Ахмед Саип Каплан

saip-kopiyaНачало XX в. ознаменовалось бурным ростом интереса к политике во всем тюркском мире. Одной из важнейших причин возникновения подобной политической активности является Младотурецкая революция 1908 г. вызвавшая восторг и сочувствие во всем мусульманском мире. В назревании этого эпохального события сыграл заметную роль и наш соплеменник потомок Солтан-Мута и Чопан-шаухала князь Ахмед Саиб-бей Каплан. О нем известно, что он родился в 1859 г. в семье полковника царской армии Абу-Муслима Капланова, в 1888 году, дослужившись до чина ротмистра (капитана) он эмигрировал в Османскую империю. Знатного и конвой турецкого султана, но затем, разочаровавшись в порядках царящих при дворе деспотичного Абдул-Гамида II, он переезжает в столицу Египта Каир. Здесь он окончательно перешел на сторону запрещенной в Турции организации младотурок «Иттихад ва Тераки» («Единение и прогресс»), требовавшей восстановления в Османской империи конституционной монархии. Дело в том. Что в 1877 г. в Турции была принята конституция Мидхат-Паши, вскоре однако отмененная султаном Абдул-Гамидом II.

Вот что писал о дальнейшей деятельности Ахмеда Саиба, в 1909 г. его хороший знакомый редактор газеты «Стамбульские новости» Джелал Эд-Дин Коркмасов: «Санджак – орган турецкого историка и члена комитета («Идтихат ва Тераки») Ахмеда Саиба. На страницах Санджака появлялись «Исторические опыты из последних царствований» ярко освещающие все отрицательные слабые стороны старого режима. Гораздо позднее тот же Ахмед Саиб издает в Египте газету «Шура-и-Уммет» («Национальный Совет»), которую вскоре переносится в Париж, в издании принимает ближайшее участие Ахмед Риза (идейный вождь младотурецкого движения). Газета «Шура-и-Уммет» продолжала выходить до самого июльского переворота (имеется ввиду Младотурецкая революция 1908 г.)». 

Здесь следует пояснить, что в 1909—1910 гг. находясь в столице Османской империи Дж. Коркмасов развил активную политическую и журналистскую деятельность. Совместно с единомышленником Каплана либералом Ахмедом Джевадом он издает первую в истории Турции газету на русском языке «Стамбульские новости». Газета, выходившая в 1909—1910 гг. представляли собой богатое политической и научной информацией издание, уже в самом начале в газете оформилось два течения правое издатель- Ахмед Джевад и левое редактор — Джелал Коркмас (так он называл себя в Турции). Если первый печатал материалы о политической ситуации в Турции и о деятельности нового младотурецкого парламента, то второй большее внимание уделял вопросам экономики, культуры и истории провинций империи. 

Прекрасно иллюстрированные «Стамбульские новости» были адресованы довольно многочисленной русскоговорящей общине эмигрантов в Османской империи. В газете публиковались материалы по экономике, культуре и истории Турции. В газете помещались публикации, как русскоязычных авторов: Дж. Коркмасова (подписывался как Джелал-бей, или Д.К.), А. Ширинского ( посвятил большую статью проблемам крымских мухаджиров), так и целый ряд статей переведенных с турецкого, таких авторов как Ахмед Мидхат (крупнейший турецкий писатель-прозаик и философ своего времени), художественные произведения турецких авторов (многие из которых на русских переводились впервые). Нас же больше всего заинтересовала публикация в газете статьи Ахмеда Саиба «Как мы добыли конституцию» .

В преамбуле к первой статье Коркмасов писал: «Автор этой статьи Ахмед Саиб-бей из выдающихся младотурецких деятелей, видный журналист и известный историк. Он издавал в Египте младотурецкий орган «Санджак» («Знамя»), а позднее вместе с Ахмед Риза-беем, ныне Президентом Палаты, газету «Шура-и уммет». Ахмед Саиб-бей известен как автор многих солидныхтрудов по истории Турции. «Произведения его как История султана Абдул-Азиза», «История султана Мурада», «Начало царствования Абдул-Гамида», «Последняя турецкая война» и мн. др. охватывают вторую прошлого столетия. В настоящее время Ахмед Саиб –бей состоит членом Исторического института, основанного по инициативе султана Магомеда V для составления Национальной Оттоманской библиотеки».

Для читателей не так близко, как Дж. Коркмасов знающих политические реалии Османской Турции столетней давности добавим, что в после раскола произошедшего на I Всеосманском конгрессе всех оппозиционных партий (4-9 февраля1902 г.) Ахмед Саиб решительно встал на сторону ее эволюционистского крыла (турецкий аналог русских конституционных демократов (кадетов) начала XX в.). Тогда же он становится директором Каирского бюро младотурецкого движения. Причиной же переноса газеты «Шура-и-Умет», кстати сказать, главного печатного органа умеренного крыла младотурок, послужил арест Ахмеда Саиба Каплан англо-египетскими (Египет был еще в 1882 г. оккупирован Великобританией) властями по требованию турецкого султана Абдул-Гамида II. 

Каплан постепенно отойдя от правящего крыла младотурок занялся преподавательской деятельностью в Стамбульском университете, а также изданием с 1911 г. журнала «Историческая и политическая правда», где выходили его статьи посвященные проблемам внутренней и внешней политики Турции, а также судьбам северо-кавказских мухаджиров (переселенцев). 

С 1915 г. Ахмед Саиб Каплан принимал активное участие в создании и деятельности «Комитета защиты прав угнетенных тюрко-мусульманских народов России», среди основателей которого были близкий товарищ Абусуфьяна Акаева азербайджанский философ-исламовед и политический деятель (создатель первой в истории Азербайджана партии -«Дифаи») Ахмед Агаев (Агаоглу), а также выдающиеся татарские ученые-политологи Юсуф Акчура (бывший редактор газеты «Казан мухбир», затем основатель и редактор журнала «Тюрк Юрду») и Рашид Ибрагимов (из сибирских татар). В декабре 1915 г. симпатизирующий тюркам венгерский журнал «Международные отношения» («Кулугу хадыгы») опубликовал 1915 г. карту территориального проекта Комитета. В соответствии с ней независимость должны были обрести Туркестан, Казахстан (включавший и Западную Сибирь вплоть до слиянии Иртыша с Обью, то есть территорию бывшего Сибирского Ханства), Крымское ханство, Конфедеративные штаты Кавказа и Казанское ханство от тундры на севере до Каспийского моря на юге. В 1916 г. Комитет направил декларацию на имя президента США Вильсона требовавшую вмешаться в царящий в России произвол по отношению к мусульманам. Следует напомнить, что 1916 г. ознаменовался ужасающим голодом в Средней Азии, вызвавшим здесь восстание жестоко подавленное царской армией. Одновременно произошло слияние Комитета в единую организацию с «Лигой коренных народов России».

В составе представительной делегации Ахмед Саиб участвовал в том же году и в работе III –й конференции угнетенных наций ( L' Union des nationalites) в Лозанне (Швейцария), где он представлял интересы родного кумыкского народа. Кроме общих документов, составленных от имени Общества, были подготовлены и отдельные меморандумы от имени каждого народа. Общим содержанием всех документов было требование «полного равноправия тюрко-мусульман с русскими», культурной автономии и невмешательства государства в религиозную и культурно-языковую жизнь». 

Ахмед Саиб Каплан умер в 1920 г. в оккупированном англичанами Стамбуле. Однако идея свободы, которой Ахмед Саиб-бей посвятил свою жизнь восторжествовала, пусть уже и после его смерти. Мустафа Кемаль ( Ататюрк) добился аннуляции сепаратного Cеврского договора и положил начало новейшей истории Турции, в основу политики которой легли положения во многом испытавшие влияние эволюционистского крыла младотурок возглавляемого Капланом. Поэтому спустя тридцать лет после смерти Каплана в 1950 г. турецкий исследователь Халык Шахсувароглы писал, что: «Ахмед Саиб являет собой пример высокого самопожертвования и служения высочайшим целям нации, его имя занимает самое почетное место в галерее деятелей младотурецкой революции». От себя мы можем добавить, что одно из почетных мест принадлежит ему по праву и в истории нашего народа.

Юсуп Идрисов

Related posts:

comments powered by HyperComments