, что в толпе стоящих людей казался сидящим на коне2. Скорее всего Кучук никогда не встречался с Екатериной, но то что данное предание сложили именно о нём свидетельствует о его большом авторитете среди окружащих его владение обществ.

Любопытное описание своей встречи с Кучуком Брагунским оставил легендарный польский писатель, учёный и путешественник граф Ян Потоцкий: «10 ноября, в Брагунах, у князя Кучука Таймазова. Я выехал верхом, в сопровождении тридцати казаков, и вернулся на берега Терека, переправа через который заняла значительное время. Прибыв на другой берег, мы встретили там князя Солама, сына князя Кучука, Проскакав полчаса галопом, мы прибыли в его резиденцию в Брагуне, являющейся большой и красивой деревней, расположенной на Сунже. Кучук дожидался меня у входа в павильон, построенный за пределами его двора. Он обнял меня очень приветливо и пригласил в павильон, где я увидел маленький, очень уютный камин. Он усадил меня на пол рядом с огнём, а сам поместился в широком кресле, по форме и по виду похожему на трон, довольно грубо сделанный. Такого же рода канапе было покрыто ковром, что делало его мало похожим на мебель.

После обязательных комплиментов накрыли стол, это значит, принесли круглый поднос из жёлтой меди, обрамлённый по краям карнизом из маленьких квадратный хлебцев, на каждом из которых лежала баранья котлетка, в центре было жаркое, в середине – большое блюдо, где находился пилав. Мы были рады попробовать этот великолепный обед, но Кучук не садился за стол и оставался на канапе.

Тем временем прибыли мулла и кадий, все выстроились перед ними в ряд, и они заняли место возле князя. Мулла отличался повязкой из полотна, окружавшей его шапочку, и бородой, доходящей ему до груди. Конец этой бороды оригинально закручивался и мулла не сводил с него глаз, никого не удостаивая взглядом и отвечая лишь односложными словами. Я легко догадался, что столько гордости и притворства могло быть результатом лишь паломничества в Мекку, путешествия, которое для здешних мест является довольно редким. Действительно, мулла ходил туда черев Египет. Разговор на эту тему занял немного времени, больше беседа не клеилась, и этот угрюмый персонаж вновь занялся созерцанием кончика своей бороды.

Однако Кучук возобновил разговор, в котором показал, что он очень хорошо знал Мурада, Ибрагима и всех других беев Египта, что доказывало то, что мамлюки всегда сохраняли связи со своей прежней родиной. Затем заговорили о кавказских родах. Кучук рассказал мне о своём то, о чём уже говорилось выше: что он идёт от крымских ханов»3.

В 1800-х гг. Кучук Таймазов занимал должность пристава селения Большие Атаги. Яркая судьба брагунского князя оборвалась неожиданно и чрезвычайно трагично. Вместе со своим старшим сыном Ислам-Гереем, в июле 1809 года Кучук был предательски убит своим младшим сыном Адиль-Гереем4. Последний, как следует из документов военной администрации Кавказа остался безнаказанным. 21 июня 1810 года наместник Кавказа генерал Тормасов по просьбе ингушским старшин отправил с нарочным письмо «на татарском диалекте» к мулле Большой Сунжи Мустафе Брагунскому, князьям Ильдигерею (Адиль-Герею, тому самому, который убил своего отца Кучука), Наурскому Мухаммеду и Баммату Девлетгирееву Бековичу-Черкасскому, чтобы «они с поддаными своими чеченских немирных хищников не усиливали и не собирали партии противу ингушей»5.

Юсуп Идрисов

1 Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII-нач. XIX вв. Элиста, 2002 С.180.

2 Бенигсен А. Шейх Мансур: народное движение на Кавказе в XVIII в. Махачкала, 1994. 11

3 Ян Потоцкий и его «Путешествия в Астраханские и Кавказские степи в 1797—1798 гг.». – Под ред. Сосниной Л.Н. Пятигорск, 2003. С. 63-64

4 Акты кавказской археографчиеской комиссии. Тифлис, 1870. Т.IV. С. 916

5 Там же. С. 893-894

Related posts:

comments powered by HyperComments