Темир-Булат Бейбулатов и Эдгар По: десять поразительных совпадений в личных и творческих биографиях поэтов разных эпох и народов

9846565

Наш краткий анализ удивительных совпадений в судьбах и свойствах поэтов на разных концах света будет посвящён двум удивительным людям: американскому поэту, прозаику и теоретику литературы Эдгару Алану По и кумыкскому поэту, прозаику, переводчику, режиссёру и композитору Темир-Булату Бейбулатову.

  1. В именах обоих поэтов присутствует воинственный корень. В частности корень «гар» в имени Эдгар означает копьё, а слово «булат» в имени Темир-Булат означает сталь.

  2. Оба, и По и Бейбулатов родились в бедных семьях, а образование получили благодаря помощи опекуна Алана (По) и мецената Джанхувата Тонаева (Бейбулатов).

  3. По удивительному совпадению и Эдгар По и Темир-Булат Бейбулатов учились в военных училищах. Эдгар По был также известен как отличный спортсмен, а Темир-Булат Бейбулатов прославился своей храбростью на фронте, да и в мирное время само его имя внушало страх его врагам.

  4. Возлюбленные обоих поэтов – Вирджиния и Супьян-Ханум умерли молодыми от чахотки.

И Эдгар после смерти Вирджинии и Темир-Булат после смерти Супьян-Ханум впали в тяжёлую депрессию и посвятили им одни из самых проникновенных своих стихотворений.

  1. Слава пришла к Темир-Булату и Эдгару почти в одном возрасте. В 1845 году 36-летний опубликовал своё самое знаменитое стихотворение «Ворон», которое прославило его на всю страну. В 1917 году 37-летний Темир-Булат организовал Литературно-театральное общество и начал издавать ставший легендарным журнал «Танг чолпан»

  2. Каждый из них был первооткрывателем важностей литературы и её реформатором. Эдгар По дал началу жанрам детектива и «ужасов», а Бейбулатов заложил основы кумыкской драматургии, являлся первым крупным теоретиком перевода в кумыкской литературе и активно ратовал за реформу стихосложения на родном языке. Его рассказ об ужасах большевистского террора в некоторой степени сродни ужасам из новелл По.

  3. Оба поэта большое значение придавали музыке. Еще, будучи маленьким ребёнком Темир-Булат научился играть на агач-комузе и гармонике. В годы учёбы в Ставропольской гимназии он освоил пианино и гитару. Позже Темир-Булат Бейболатов написал одни из первых дагестанских опер – «Танг чолпан» («Утреняя звезда») и «Шамиль в Ахульго» (обе оперы оказались утеряны после ареста Т.-Б. Бейбулатова). В свою очередь, Эдгар Аллан По Эдгар По считал музыку самым высоким из искусств, именно поэтому его стихи отличаются неповторимой музыкальностью (подобная музыкальность свойствена, например, и для поэмы Бейбулатова «Путина» написанную на русском языке и для ряда его кумыкоязычных произведений). Произведения По легли в основу опер Клода Дебюсси «Чёрт на колокольне» и «Падение дома Ашеров» и симфонической поэмы Рахманинова «Колокола».

  4. И По и Бейбулатов подвергались систематической травле критиков. На Бейбулатова нападал И. Аурбиев. В атаках на По особенно усердствовал некто Руфус Гризвольд. В свою очередь, сами Темир-Булат Бейбулатов и Эдгар Алан По были мастерами журналистского жанра, редактировали журналы и писали для них интересные литературно-критические очерки, а также статьи о злободневных проблемах (в частности, Темирбулат Бейбулатов много писал о политике).

  5. Современники отмечали в Темир-Булате Бейбулатове такие качества как наивность, небрежность к своему творчеству, недооценка своего поэтического таланта. Эти же свойства характера в немалой степени были присущи и Эдгару По.

  6. До сих пор остаются неизвестными и вызывают много вопросов обстоятельства смерти обоих поэтов. Темир-Булат сгинул в ГУЛАГе, а Эдгар По предположительно пал случайной жертвой грязных технологий предвыборной компании США.

Виктор Эремит, магистр философии (Копенгаген)

Related posts:

comments powered by HyperComments