Новые сведения о кумыках Северной Осетии
В начале августа 2017 года кандидат исторических наук Юсуп Идрисов и краевед из кумыкского селения Кизляр Саид Хамурзаев (Ярбаш) провели исследовательскую работу в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия (г. Владикавказ). В ходе работы было выявлено множество любопытных материалов по истории кумыков Терской области, в том числе жителей Хасав-Юртовского округа, Брагунов и окрестностей Моздока.
В 1860-е годы чиновники военно-народного управления проводили в среднем течении Терека активную переселенческую политику, выселяя местное население и передавая земли в пользу казаков и так называемых «иногородних» колонистов. Имела место в это время и попытка расселить кумыков из аула Бековичей (ныне с. Кизляр Моздокского района) по кумыкским и малокабардинским сёлам. Формальным поводом была слабая обеспеченность сельского общества землёй. Инициатива военных чиновников встретила сопротивление большинства аульчан. Лишь 12 дворов согласились переехать в Кумыкский (Хасав-Юртовский) округ, и 70 кумыкских дворов согласились было переселиться на свободные земли в Надтеречной Чечне. Но когда им вместо Чечни предложили выселиться в Ингушевский округ, то оказалось, что «они предпочитаются не переселяться в даль, ибо большая часть бедны и не в силах переселиться в дальнее переселение и в тоже время обнадёжены они ошибочно, что получат обширные от казны и даже от надтеречных князей земли, без особой за них платы, а с отбыванием одной подати с чеченцами того наибства»1. В конечном итоге селение покинуло 4 семьи кумыков, перебравшихся в Надтеречное наибство, и 10 семей кумыков переселилось в Кумыкский округ. То есть всего 14 семей.
Проблема малоземелья была решена за счёт переселившихся в Кабардинский округ малокабардинцев и частично за счёт земель князей Бековичей-Черкасских. В 1868 году между князьями и аульчанами был составлен специальный договор. От имени Бековичей переговоры с сельчанами вёл князь Николай. Интересы сельчан представляли юнкер Мустафа Шамурзаев, первостепенный уздень Саримурза Шихов, М. Эсболатов, К. Умашев, Герей Сулейманов, Батырмурза Шамурзаев, Алипкач Ногаймирзаев, Б. Идрисов, М. Исмаилов, Хидир Солтаналиев, Джанибек Абакаров, Х. Дациев, Малакай Сатвалов (правильно:Сатыбалов), Ч. Даутов и др.2 В списках жителей селения Бековичей (Бекиш-Юрт) указан и Хамурза Альпавов – предок одного из членов кумыкской исследовательской комиссии – Саида Хамурзаева (Ярбаша).
В ходе работы в библиотеке СОИГСИ было обнаружено свидетельство о проживании кумыков совместно с кабардинцами на будущей территории Северной Осетии в первой половине XVIII в., в частности, в Верхнем Джулате3. Любопытно, что примерно за 90 лет до этого отмечал проживание в окрестностях Джулата «множества хранителей-тюрбедаров, которые происходят из кумыков» и турецкий путешественник Эвлия Челеби4.
В последние несколько лет в социальных сетях пытались приписать терским кумыкам происхождение от «чечено-кабардинцев», якобы внезапно заговоривших на кумыкском языке. При этом в качестве обоснования ссылались на факт участия в этногенезе терских кумыков и в частности жителей селения Кизляр так называемых «окочен», якобы вайнахов – потомков подданных Шихмурзы Окоцкого. Но подобный тезис вступает в противоречие не только с элементарной логикой, но и с историческими фактами. Так, известно, что в 1722 году в Окоцкой слободе г. Терки «осталось за разорением перед сим... от кумыков и чеченцев только 16 человек…»5.
Немецкий учёный XVIII в. Иоганн Гильденштедт, оставивший подробное описание Кизляра, писал: «Окочирский квартал. Жители кумыкской деревни Окочир, перешед в Кизляр, в нём поселились. Ныне населяют его кумыки и ногайцы, сохранившие магометанский закон»6. В целом ряде документов окочене обозначены как татары7. Обих тюркоязычии свидетельствует и антропонимика. Сверх того, отметим, что старожилы моздокского Кизляра хорошо знают, какие рода являются выходцами из города Кизляр, и они являются меньшинством в селе. Кроме того, далеко не все из кизлярцев, переселившихся в окрестности Моздока, были жителями Окоченской слободы; встречались среди них и так называемые тезики. Подписавшие прошение переселенцы обозначили свой социальный статус следующим образом: «Мы есть князя Бековича-Черкасского подвластные уздени». Институт сюзеренитета-вассалитета князей и узденей, как общеизвестно, чеченцам был чужд8.
Переселение было не только в одном направлении – из города Кизляр в селение Бековичи, но и в обратном – из Бековичей в Кизляр. Так, в переписи города Кизляра за 1897 год указана Тотай Бийболатова — уроженка с. Бековичи Сунженского отдела, 65 лет, кумычка, суннитка, которая жила при зяте9.
Помимо архивов, новой информацией нас одарили вновь обнаруженные нами материалы монографий и газет. В изданной в 1974 году монографии Б.А. Рыбакова «Русские карты МосковииXV— XVI вв.» помещена «Карта Московии» Антония Вида И.В. Ляцкого, составленная в 1542—1555 гг. На этой карте примерно на месте современного Моздока отмечен город Малая Тюмень. В связи с этим особую ценность приобретает информация Ф.С. Гребенца о том, что калмыки Тюменью называли Малую Кабарду10, то есть, в том числе и окрестности Моздока.
Некто М. – автор очерка «Татарское племя на Кавказе» отмечает в 1859 году наличие кумыков-ремесленников среди горожан Моздока11.
Во время второй поездки во Владикавказ нами была обнаружена информация о выезде в Турцию из деревни Бековичи (с. Кизляр) 92 жителей12.
Таким образом, разыскания последних лет позволили существенно прояснить и дополнить картину прошлого кумыков Северной Осетии.
Источник: Кумыкский архив. Вып. 1.
Саид Ярбаш, Юсуп Идрисов
1 Переписка о переселении кумыкских жителей аула князей Бекович в кумыкский округ Надтеречного наибства//ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 6. Д. 835. Л. 23
2 Там же. Л. 79-80
3Известия СОНИИ. Т. 6. Орджоникидзе, 1934. С. 34
4 Челеби Эвлия. Книга путешествий (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХУП в.). — М., 1979. Вып.2. С. 101-102.
5 Омельченко И.А. Терское казачество. Владикавказ: Ир, 1991. С. 70
6Гильденштетд И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из Путешествия Г-на Академика… через Россию по Кавказским горам в 1770, 71, 72 и 73 годах. СПб., 1809. С.22; Автор «Записки о Кизляре» (Чтения в императорском обществе истории и древностейроссийских прих в Московском университете. Кн. 4. М., 1861. Смесь. С.10), Ю.Шидловский и вслед за ним современный автор А.А. Газиева среди жителей Окочир-аула указывают наряду с кумыками и ногайцев (Газиева А.А. К вопросу о мусульманских кварталах Кизляра в политике России в Дагестане в XIX в. // Исламоведение, 2016. Т. 7. № 1 (27). С. 94 )
7 Русско-Дагестанские отношения, 1957. С. 234-235; ГКУ «ЦГА РД». Ф. 373. Оп. 1. Д. 10. Л.
8Бадаев С.-Э.С. Вайнахская диаспора в Турции: история и современность: дисс... канд. ист. наук. Грозный, 1998. 97-98
9ГКУ «ЦГА РД».Ф. 355. Оп. 1. Д. 101. Л. 157
10 Гребенец Ф.С. На развалинах городища Татар-Туп: археологические изыскания в окрестностях станицы Змейской // Периодическая печать Кавказа об Осетии и об осетинах. Владикавказ, 2014. С. 636.
11 М. Татарское племя на Кавказе//Кавказ, 1859. № 91.
12ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 2. Д. 965.