К истории Какашуринского удела Мехтулинского ханства в первой половине XVIII века
В данной статье рассматривается исторические сведения о Какашуринском уделе Мехтулинского ханства в первой половине XVIIIвека. При анализе политических событий автор использует малоизвестные источники местного происхождения. Центральным сюжетом их повествовательной канвы стало разрушение Какашуры «кызылбашами» и борьба князей Гебека и Эльдара за власть над восстановленным Какашуринском уделом. Сравнение этих источников с сообщениями русских военных чиновников и народными преданиями, и их общий анализв значительной мере позволяют уточнить политическую историю Какашуринского удела и Мехтулинского ханства.
В середине XVIIвека, выделившись из состава Тарковского шамхальства, сформировалось Мехтулинское ханство (кумык.Махтиулу – что можно перевести примерно как «вотчина (буквально: потомство) Махти»). Несмотря на сравнительно меньшие размеры территории и значительно меньшую численность жителей, оно во много копировало политическое устройство шамхальства, с которым продолжало состоять в теснейшей связи, обусловленной единым происхождением династий, географическим соседством (ханство с трёх сторон было окружено владениями шамхалов), исторической и языковой общностью населения политических центров. Характерной чертой внутреннего устройства Мехтулинского ханства было наличие уделов. Одному из них, а именно Какашуринскому уделу и посвящена наша статья.
История Какашуры уже с ранней поры имела письменную фиксацию, которая породила, по меньшей мере, три источника, освещающих события XVI— XVIIи XVIII веков. Первый источник «Тарихи-Какашура», обнародованный известным тюркологом Г.М-Р. Орзаевым (Оразаев, 2003, с. 227-228). Второй источник это «Письмо общества селения Какашура верховному комиссару» 1283 года Хиджры (1866/1867г.), которое поместил в своей статье директор какашуринской школы писатель Абдулкадыр Вагабов. Третий документ – это записи репрессированного в 1920-е годы какашуринского муллы Абдулла-Хаджи, выявленные в архиве школьного учителя и краеведа Ахмеда Бекбулатова (1914—1966). Бекбулатов по просьбе своего односельчанина бывшего вероучителя местной школы Шихабутдина Бейбулатова перевёл рукопись Абдулла-Хаджи на кумыкский язык и сохранил перевод у себя. Эти записи сам Ахмед Бекбулатов обозначил словом «ракъамлар», которое можно перевести как «цифры», «даты» или, если следовать контексту, точнее было бы применить к ним термин «хронограф». Несмотря на такое название, автор данного «хронографа» весьма вольно обращается с датами, перемещая события и деятелей XVIII столетия в XV век.
Какашура как особый удел фигурировала в источниках ещё до выхода Мехтулинского владения из-под власти шамхалов. Так в списке Аллаги (1598 г.) упоминается её владетель князь Султан, племянник шамхала (Тамай, 1935, с. 130). Его можно сопоставить с упоминаемым в «Тарихи-Какашура» князем Али-Султаном (Оразаев, 2003. с. 228-229). К середине XVII столетия Какашура отошла во владение князя АхмедханаДженгутаевского, сына Махти – основателя Мехтулинского ханства. По крайней мере, об этом свидетельствует факт заключения договора между её жителями и сыном Ахмедхана Султанахмадом (Айтберов, Шмелёв, 1990, с. 172). Само наличие такого договора говорит о высокой политической сознательной жителей селения, письменно регламентирующих свои отношения с князем. Об этом свидетельствует и текст «Тарихи-Какашура», в котором проводится мысль о том, что это жители добровольно «призывали» князей, а не князья подчиняли их.
Какашуринский удел являлся довольно стабильным политическим образованием и с некоторыми перерывами просуществовал как минимум с 1598 по 1866 год. Указанные перерывы в основном были вызываемы превращением Какашуры в резиденцию хана, оккупацией ханства (например, при А.П. Ермолове) и иноземными вторжениями. Мы в своей работе рассмотрим именно последний случай.
В неоднократно опубликованном и потому хорошо знакомом специалистам «Реестре горским владельцам 1732 года» Д.Ф. Еропкина, владетелем Какашуры указан Махти сын Пирмухаммада («Мегди, Перметев сын») (Еропкин, 1958, с. 125), то есть мехтулинский хан Махти.
В 1735 году Мехтулинским ханом стал Ахмедхан сын Умахана, сына Махди. В «Письме общества селения Какашура верховному комиссару», излагающем историю села, он назван Уллу-Ахмедханом, то есть Ахмедханом Великим. Именно в его правление произошли катаклизмы составившие повествовательно ядро «Хронографа» Абдуллы-Хаджи и вышеназванного письма.
В марте 1735 года Россия и Персия заключили Гянджинский трактат, по которому первая уступала второй земли к югу от реки Сулак. Это открыло дорогу правителю Персии Надир-Шаху путь в Центральный Дагестан. По преданию, зафиксированном в вышеуказанном письме, в это время Какашура подверглась разорению со стороны «кызылбашей». При этом был убит местный удельный князь Магомедхан (Алиев, 1988, с. 17-18). Данное событие можно приурочить к масштабному походу войск Надира во второй половине 1735 года против Сурхайхана Кази-Кумухского, провозгласившего себя шамхалом Эльдара Казанищенского и деда Ахмедхана Мехтулинского кайтагского уцмия, тоже носившего имя Ахмедхан. Известно, что Надир сам лично прибыл с войском в соседний с Какашурой Губден, где соединился со своим союзником шамхалом Хасбулатом для дальнейшего похода на Кази-Кумух (Абдусаламов, 2008, с. 139).
После разорения большинству какашуринцев удалось обосноваться в селении Канабур на одноимённом хребте к юго-западу от Тарков. Меньшая часть жителей поселилась в долине реки Шура-озень близ селения Халимбекаул. Любопытно, что в данном микрорегионе присутствует топоним Какашура. Так называется местность, ныне застроенная посёлком Зареченский города Буйнакск. В хронике Абдулла-Хаджи говорится, что Халимбекаул основал предводитель какашуринцев Халимбек, но такой важный источник как «Дневные записки малороссийского подскарбиягенерального Якова Марковича» упоминает Халимбекаул как уже существующее к 1725 году поселение (Маркович, 1859, с.141). Об этом же свидетельствуют и архивные данные дагестанского народного суда, в которых приводится свидетельство о происхождении коренных халимбекаульцев из Эрпелинского владения (ЦГАРД, ф. 90, оп. 2, д. 31, л. 17). Третья часть переселилась в селение Кадар (Бекбулатов, 2005).
Необходимо обратить внимание на тот факт, что все три села, в которые перебрались беженцы, входили в подчинение шамхала Тарковского Хасбулата, лояльного Надир-Шаху и потому были безопаснее для проживания нежели территория Мехтулы, правитель которой Ахмедхан по мнению некоторых авторов играл ведущую роль организации борьбы с Надир-Шахом (Тамай, 1958, с. 118,120; Багаутдинов, 2015, с. 2).
Согласно письму представителей какашуринского общества, после гибели князя Магомедхана, их предки, обосновавшиеся в Канабуре, избрали своим вожаком князя Эльдара сына Хасай-Мурзы (в русских источниках фигурирует как Эльдар Саимурзин), а те, которые жили на Шура-Озени избрали своим предводителем некоего чанку Гебека. По данным «Хронографа» Абдулла-Хаджи данных феодалов звали Эльдар и Халимбек и они приходились друг-другу братьями. Она же называет количество семей подвластных каждому из них. С Эльдаром в Канабур перебралось сто дворов, а с Гебеком (или иначе Халимбеком) в долину Шура-озень отправилось только 15 дворов.
Эльдар фигура вполне историческая. В частности, он фигурирует в 1832 году «Реестре горским владельцам» («Деревня Канабур, оною владеет Элдар Саимурзов» (Еропкин, 1958, с. 121)), а также является автором «Письма канабурского владетеля Элдара сына Касай-Мурзы Кизлярскому коменданту Н.А. Бунину», датируемого августом 1738 года (Оразаев, 2002, с. 142-143). Тот факт, что он упоминается в 1732 году как владетель Канабура, может свидетельствовать о его изначальном подчинении шамхалам, а не мехтулинским ханам.
После победы над Надир-Шахом, одержанной Ахмедханом Мехтулинским в Аймакинском ущелье и коалицией горских обществ в Андаляле, какашуринцы постепенно начали возвращаться в родное селение. Первой вернулась группа беженцев, скрывавшаяся в Халимбекауле. В восстановленном селе стал править Гебек. Однако, через некоторое время в Какашуру возвратились и беженцы, возглавляемые Эльдаром. Между двумя феодалами начинается борьба за власть в какашуринском уделе. Победителем из противостояния вышел Эльдар. Гебек со своей семьёй удалился сначала в Кубинское ханство, а потом перебрался в Кайдаг, где стал известен под прозвищем Шура-Гебек (Вагабов, 1967), указывавшим на его родное селение.
Х.-М.О. Хашаевым были выявлены материалы, подтверждающие существование и Шура-Гебека. В частности, им приводятся сведения о принадлежности наследникам Шура-Гебека доходов с семи дворов янгикентских евреев и трёх дворов раят селения Хан-Мамед-Кала (ныне посёлок Мамедкала Дербентского района) и нескольких участков в селении Янгикент (ныне в составе Кайтагского района). Потомки Шура-Гебека имелись в начале XX в. и в селении Ерси (ныне в составе Табасаранского района). По сведениям его потомков, Шура-Гебек не был чанкой, а был племянником Магомед-шамхала и по материнской линии восходил к мехтулинскому ханскому дому (Феодальные отношения…, с. 186-187). По мнению К.М. Алиева под Магомед-щамхалом в данном случае подразумевался Тишсиз-Баммат («казанищенский владелец Мамет» русских документов), правивший несколько месяцев в 1763 году (Алиев, 2008, с. 71). В пользу того отождествления говорит и нахождение самого Гебека с его подданными в Халимбекауле – на территории бамматулинского удела Тарковского шамхальства, правителями которого были Тишсиз-Баммат и его отец – младший брат шамхалаХасбулатаСаадат-Герей. Родство с мехтулинским домом по женской линии, по всей видимости, послужило для Гебека мотивацией претендовать на наследство какашуринского князя Магомедхана.
Таким образом, оба противоборствующих феодала были связаны с шамхальским домом. Гебек мог опираться на родство с мехтулинским и тарковским владетельными домами, а Эльдар на популярность среди подданных. В какашуринских преданиях о нём говорится как о человеке мужественном, наделённом большой физической мощью и снискавшим уважение у всего народа (Оразаев, 2002, с.146 ). Его авторитет был настолько значим, что с ним считались и его новые сюзерены – мехтулинские ханы Ахмедхан и Махти, так и не вмешавшиеся в его борьбу с Гебеком.
Эльдар став какашуринским владетелем получил в мюлк горы Калан-тау и Шурабах. Наследником Эльдара был Исхак. Ему удалось вернуть под контроль какашуринцев, захваченные было кадарцами в период их отсутствия кутаны Иргак, Сайманак и Яртюп-буршумук. После Исака правителем какашуринского удела стал младший брат мехтулинского хана Али-Султана Мутук. Любопытно, что человек по имени Исхак упоминается и в «Тарихи Какашура» и, при этом, согласно данной рукописи владел той же горой Шурабах (Оразаев , 2003.с. 228), которая была мюлком и Эльдара. Мы предполагаем, что данное совпадение совершенно не случайно и составитель «Тарихи-Какашура» также допустил ошибки в хронологии, подобно автору «Хронографа», отнеся исторического деятеля XVIII века к более раннему времени.
Обнародованное АбдулкадыромВагабовым письмо уточняет родословную мехтулинских ханов, указывая, что у Уллу-Ахмедхана были наследники (внуки) Алисултан, Ахмед-Аджи и Мутук. Первые двое также упоминаются Я. Рейнегсом, допустившим ошибочное отождествление Ахмед-Аджи с его отцом Уллу-Ахмедханом (ДИРЗЕА, 1992, с. 273).Мутук был гораздо менее известен, но именно он стал удельным какашуринским князем после Исхака сына Эльдара, однако период его правления выходит за хронологические рамки нашего исследования.
Сведения, изложенные в использованным нами источниках, в частности «Хронограф» Абдулла-Хаджи и «Письмо общества селения Какашура верховному комиссару», в целом, совпадают с уже введёнными в научный оборот источниками и известными фактами, дополняют их и позволяют существенно уточнить сведения о политических событиях в 1730—1740-х годов в Какашуринском уделе и в Мехтулинском ханстве в целом.
Список литературы
-
Абдусаламов М.-П. Б. Кумыкские феодальные владения в политической Дагестана в первой половине XVIII века. Махачкала: Издательский дом «Народы Дагестана», 2008. – 191 с.
-
Айтберов Т.М., Шмелёв А.И. Геналогия и хронология мехтулинских правителей // Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. – С. 166-176
-
Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. – 128с.
-
Алиев К.М. Шаухалы Тарковские. Махачкала: Республиканская газетно-журнальная типография, 2008. – 204 с.
-
Багаутдинов М.М. Ахмедхан Дженгутаевский – забытый герой Кавказа. Махачкала: Типография «Радуга-1», 2015. – 137 с.
-
Бекболатов П. Из архивов моего отца Ахмеда Бекбулатова (на кумык.языке) // Ёлдаш, 12.03. 05.
-
Вагабов А. Какашура – древнее селение // Заря коммунизма (на кумыкском языке), № 8, 1967.
-
Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII–XVIII вв. / Сост. В.Г. Гаджиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. – 301 с.
-
Еропкин Л.Ф. Реестр горским владельцам. 1732 г. // ИГЭД. М: Изд-во вост. лит-ры, 1958. – С. 121–125.
-
Маркович Я. Дневные записки малороссийского подскарбия генерального Якова Марковича. М: Типография В. Готье, 1859 – 283 с.
11. Оразаев Г.М.-Р. Памятники тюркоязычной деловой переписки в Дагестане XVIII в. Махачкала: Республиканская книжно-журнальная типография № 1, 2002. – 482 с.
12. Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2003. – 331 с.
13. Тамай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана // Революционный Восток. М.: Издание Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем. 1935. №5 (33). – С.116-137.
14. Тамай А.И.К вопросу о провале Дагестанской кампании шаха Надира (1741–1743 гг.) // Уч. зап. ИИЯЛ ДФ АН СССР. – 1958. – № 5. С.108–132.
15. Феодальные отношения в Дагестане: XIX– начало XX веков. М. Наука, 1969. –369 с.
16. ЦГА РД Ф. 90. Оп. 2. Д. 31.
Список сокращений
ДИРЗЕА – Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов
ИГЭД – История, география и этнография Дагестана
ИИЯЛ ДФ АН СССР – Институт Истории языка и литературы Дагестанского филиала академии наук Союза Советских Социалистических Республик
ЦГА РД – Центральный государственный архив Республики Дагестан
Идрисов Ю.М.